Позитивизм и его исторические формы. Ранний позитивизм

Позитивизм (от лат. положительный) - философское направление в науке, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтеза и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права. Создатель П., введший этот термин, франц. мыслитель Огюст Конт объявил метафизикой всякую науку, признающую познаваемость объективной реальности. Труды: «Курс позитивной философии», «Дух позитивной Ф». Контовская задумка онаучить Ф была воплощена в жизнь в процессе открытия следующих законов: 1. Закона трёх стадий развития интеллекта. 2. закона постоянного подчинения воображения наблюдению. 3. закона классификации наук

Закон 1: Согласно К., вся история познания явлений природы есть последовательная смена трёх «состояний» человеческого ума, трёх видов мировоззрения или трёх методов – теологического, метафизического и позитивного.

1. Теологический метод составляет первую ступень в развитии человеческого ума, который на этом уровне своего развития стремится к абсолютному знанию.

2. Вторая ступень в развитии человеческого ума – «метафизический метод» - видоизменение теологического метода: сверхъестественные силы заменены здесь олицетворёнными абстракциями, лежащими в основе всех наблюдаемых явлений.

3. Положительный, или позитивный, метод, по К., предполагает отказ от «абсолютного» знания, если отказаться от метафизики, то не будет лженауки.

Признаком наступления позитивной стадии является доминирование в сознании общества закона 2. Исходное его утверждение состояло в требовании, чтобы наука отказалась от проникновения в сущность вещей и ограничилась только описанием внешнего облика явлений.

 Важное место в контовской философии занимает так называемая «классификация наук». Согласно этой классификации, на первом месте стоит математика, которая по мнению К., ранее всех перешла в позитивную стадию, затем следует астрономия, физика, химия, биология. На последнем, шестом, месте в ряду основных наук стоит «социология».

Ликвидируя философию, К. сводит её к простому суммированию общих выводов естествознания и согласования их друг с другом через построение классификации наук. Философия должна, по замыслу К., заниматься лишь упорядочением совокупного обозрения явлений, тем самым она утрачивает свои действительные философские проблемы и вопросы. Главную функцию такой философии К. видит в так называемой демаркации знаний (проведение границ): то, что проверено опытом – наука, то, что не проверено опытом – не наука. Гуманитарные науки (за исключением социологии) он вообще не называл наукой. Задача философии К. заключалась также в противостоянии традиционной философии.

Методологию, соответствующую духу позитивистской Ф, разработал Миль. Он считал, что научным методом познания является усовершенствованная индукция. Качества, которыми Конт наделял позитивное мышление (реальность, полезность, достоверность, точность, положительность) для Миля были ни чем иным, как свойствами индуктивного научного мышления. Главным отличием Милля является его концепция развития науки в рамках логической теории. Задачу научной логики он видел в том, чтобы выявить способ фиксации относительно устойчивой последовательности чувственных переживаний и ощущений субъекта. Что касается философии, то М. сводил её к всеобщей методологии познания на базе субъективно-идеалистического феноменализма.    

Главной особенностью философии Герберта Спенсера, объединяющей всю предлагаемую им научную доктрину мира, оказывается учение об эволюции. Не претендуя на конечное объяснение причин эволюции, он пытается раскрыть её универсальные формы и закономерности протекания. А поскольку С. считает закон эволюции универсальным, то всё, что сказано им о мире, имеет отношение и к развитию познания, науки. С. исходил, из деления мира на «познаваемое» и «непознаваемое» (приблизительно соответствующие «миру явлений» и «миру вещей в себе», «ноуменов» кантианства). Наука способна познавать лишь сходства, различия и прочие отношения между чувственно воспринимаемыми явлениями. Однако она не в состоянии проникнуть в их сущность, особенно характеризуемую как непостижимое. Признание тайны непостижимого, стоящего за миром и раскрывающегося в нём,- последний вывод науки и первая интуиция религии. Поэтому, как мы видим, спенсеровская философия, при всём её сциентизме, не только не является атеистической, но и прямо разграничивает области научного и религиозного опыта. 

Идея раннего позитивизма—отказ от поиска сущности вещей и установка на описание явлений (феменолизм). Другими ключевыми идеями было сведение сложный процессов развития к простому сочетанию интеграции и дифференциации, и наконец, сознательная антиреволюционность как отрицательное отношение к социальным революциям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: