Экзистенциализм - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.
Актуализации и расцвету экзистенциализма в 20-е - 70-е гг. XX в. способствовали следующие причины: нравственные, экономические и политические кризисы; бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку; опасность гибели человечества; усиление жестокости, распространение фашистских и иных тоталитарных режимов; бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты: уникальность человеческой личности; противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; проблема отчуждения; проблема одиночества, заброшенности человека; проблема бессмысленности жизни; проблема внутреннего выбора.
Основатель датский философ Сьорен Кьеркегор (1813- 1855). Он поставил вопрос: почему философия почти не уделяет внимания человеку, растворяет конкретного человека во всеобщих, абстрактных вопросах? Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его проблемам, помочь ему найти истину. Философом были выделены понятия: неподлинное существование - полная подчиненность человека обществу, без осознания своего "Я"; подлинное существование - выход из состояния подавленности обше-ством, сознательный выбор, нахождения себя. Подлинное существование и есть экзистенция. В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии: эстетическую; этическую; религиозную.
На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним миром. На этической стадии человек делает сознательный выбор, теперь им движет долг. На религиозной стадии человек глубоко осознает свое призвание, внешний мир не имеет для него особого значения. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест", превозмогая все страдания и внешние обстоятельства. Лучшими представителями экзистенциализма XX в., собственно создавшими его, были: Карл Ясперс(1883 - 1969); Жан-Поль Сартр (1905-1980); Альбер Камю (1913 - 1960); Мартин Хайдеггер(1889 - 1976).
Карл Ясперс - немецкий философ - был одним из первых, кто поднял экзистенциалистские проблемы в XX в.. Согласно Ясперсу человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизни. При этом он не знает своих скрытых способностей, возможностей. Однако в особых случаях истинная натура, скрытые качества выходят наружу. По Ясперсу, это пограничные ситуации. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью - высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта. Человек приближается к трансцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые "шифры" трансцедентального: эротику, секс; единство себя с собственным внутренним миром; свободу; смерть - конечность бытия.
Основная проблема экзистенциональной философии Жана-Поля Сартра - проблема выбора. Центральным понятием сартровской философии является "для-себя-бытие". "Для-себя-бытие" - высшая реальность для человека. Однако полностью осознать себя человек может только через "для-другого-бытие"- различные взаимоотношения с другими людьми. Важнейшим условием жизни человека, ее "стержень", основание активности - свобода.
Человек находит свою свободу и проявляет ее в выборе, но не простом, а в жизненно важном, судьбоносном, когда решения избежать нельзя (вопросы жизни и смерти). Такой вид решения Сартр именует экзистенциальным выбором. Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед. Вся жизнь - цепочка различных «маленьких жизней», связанная особыми "узлами" - экзистенциальными решениями. По Сартру, свобода человека абсолютна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Человек обречен на свободу. Вместе с проблемой свободы возникает проблема ответственности. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя. Единственное, за что человек не может отвечать, это за свое собственное рождение.
Альбер Камю сделал главной проблемой своей экзистенциальной философии проблему смысла жизни. Главный тезис философа - жизнь человека в сущности бессмысленна. Смертны все. Жизнь человека – абсурд. Главные доказательства абсурдности жизни: соприкосновение со смертью; соприкосновение с окружающим миром.
Мартин Хайдеггер разрабатывал основы экзистенционального понимания предмета и задач философии. По Хайдеггеру: экзистенция- бытие к которому чел-к сам себя относит, наполненность бытия человека конкретикой; его жизнь в том, что есть для него сущее.