Фрейдизм и неофрейдизм

Психоанализ - направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основатель психоанализа - психиатр Зигмунд Фрейд (1856 - 1939). Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: бессознательного - особой психической реальности, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание; реакция вытеснения (из сознания в бессознание) всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической зашиты. Отрицательные эмоции, желания - все, что вытеснено в бессознательное дает о себе знать в виде спонтанных действий, поступков. Особая форма жизни бессознательного - сны - это реализация скрытых стремлений человека. Фрейдом выделяются две схемы психики: топографическая; динамическая.

При топографическом подходе бессознательное в виде большой прихожей, где разнообразные мысли, желания. Сознание - кабинет, куда они "вызываются". Между прихожей и кабинетом страж, впускает только угодные сознанию мысли. Иногда часть ненужных посетителей прорывается. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев - Оно, Я, Сверх-Я. "Оно" - мир бессознательного, где содержатся мысли и желания человека. "Я" - сознание человека, посредник между всеми компонентами психики. "Сверх-Я" - давящая и влияющая на личность "внешняя цензура": законы, запреты, мораль, традиции. "Я" пытается подчинить себе "Оно". Обычно ''Оно “ в скрытых или открытых формах подчиняет Я. Также "Сверх-Я" - нормы и запреты - часто подчиняет Я. Таким образом. "Я" человека испытывает мощное давление с трех сторон: • бессознательного - "Оно";• внешнего мира;• норм, запретов - "Сверх-Я".

Факторами, которые руководят и направляют психикой человека: • удовольствия; • вытеснение - психика вытесняет в бессознательное неприемлемые запрещенные желания и идеи. Вытесненные в бессознательное желания, мысли подвергаются сублимации - преобразованию в другие "разрешенные типы социальной деятельности и культурного творчества. Вначале Ф. считал: в основе бессознательного лежит либидо - сексуальное влечение, инстинкт. Либидо ищет свое выражение: в сексуальных действиях; в др.видах деятельности через преобразование сексуальной энергии в несексуальную. Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко: «выпущен на свободу» через действия; вытеснен в бессознательное; подавлен через реактивные образования (стыд, мораль). Позже в основе бессознат Фрейд видит– Эрос и Таитос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребности и продолжает род. Таитос (инст. смерти) подталкивает чел-ка к разрушению того, что кажется чужим и опасным. Жизнь чел-ка пост. взаимодействие Э. и Т.

По Фрейду чел.общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразование ее в культуру. Общество создает заменитель подавленной энергии - ритуалы. Ритуал - форма реализации вытесненных желаний. Ритуалов множество - религия, мораль, искусство, поэзия, музыка, зрелища, массовые мероприятия. Подавление приводит: к массовым психозам, всенародной депрессии; к более сложным ритуалам. В этой связи возникает феномен толпы, массы. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна. Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить в собственную исключительность и повести толпу за собой.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, разработанное его продолжателями - Альфредом Адлером, Вильгельмом Райхом, Густавом Юнгом, Эрихом Фроммом. Альфред Адлер (1870 - 1937) в основе "великих" действий человека, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни. Вильгельм Райх (1897 - 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма. Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормальной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию человека. Человек вынужден жить в "тисках" культуры - это приводит к "невротизации" человека, гибели его истинного "Я". Единственный способ спасти человека - полное ниспровержение культуры, раскрепощение, сексуальная революция.

Карл Густав Юнг (1875 - 1961) выдвинул теорию архетипов. Согласно Юнгу жизненная энергия человека, наталкиваясь на препятствия окружающей жизни, переводится во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы - универсальные образы, "код" общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архетипы - "зашифрованная" история человечества, высшие истины. Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архетипы, понять их смысл, а через них - себя и окружающую действительность.

Эрих Фромм (1900 - 1980) поставил проблему противоречивости человеческого существования. Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого существования: патриархат и матриархат; гуманистическое и авторитарное сознание; власть и подчинение; личное бытие и историческое бытие. Цель философии - помочь человеку решить эти противоре­чия. Главный способ их решения - культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее.

Г. Маркузе (1898 - 1979). Главное произведение Маркузе - "Одномерный Человек". Современное "одномерное общество" воспитывает нормального, но "одномерного человека", обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления - потребления. Человек-потребитель постепенно становится "винтиком", зависит от общества, мельчает как личность, подавляет себя. Выход из данного положения, "прорыв" одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности.

 

ПРАГМАТИЗМ

Прагматизм - направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике. Основатели - американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 - 1952).
К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности. Д. Дьюи: отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными; центральным понятием философии является понятие опыта; под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;  делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой.

Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) - помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Согласно Дьюи основная задача философии в том, чтобы преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни. Важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества - социальная реконструкция. Социальная реконструкция включает и себя: совершенствование отношений собственности; приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки (крупные единоличные собственники, монополисты и др.); более справедливое распределение произведенных материальных благ; борьбу с бедностью; совершенствование демократического гос.строя; сглаживание внешн. и внутр. конфликтов.

Другое ключевое средство совершенствования опыта кроме соц.реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научн.методов «высоких технологий». Следоват-но, опыт можно преобразовать, используя новейшие научн.методы и высокие технологии, причем внедрять методы и технологии необходимо в образование(нач., ср, высш.) и через образование.

Третий важнейший путь реконструкции опыта - совершенствование мышления. Согласно Дьюи осн.задача философии- совершенствование опыта путем применения к нему новейших научных методов. Метод -порядок приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта. Осн.задача науки и научн.метода - оптим.достижение человеком своих целей. Если посредством метода цель достигнута, то метод - истинен, а если нет, то он - ложный. Метод не направленный на результат не заслуживает внимания; существуют конкретные методы для достижения конкретных целей; следоват-но необходимо выявить конкретный механизм действия метода.

Цель научного метода - превратить проблематическую ситуацию в решенную. Научный метод - конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную. Этапы преобразования проблемы: определить конкретный источник проблемы - четко поставить конечную цель- выдвижение гипотезы- критический анализ гипотезы - принятие окончательного решения внедрения гипотезы в жизнь, проверка этой гипотезы на истинность или ложность.

два типа познания: чувственного (крестьяне, рабочие и.т.д.) - доступно всем, но не достоверно (т.е. докса.),т.к. окр.мир изменчив; созерцание чистых идей(образованные люди) - доступно немногим, но т.к. они постоянны и универсальны, то они дают эпистеме. Исторически труд делится на низшую физическую и высшую духовную деятельность, следовательно выделяют типы мировоззрения (познания): материалистическое; идеалистическое.

Проблема морали и социальной философии.

Можно выделить следующие положения учения Дьюи о морали и общественной жизни:

• не существует единственно возможного "высшего блага", к которому должно стремиться человечество;• существует плюрализм целей и благ; основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность; большинство людей стремится к указанным благам; следовательно, сам рост является во всех случаях главной моральной целью;• моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае; демократия - оптим.форма человеческого общежития; цель должна соответствовать средствам, а средства- целям, применение неблаговидных средств приведет к изменению целей; демократия должна отказаться от насилия; общество нуждается в сглаживании соц.противоречий, в социальной реконструкции; осн.рычаг соц.реконструкции- применение научн.методов и высоких технологий в образовании и морали

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: