Анализ эффективности управления персоналом организации

 

Проведем анализ эффективности управления персоналом в Челябинском филиале «Бизнес-Мастер»

В таблице 2.4 представлены данные о численности работников Челябинского филиала «Бизнес-Мастер»:

Таблица 2.4 - Численность персонала

  01.01.2010 01.01.2011 Изменение
Всего персонала, в том числе 17 15 -2
Руководители 4 4 -
Специалисты 8 8 -
Служащие 3 1 -2
Рабочие 2 2 -

 

По состоянию на 01.06.2011 года списочная численность работников Челябинского филиала корпорации составила 15 человек, а на 01.01.2010г. 17 человек.

Сокращение численности на 2 человека произошло за счет сокращения количества служащих на 2 человека.

В Челябинском филиале «Бизнес-Мастер» по состоянию на конец 2010 года работает:

- руководителей – 4 человека,

- специалистов - 8 человек,

- служащих    - 1 человек,

- рабочих       - 2 человека.

Рисунок 2.2 - Динамика численности персонала

 

В таблице 2.5 представим данные о возрастной структуре персонала:

Таблица 2.5 - Численность персонала

  01.01.2010 01.01.2011 Изменение
До 18 лет - - -
от 18 до 20 лет - - -
от 20 до 25 лет 6 4 - 2
от 25 до 30 лет 6 6 -
от 30 до 40 лет 5 5 -
Итого 17 15 - 2

 

Средний возраст работников на 01.01.2011 г. составил 20-30 лет.

Далее в таблице 2.6 представим данные об уровне профессиональной обученности персонала.

Таблица 2.6 - Квалификация персонала компании

  01.01.2010 г. 01.01.2011 г. Изменение
Всего работающих в компании, 17 15 -2

в том числе по уровню образования

высшее 8 10 2
среднее профессиональное 6 4 -2
среднее общее 1 1 -
ниже среднего - - -
Неоконченное высшее 2 - -2

 

Уровень профессиональной обученности работников на 01.01.2011 год составил 77,7% (10 человек имеют высшее профессиональное образование, 4 человека среднее профессиональное образование, 1 человек среднее образование).

Характеристика работников по категориям, полу, возрасту, стажу работы и образованию представлена в таблице 2.7. 

Таблица 2.7 - Характеристика работников по категориям, полу, возрасту, стажу работы и образованию

 

Характеристика

на.01.01.2010 г.

на 01.01.2011г.

Чел. % Чел. %
1. ВСЕГО работающих 17 100 15 100
Мужчин 10 58,8 8 53,3
Женщин 7 41,2 7 46,7
2. По категориям        
Руководителей 4 23,5 4 26,7
специалистов 8 47,1 8 53,3
служащих 3 17,6 1 6,7
рабочий 2 11,8 2 13,3
3. По возрасту        
До 18 лет - - - -
от 18 до 20 лет - - - -
от 20 до 25 лет 6 35,3 4 26,7
от 25 до 30 лет 6 35,3 6 40
от 30 до 40 лет 5 29,4 5 33,3
Средний возраст, лет 27,9 - 28,6  
4. По стажу работы:        
до 1 года 5 29,4 4 26,6
от 1 до 3 лет 6 35,3 5 33,3
от 3 до 5 лет 6 35,3 6 40
Средний стаж работы, лет 2,3   1,7  
5. По образованию:        
высшее профессиональное 8 47,1 10 33,3
неоконченное высшее 6 11,8 4 26,6
среднее профессиональное 1 35,3 1 6,7
среднее общее (11кл.) - - - -
начальное общее (9кл.) 2 5,9 - -

 

Сделаем обобщающий вывод о численности и структуре персонала Челябинском филиале «Бизнес-Мастер». На предприятии трудится 15 человек по состоянию на 01.01.2011г., что меньше значения 2009 г. на 2 человека. Средний возраст работающих сотрудников в 2010 г. – 28,6 год, тогда как в 2009 году он составлял 27,9 лет.

Рассчитаем показатели движения персонала.

За 2009 год численность работников Челябинском филиале «Бизнес-Мастер» сократилось на 2 человека.

Количество увольнений работников увеличилось на 2 человека.

 

Таблица 2.8 - Движение кадров в структурных подразделениях за 2010 г.

Структурные подразделения Фактическая численность на 01.01.2011 Принято Уволено Коэффициент текучести
1. Дирекция 1 - - -
2. Бухгалтерия 2 - - -
3. Отдел продаж 8 2 4 26,6
4. Учебный центр 4 - - -
  Итого 15 2 4 26,6

 

Коэффициент текучести кадров определяем по формуле:

Ктек.=Чвыб.по собст.жел./ССЧ                                  

Где ССЧ – среднесписочная численность

За 2007 год численность работников увеличилась на 10 человек, при этом 14 принято и 7 уволено. Наибольшее движение отмечается среди таких структурных подразделений, как отдел продаж, сервисный центр. В дирекции и бухгалтерии, отделе маркетинга движения кадров не наблюдалось.

Коэффициент текучести кадров по организации в целом в 2010 г. составил 26,6%, при этом наибольшая текучесть кадров отмечалась в 2009 г. – 35,3%.

Для соблюдения трудовой производственной дисциплины используется административная мотивация в виде наложения взысканий, предупреждений, выговоров, строгих выговоров, штрафов, увольнения с работы. Выговоры выносятся на основании рапортов линейных руководителей.

За 2009- 2010 годы было подсчитано число случаев наложения взысканий и прочих административных методов. На основании полученных данных представлен рис. 2.1.

Рисунок 2.1 - Динамики структуры административных методов мотивации Челябинском филиале «Бизнес-Мастер»

Проведя анализ, кадрового аудита мы определили проблему в Челябинском филиале «Бизнес-Мастер»- высокая текучесть кадров среди таких структурных подразделений, как отдел продаж.

Для анализа системы мотивации и стимулирования персонала в Челябинском филиале «Бизнес-Мастер» был проведен социологический опрос по вопросам удовлетворенности трудом, вознаграждением и трудовым отношениями.

Рисунок 2.2 - Анализ ответов на вопрос «Устраивает ли Вас система оценки Вашего труда».

 

На вопрос «Устраивает ли Вас система оценки Вашего труда» утвердительно ответили 20%, отрицательно 20%, не всегда устраивает 60%, т.е. подавляющее большинство работников (66,67%) довольны или не совсем довольны системой оплаты труда.

Опрос показал, что коллектив практически готов перейти на такую систему трудовых отношений, при которой зарплата всех будет жестко зависеть от труда и его результатов. Об этом свидетельствуют ответы на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы каждый получал строго по труду?». Положительно ответили 66,67% работников, против 13,33%, затруднились ответить 6,67% (рис.2.3). 

Знают результаты работы организации в целом 80% опрошенных, это в основном руководители и специалисты.

Рисунок 2.3 - Анализ ответов на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы каждый получал строго по труду?»

 

Результаты опроса свидетельствуют, что в корпорации имеются большие резервы роста эффективности труда. Об этом свидетельствуют результаты ответа на вопрос: «Можете ли Вы лично работать лучше?». 66,67% - могут работать лучше при определенных условиях. Таким образом, большая часть коллектива может работать лучше. Дело за мотивацией труда всех работников, ростом их инициативы, предприимчивости и ответственности за порученное дело.

Отношение к труду зависит от многих факторов: содержания, условий труда и т.д. Содержание труда устраивает больше половины опрошенных -80%. Самой довольной категорией являются специалисты и руководители.

Условия труда оценены лучше. Ими довольны 66,67%.

Почти две трети опрошенных удовлетворяет уровень механизации труда.

Удовлетворенных возможностью участия в управлении 80%. Как и следовало ожидать, наименьшие возможности участвовать в управлении оказались у обслуживающего персонала.

Опрос показал, что сотрудники организации удовлетворены организацией труда (80%), имеющимися возможностями продвижения по службе (93,33%), возможностью повышения квалификации (80%), самореализации как личности - 86,66%.

Сотрудников вполне устраивают сложившиеся отношения – 60% (да) и 40% (не совсем).

Рисунок 2.4. - Анализ мотивации работников Челябинском филиале «Бизнес-Мастер»

 

В организации взаимоотношения между сотрудниками характеризуются доброжелательностью, взаимопомощью, сотрудничеством (86,67). При этом удовлетворены взаимоотношениями с непосредственным начальником 66,67%, не совсем удовлетворены – 33,33%.

Основными мотивами работы в организации являются:

- привязанность к профессии (53,33%);

- зарплата (20%);

- надежда на профессиональный рост (26,66%).

При этом в долгосрочной перспективе согласны работать в данной организации только 60%.

Таким образом, система оплаты труда в Челябинском филиале «Бизнес-Мастер» требует дополнительного совершенствования. Необходимо принять меры для повышения уровня заработной платы работников. Целесообразно провести мероприятия по повышению эффективности системы мотивации, действующей в организации, например разработать положение о премировании работников.

На данном этапе мы провели анкетирование сотрудников, составили портрет каждого сотрудника сервисного центра и отдела продаж. Представим обобщенное описание каждого отдела компании.

1) Отдел продаж

1. Неудовлетворенность: стеснённые условия труда, невозможность профессионального и карьерного роста, невозможность продвижения по служебной лестнице, разлаженность действий персонала.

2. Мотивирующие потребности: самоактуализация, а также у конкретных работников - материальные, социальные.

3. Средний уровень занятости и склонность к безделью.

4. Степень мотивации достижений - умеренно высокая и низкая.

Рекомендации менеджерам по управлению их подчиненными для повышения мотивации:

1. Привлекать к решению стандартных задач;

2. Обучение, повышение квалификации;

3. Проводить творческие мероприятия.

Задачи необходимо давать с умеренной или минимальной долей риска, за их выполнение щедро вознаграждать.

Учебный центр

1.Неудовлетворенность: стеснённые условия труда, невозможность профессионального и карьерного роста, невозможность продвижения по служебной лестнице, разлаженность действий персонала.

2.Мотивирующие потребности: самоактуализация, а также у конкретных работников - материальные, социальные.

3.Средний уровень занятости и склонность к безделью.

4.Степень мотивации достижений - очень и умеренно высокая.

Неудовлетворенность в работе у всех сотрудников связана со стеснёнными условиями труда, невысоким уровнем зарплаты, как в сравнении с их трудозатратами, так и в сравнении с зарплатой на других предприятиях.

Таблица 2.9 - Динамика фонда заработной платы, численности и средней заработной платы работников

№ п/п

Показатели

Ед. изм.

Годы

2008

2009

2010

  % к пред. году   % к пред. году   % к пред. году
1 Фонд оплаты труда (ФОТ) тыс. руб. 198 - 277 140 450 162
2 Среднесписочная численность работников чел. 13 - 17 130,8 15 88,23
3 Среднемесячная заработная плата тыс. руб. 15,2 - 16,3 107,2 30 184,05

 

Проанализировав таблицы, можно прийти к выводу к выводу, что среднемесячная заработная плата увеличивается, но в 2009г. по сравнению с 2008г. увеличение средней заработной платы составило 2,2%, при увеличении штата сотрудников практически на 10 человек.

Таким образом, проанализировав деятельность Челябинском филиале «Бизнес-Мастер» можно сформулировать основную проблему: из-за отсутствия достаточной мотивации и профессиональной подготовки существует высокая текучесть высококвалифицированных кадров, что отражается на качестве и объеме предоставляемых услуг, а соответственно является одним из факторов снижения прибыли, получаемой организацией. Единственным решением данной проблемы является создание эффективной и результативной системы мотивации персонала.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: