Критический рационализм

Философская программа критического рационализма была создана австрийским философом Карлом Поппером /род. 1902/. Труд: «Логика научного исследования».

В мире правдоподобного знания требования опытной проверяемости, действительно, оказывались неуместными (позитивизм). Это означало, что критерием, позволяющим отличать подлинную науку от псевдонауки, является не проверяемость, а опровергаемость, т.е. фальсифицируемость подлинной науки, во-первых, и, во-вторых, не истинность, а только правдоподобность настоящей науки. Подлинная наука не должна согласовываться со всеми фактами и опытами, а какие-то из них непременно запрещать.

Идеи фальсификационизма не новы, т.к. ещё Ксенофон, Демокрит и Сократ говорили, что людям, в отличие от богов, свойственно ошибаться и, что знание всегда является человеческим знанием. Поппер довел эту теорию до завершения: до требования самокритичности субъекта знания. Заслуга Поппера в том, что в научном познании подтверждение и опровержение ассиметричны. Верить, учил П., следует лишь до тех пор, пока невозможно эти аргументы опровергнуть.

Концепция роста науки: Наилучшей теорией является та, которая уже опровергнута и, следовательно, стала питательной средой для новой теории, П. интересуется степенью правдоподобия научной теории.

«критический метод, метод проб и ошибок: метод выдвижения смелых гипотез, которые должны подвергнуться суровой критике, чтобы определить наши заблуждения», и есть метод науки.

Концепция Онтология трёх миров: Мир1—мир вещей, физической природы. Мир2 –мир человеческой индивидуальной психики. Мир3—мир идей, научного знания, морали и т.д. Мир3 состоит из теорий, проблем, аргументов и возникает как взаимодействие миров1 и 2. Мир1 существовал задолго до мира2, а мир3—побочный продукт человеческой деятельности, обеспечивающий биологическое выживание человека. Способом существования мира3 является язык. Облечённый в языковую форму, этот мир существует объективно, независимо от психики людей.

Концепция гносиологии без субъекта: Знание обычно считается тем в большей степени научным, чем меньше в нём содержится субъективных моментов. Отрицание субъективности, прежде всего, психологизма знания, приводило П к идее гносиологии без субъекта познания.

Концепция открытого общества: Социальные организации П делил на два типа: открытые-либеральные и демократические—и закрытые(первобытное общество, фашизм, социализм). В своей концепции П наибольшее внимание уделил критике Марксизма. Он считал Марксизм псевдонаукой по трём причинам:

· Эссенциализм, состоящий в претензиях на постижение сущности вещей.

· Холизм как учение о том, что в каждой части отражаются свойства целого

· Профетизм, состоящий в доказывании возможности предсказания будущего

Ганс Альберт «Трактат о критическом разуме».Он писал, что рациональное обоснование сталкивается с тремя трудностями—регрессом в бесконечность, порочным логическим кругом и произвольным(конвенциональным) постулированием первоначала. Способом преодоления этих трудностей является критический рационализм

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: