Глава 1. Анализ теоретических положений развития системы бизнес образования в России

Введение

 

Можно стать более востребованным на рынке труда, подняться по карьерной лестнице и добиться значительной прибавки к заработной плате, если получить хорошее основное или дополнительное бизнес-образование. Конечно, ни одна образовательная программа не дает гарантии престижной и высокооплачиваемой работы, однако в любом случае дополнительные знания в послужном списке кандидата будут рассмотрены работодателем как плюс.

В условиях быстро развивающейся экономики всегда есть потребность в сильных руководителях, тонких стратегах, хороших менеджерах, которые направят это развитие в нужном направлении. В Советском Союзе, при плановой экономике, острой необходимости в таких специалистах не было. Сегодняшняя Россия с ее «юной», пятнадцатилетней, рыночной экономикой, напротив, нуждается в них, но, к сожалению, спрос все еще значительно превышает предложение. Поэтому различные образовательные программы могут сыграть важную роль в окончательном переходе к рыночной экономике и установлению новой экономической инфраструктуры. Бизнес-образование зарождается буквально у нас на глазах, и в формировании этого нового рыночного сектора участвуют тысячи людей и сотни организаций по всей стране. Практически каждый менеджер рано или поздно начинает задаваться вопросом о том, как и где повысить свою квалификацию. Руководители компаний тоже ощущают прямую зависимость между собственной конкурентоспособностью и уровнем подготовки сотрудников, и доля средств, выделяемых на корпоративное обучение, в структуре расходов увеличивается.

С каждым годом все большее количество организаций предоставляют возможность стать обладателем степени MBA, посетить бизнес - тренинги, пройти профпереподготовку и получить другие виды бизнес - образования.

Рынок бизнес - образования в России предлагает свои услуги нескольким, и все же немногим, группам людей. В прохождении курса «делового бойца» могут быть заинтересованы как бизнесмены и менеджеры, так и люди, получившие математическое, физическое, химическое образование, то есть, способные организовать свои мысли и догадаться о сути многих (в том числе и экономических) моделей, но желающие получить практические навыки, чтоб впоследствии переквалифицироваться. На некоторых программах возможно встретить студента, активно готовящегося к деловой жизни. Состав участников зависит от требований к поступающим, от продолжительности обучения, его стоимости, длительности и характера прохождения. Когда рынок в России был живым и активным, далеко не все управляющие могли позволить себе отлучиться на значительный период времени, чтобы получить дополнительное образование, поэтому они выбирали краткосрочные программы.

После своего появления в начале 90-х годов, рынок бизнес - образования прошел количественные и качественные изменения. На начальном этапе главная трудность российского делового образования состояла в преодолении сложившихся взглядов на систему образования в целом. Люди скептически относятся к программах двухдневных тренингов и смотрят свысока на прикладное образование, основанное не на теоретических выкладках, а на опыте ведения реального бизнеса.

Целью данной работы является описание современного состояния российского рынка бизнес-образования.

Цель определяет следующие задачи: описание общей ситуации на рынке и его ключевых показателей, определение объема и темпов роста, а также выявление основных тенденций и перспектив развития рынка. Мы охарактеризуем структуру отрасли, основных российских производителей и потребителей услуг бизнес - образования, смежные отрасли. Описав существующие виды бизнес - образования, показав основные тенденции каждого сектора и сегодняшнее многообразие предложений, можно будет сделать выводы о текущем положении дел на рынке и попытаться предсказать основные направления его развития.

Глава 1. Анализ теоретических положений развития системы бизнес образования в России

 

1.1 Сущность, понятия и функции бизнес образования

 

Интенсивное развитие предпринимательской деятельности, выход на российский рынок большинства крупнейших международных корпораций, рост спроса на высококвалифицированных специалистов в области управления, финансов, маркетинга обусловили необходимость расширения образовательной инфраструктуры, в которой выделился рынок услуг бизнес-образования. Причинами выделения бизнес-образования в вид предпринимательской деятельности явились следующие факторы:

- необходимость быстрой адаптации к изменению внешних условий,

- краткие сроков подготовки, преобладание практических знаний,

- более интенсивные образовательные технологий и многообразие используемых форм обучения, а также большая заинтересованность предприятий-заказчиков в получении профессиональных знаний персоналом.

Высокую значимость бизнес-образованию придает его специфическое положение на стыке рынка образовательных услуг и рынка труда специалистов, что особенно важно для подъема региональной экономики и определяет необходимость его постоянного развития, формирование новой эффективной вертикальной структуры управления обучением, основанной на тесной координации федеральной, региональной и муниципальной политики с учетом дальнейшего повышения роли и самостоятельности образовательных организаций и учреждений.

В этой связи, перенос центра экономической ответственности в решении проблем развития бизнес-образования на региональный и на муниципальный уровни требует предоставления соответствующих прав в формировании принципов, в выборе методов и функций управления, способных обеспечить их экономическую устойчивость на местах. Однако в настоящее время органы управления в регионах не располагают для этого достаточной научно-методической, информационной базами и не имеют практических механизмов управления.

По мнению Потемкина И. бизнес-образование - это образовательная деятельность по подготовке специалистов различных ступеней квалификации, участвующих в организации и ведение многообразных видов хозяйственной деятельности в условиях: рынка (в выполнении функций управления на предприятиях и в хозяйственных организациях).

Из вышесказанного следует, что в бизнес-образование не входит область подготовки специалистов к научной, преподавательской и публицистической работе, касающейся экономики и управления. Обозначенная граница довольно прозрачна, однако следует четко осознавать различия между бизнес-образованием и экономическим образованием. Последнее направлено, прежде всего, на познание экономических законов и понимание экономических процессов.

Савушкин Э. дает следующее определение бизнес-образованию: бизнес-образование - это уровень предприятий и организаций, а экономическое образование охватывает еще и национальную или мировую экономику, как в целом, так и по регионам и отраслям. Оно так же охватывает различные сферы хозяйственной деятельности (общественное производство, государственное управление, социальную сферу, экологию и т.д.), экономическую деятельность государства и других общественных институтов. В этом смысле оно шире, чем бизнес-образование. Но вместе с тем экономическое образование уже, чем бизнес-образование, хотя бы потому, что последнее, кроме экономической проблематики, включает в себя проблемы, которые с научной точки зрения являются предметами социологии и психологии, информатики и других «неэкономических» наук, положения которых плодотворно применяются в управлении предприятиями и деловыми организациями. По этой причине бизнес-образование стоит определять как отдельный вид образовательной деятельности, либо, если быть точной, как междисциплинарную область.

Собственно ни один бизнесмен или менеджер не может обойтись без экономических знаний, однако их доля в общем объеме знаний при получении бизнес-образования на порядок ниже, по сравнению с экономическим образованием.

Таким образом, наиболее полным и точным будет следующее определение бизнес образования: бизнес-образование – это подготовка профессиональных менеджеров-управленцев для предприятий различного вида собственности и направления деятельности, работающих с целью их развития и получения прибыли.

Рассмотрим основные характеристики бизнес-образования и традиционного экономического образования, которые сгруппированы в табл. 1.1.

Не корректно отождествление бизнес-образования и ранее доминировавшего в нашей стране традиционного экономического образования, поскольку специфика и значимость бизнес-образования позволяет его рассматривать как элемент инфраструктуры российского бизнеса.

Таблица 1.1. -Основные характеристики бизнес-образования и традиционного экономического образования

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ
1. Направлено на познание экономических законов и понимание экономических процессов, как на уровне экономики в целом (охватывая, в том числе, отрасли, регионы, общественное производство, денежное обращение, социальную сферу, экологию, экономическую политику государства и общественных институтов и т.д.), так и на уровне отдельных предприятий. 1. Направлено на углубленное изучение инструментов воздействия административно-управленческим аппаратом деловых предприятий и организаций, индивидуальными менеджерами и предпринимателями на ресурсы, которые используются для ведения конкретного бизнеса: материальные, финансовые, информационные. Относится к междисциплинарной области, так как, кроме экономической проблематики включает в себя вопросы социологии, психологии, информатики, и др., при этом доля экономических знаний по сравнению с образованием, получаемым по экономическим специальностям существенно ниже.
2. Характерно формирование умений решать в основном аналитические и исследовательские задачи, в том числе в области подготовки прогнозов, планов, постановлений, регламентирующих документов и др., для последующего принятия управленческих решений. 2. Характерна сугубо прагматическая направленность на формирование навыков принятия эффективных, ответственных решений, на участие менеджера в практической работе, соответствующей целям делового предприятия или созданию и развитию нового бизнеса.
3. Базовое образование 3. Дополнительное образование ради карьеры и предпринимательского успеха.
4. Обучение в основном молодежи. 4. Обучение в основном взрослых людей.

 

Важной для понимания сущности современного бизнес-образования является прагматическая направленность оного, подразумевающая, что бизнесмен или менеджер, получивши бизнес-образование, будет прямо или косвенно принимать участие в практической работе, направленной на достижение целей предприятия. Для экономического образования эта особенность менее характерна. Экономисты значительно чаще работают просто «исследователями», а в деловых организациях - аналитиками. Они участвуют в выработке государственной политики, разработке постановлений, регламентирующих документов, заняты преподавательской и публицистической деятельностью, но непосредственного отношения к собственно управленческой работе, предусматривающей ответственность за принимаемые решения, не имеют.

В зарубежной же практике вообще не существует как такового деления на экономическое образование и бизнес-образование. Там отдается предпочтение соотнесению образовательных программ с целью и областью применения полученных знаний и выглядит это следующим образом:

1. «деловое администрирование» (business administration) - это управление в бизнесе ради получения прибыли;

2. «управление в государственной сфере» (public administration) - управление в государственной сфере ради общественной пользы.

Содержание бизнес-образования определяется, прежде всего, спросом и предложением (на него). Где есть спрос и предложение, тут же возникает рынок - рынок бизнес-образовательных услуг, который можно определить как сферу экономических отношений, возникающих между субъектами рыночных отношений по поводу купли-продажи весьма специфичного товара — а именно, бизнес-образовательной услуги. Специфичность этого товара обусловлена, прежде всего, сущностью бизнес-образовательной услуги, которая представляет собой услугу социального характера по передаче индивиду знаний, опыта, умений и навыков, направленную на одновременное удовлетворение потребности человека (индивидуальная потребность), хозяйствующих и иных субъектов экономики (групповая или коллективная потребность) и общества (общественная потребность) в повышении образовательного и профессионального уровня. Социально-экономическую природу бизнес-образовательной услуги наиболее полно отражают те особые свойства, которые характерны для услуг вообще, и те исключительные свойства, которые характерны только для бизнес-образовательных услуг.

К первым относятся свойства, обусловленные нематериальностью (невещественностью) услуг. Действительно, услуги нельзя складировать, консервировать, хранить в ожидании потребителя, «пробовать на зуб» и т.д. Степень такой нематериальности (невещественности) достаточно дифференцирована. Но наиболее нематериальной среди всех услуг является бизнес-образовательная. Нематериальность услуг затрудняет одномоментную и достаточно точную оценку их качества. Кроме того, качество услуг в значительной степени зависит от личности того, кто ее оказывает.

К исключительным свойствам бизнес-образовательных услуг относятся, прежде всего, такие их свойства, как необходимость непосредственных контактов между их производителями и потребителями: достаточно жесткая зависимость качества бизнес-образовательной услуги не только от конкретного лица, оказывающего эту услугу, но и от конкретного лица, потребляющего ее (базового образования, индивидуального восприятия материала, психологических особенностей, способностей и т.п.); способность качественно преобразовывать их потребителя, повышать его образовательный, профессиональный, культурный потенциал как работника и как личности; как правило, многопрофильный характер образовательных услуг (даже в рамках их отраслевой специализации), что предполагает комплексность их производства.

Отличительным свойством бизнес-образовательных услуг является также повышенная трудоемкость их создания. В последние десятилетия в связи с расширением технических, информационных и иных возможностей обучения растет и их фондоемкость. Но в отличие от многих других услуг социальной направленности, процесс производства бизнес-образовательных услуг имеет крайне ограниченные возможности замены живого труда овеществленным.

Не менее значимым исключительным свойством бизнес-образовательных услуг служит отсроченный характер проявления их результатов и качества. Для бизнес-образовательных услуг характерна и крайняя сложность разработки системы более или менее объективных критериев и механизмов оценки их качества. Как правило, качество бизнес-образовательной услуги определяется в процессе проверки знаний обучающихся. Однако таким способом можно выявить лишь потенциальные способности последних, и получить представление о сравнительных, но не об абсолютных параметрах качества услуги.

Усиление в последние десятилетия интеграционных процессов в мировом сообществе привело к наиболее яркому высвечиванию такого свойства бизнес-образования, как его интернациональный характер. Практическая реализация этого свойства находит отражение в расширении международного рынка бизнес-образовательных услуг. Процесс этот достаточно противоречив, разброс мнений специалистов по его оценке очень велик: от крайне позитивных до крайне негативных.

Превращение бизнес-образовательной услуги в товар не меняет ее сущности. Но те особые свойства, которые характерны для услуг вообще, и те исключительные свойства, которые характерны для бизнес-образовательных услуг, накладывают отпечаток на субъекты рыночных отношений и механизм функционирования рынка бизнес-образовательных услуг, делая его принципиально отличным от других видов рынка.

Основными субъектами рыночных отношений на рынке бизнес-образовательных услуг являются: производители бизнес-образовательных услуг (бизнес-образовательные учреждения и физические лица, оказывающие бизнес-образовательные услуги в индивидуальном порядке); потребители бизнес-образовательных услуг (отдельные физические лица, фирмы, предприятия, организации, органы управления и т.п. - делящиеся на две основные группы: «коммерческие структуры» и «частные потребители»); посредники (включая службы занятости, биржи труда, общественные институты и структуры, способствующие продвижению бизнес-образовательных услуг на рынке, и т.д.).

Интересы «коммерческих структур» при этом являются доминирующими над интересами «частных потребителей», т.к. в дальнейшем последние, в своем большинстве, используют свои знания в интересах первых.

Содержание управленческой работы в коммерческих структурах и специфика управленческой деятельности, требуют от частного потребителя выполнения разнообразных ролей и обладания различного рода навыками и знаниями в зависимости от его позиции в управленческой иерархии. Это позволяет сформулировать три главных цели бизнес-образования:

1. Передача знаний.

2. Выработка умений и навыков.

3. Формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения.

Передача знаний частному потребителю связана, во-первых, с освоением положений фундаментальных наук (экономики, социологии, психологии, информатики и т.д.); во-вторых, научных дисциплин, относящихся к осуществлению различных функций управления, к которым относятся финансы, маркетинг, менеджмент, управление персоналом, управление производством и т.п.; в-третьих, знаний о среде бизнеса, как внутренней, так и внешней - внутрифирменное планирование, институциональная экономика, право, информация для бизнеса, региональная экономика, экология. Массив знаний, которым должен обладать будущий или действующий частный потребитель весьма велик и разнообразен. Он включает в себя как проверенные временем научные теории и концепции и отработанные методы, так и непрерывно появляющуюся, обновляющуюся и расширяющуюся, в связи с постоянно меняющейся объективной обстановкой в экономической и социальной сфере, информацию. Ни в коем случае нельзя упускать из виду то, что при изменениях среды и (или) самих коммерческих структур может существенно изменяться потребность в различного рода знаниях, что в свою очередь может кардинально изменить состав и содержание дисциплин в программах бизнес-образовательных учреждений.

Выработка умений и навыков предусматривает развитие способности к осуществлению управленческой деятельности на практике. Мало изучить методы принятия решений, важно уметь принимать точные решения на практике. Знания о приемах ведения переговоров должны приводить к умению заключать выгодные контракты, а знание теории мотивации — к реальному умению убедительно мотивировать людей к эффективному выполнению работы. Достижение этой цели привносит в бизнес-образование компоненту, которая отсутствует; допустим, в экономическом или социологическом образовании, а именно; выработку и закрепление соответствующих навыков посредством тренингов, обучения и стажировки на практике и т.п. Именно в этом заключается преимущество бизнес-образования. Частный потребитель должен быть не только «ознакомлен» с теорией, но и должен быть «натаскан» на практику. Причем практические умения и навыки должны составлять 50% от курса, по отношению с фундаментальными знаниями.

Формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения связано, прежде всего, с развитием личности частного потребителя, что предполагает энергичность, инициативность, надежность, способность к творческому подхода, гибкость, оперативность, быстроту мышления, мужество, уверенность в себе и т.п. Не менее важное значение имеют социальная ответственность, осознание и умение следовать этическим и нравственным нормам.

Главные цели бизнес-образования состоят в передаче профессиональных знаний о рынке, выработке навыков и умений управления, формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения менеджеров.

К числу актуальных и взаимосвязанных задач развития российского бизнес-образования можно отнести:


 

 

 


Рисунок 1 – Основные задачи российского бизнес-образования

 

Бизнес-образование, реализуя свои задачи по распространению профессиональных, знаний о бизнесе, способствует социальной мобильности и трансформации социальной структуры общества. Бизнес-образование создает возможности для реконверсии интеллектуального капитала в экономический и политический: получив профессиональную подготовку в сфере бизнеса, человек приобретает возможности изменения социальной траектории в направлении повышения своего социально-экономического статуса. Высокая стоимость услуг бизнес-образования определяет то, что получателями услуг становятся люди из обеспеченного социального класса, следовательно, имеет смысл говорить не столько о трансформации, сколько о воспроизводстве соответствующей социальной структуры.

На микроуровне бизнес-образование выполняет функции персональной и групповой идентификации, удовлетворения потребностей в индивидуальном развитии, достижении успеха. Функции бизнес-образования можно классифицировать как явные, или декларируемые, и латентные, или недекларируемые. Можно провести ещё более специфицированный анализ, выделив среди явных и латентных функций ожидаемые и неожидаемые. В качестве социального института бизнес-образование представляет собой относительно устойчивый тип и форму социальной практики, посредством которых организуется подготовка деловых людей, способных управлять капиталом и организовать производство товаров и услуг с целью извлечения прибыли на фоне риска и неопределённости и в рамках существующей бизнес-этики. Эта форма социальной практики позволяет обеспечивать устойчивость связей и отношений в рамках социальной структуры общества.

Важной функцией бизнес-образования является развитие связей, укрепление коммуникаций между предпринимательскими структурами и обществом. Посредством бизнес-образования происходит стимулирование роста профессионализма практиков сферы бизнеса, и тем самым повышение эффективности экономики. Ещё одна важная социально-экономическая функция бизнес-образования – укрепление регулирующей роли рынка и усиление конкуренции в системе образования, коммерциализация и консумеризация образования.

Содействуя инновациям, конструируя активного самостоятельного субъекта изменений, бизнес-образование тем самым создает альтернативу тоталитаризму, противодействует застою социально-политической системы.

К социокультурным функциям бизнес-образования относится профессиональная ориентация и адаптация, обеспечение вертикальной и человека в предпринимательской деятельности, воспроизводство деловой культуры, реализация инноваций в содержании курсов, поиск и внедрение новых обучающих технологий.

Среди социальных факторов, способствующих формированию сферы бизнес-образования, особое значение приобретают следующие:

- рост взаимосвязи между будущим социальным статусом и полученным бизнес-образованием, превращение инвестиций в собственное образование в реальный ресурс в будущем;

- осознание руководителями компаний и кадровыми службами ценностей профессиональной подготовки специалистов;

- превращение качества интеллектуального капитала компании в основное конкурентное преимущество фирмы;

- рост социальных статусов преподавателей, работающих в сфере бизнес-образования;

- усиление взаимосвязи рынка консалтинговых услуг и рынка бизнес-образования.

Функция управления бизнес-образованием реализуется с целью повышения эффективности учебного процесса, повышения репутации бизнес-школы на рынке образовательных услуг, достижения соответствия обучения потребностям потребителей. Рассмотрим функции бизнес-образования в деятельности предприятия (рисунок 1.1.)

 


Рисунок 1.1 – Функции бизнес-образования в деятельности предприятия

Исследование роли услуг бизнес-образования как части дополнительного образования, следует проводить при условии определения функций, которые данные услуги выполняют в повышении стабильности:

- образовательная функция услуг бизнес-образования заключается в повышении уровня знаний экономически активного населения региона в силу распространения передового опыта, знаний и навыков;

- информационная функция услуг бизнес-образования состоит в аккумулировании, анализе и распространении как общей, так и специфической информации по различным вопросам бизнеса;

- функция повышения уровня предпринимательской деятельности выражается в создании условий для наиболее эффективного использования трудовых ресурсов предприятиями региона, снижении кадрового дефицита в области управленческого, торгового, офисного и др. персонала;

- функция повышения стабильности экономики предприятия. Выполнение данных функций определяет роль услуг бизнес-образования в экономике. В связи с этим, целесообразно выделить взаимосвязь осуществляемых функций и выполняемых ролей рассматриваемыми услугами.

Отметим, что рассматривая данный вопрос, следует различать макро- и микроуровни.

1. Роль услуг бизнес-образования на макроуровне. Посредством заказов, субсидий и дотаций и т.д. государство или руководство региона способно изменить соотношение макроэкономических показателей. Так, например, Московский фонд подготовки кадров при Правительстве Москвы в течение ряда лет реализует программу, в соответствии с которой учебные заведения получают грант на проведение программ повышения квалификации для населения Москвы в целях развития предпринимательства. Также, с помощью грантов учебным заведениям (которые работали совместно с консалтинговыми агентствами) правительство Италии переориентировало региональные экономические кластеры на производство, соответствующее требованиям вступления в Евросоюз и тем самым, сохранило уровень занятости и экономической активности в потенциально депрессивных регионах. Различные предприятия бизнес-образования в Италии за счет грантов регионального правительства за более низкие цены предоставляют услуги обучения малым предприятиям, по выходу профессионализма сотрудников на международный уровень.

Ряд специалистов утверждают, что «...являясь методом внедрения научных знаний в экономику, услуги бизнес-образования выполняют те функции ее реализации, которые в менее либеральных системах берет на себя централизованное управление и планирование. Роль услуг бизнес-образования в социально-экономическом развитии определяется тем, что эффективное управление кадрами на предприятиях создает основу для роста экономического благосостояния и социальной удовлетворенности населения». Таким образом, можно утверждать, что в современных условиях, многие категории образовательных услуг, в том числе услуги бизнес-образования, могут использоваться как инструмент регулирования экономики на международном, национальном и региональном уровнях.

Услуги бизнес-образования играют значительную роль в повышении уровня предпринимательской деятельности и культуры предпринимательства. Нельзя не согласиться с приведенным выше утверждением в части того, что они являются средством распространения и внедрения научных знаний в экономику. Благодаря данной функции в экономической практике происходит постоянный обмен опытом, знаниями, что в конечном итоге, приводит к общему росту уровня качества предпринимательской деятельности. Распространяя передовой опыт, устраняя недостатки информации и знаний, услуги бизнес-образования формируют предпосылки создания качественно нового уровня конкуренции предприятий.

Таким образом, на макроуровне экономики услуги бизнес-образования создают условия для упорядоченного развития экономики региона, роста конкурентоспособности.

2. Роль услуг бизнес-образования на микроуровне. На микроуровне экономики услуги бизнес-образования способствуют оптимизации хозяйственной деятельности и создают условия роста конкурентоспособности предприятия/организации.

В частности, услуги бизнес-образования:

- удовлетворяют потребности предприятий в создании интеллектуального, человеческого и структурного капитала;

- создают предпосылки снижения предпринимательского риска.

Рассматривая особенности развития различных услуг бизнес-образования, программ обучения (тренингов), следует отметить, что на сегодняшний день развитие тренингового бизнеса в России определяется потребностями быстро растущего спроса на тренинговые услуги. Спрос со стороны различных предприятий в тренинге персонала развивается под воздействием следующих факторов:

- развитие и усложнение рыночной ситуации, в которой оперирует практический бизнес;

- рост масштабов и сложности задач, решаемых персоналом предприятий;

- нарастание конкуренции в каждом сегменте рынка;

- усложнение требований, предъявляемых к различным предприятиям их целевыми клиентами.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: