К третьему уровню относятся Север, Горный Алтай, Горная Шория, Байкал, Якутия, Приморье, Сахалин, Курилы, Камчатка

Увеличение валового национального дохода за счет туристского бизнеса регулируется налоговым законодательством.

Пополнение местных бюджетов за счет туризма достигается дополнительными местными налогами, сборами и платежами (туристский налог, курортный сбор, гостиничный сбор и др.).

Защита потребителя туристских услуг на государственном уровне производится: для физических лиц (граждан) в рамках Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а также в судебном порядке, а юридических лиц (предприятий, учреждений и организаций) – в судебном порядке через арбитражный суд.

Организация туристской деятельности в цивилизованных рамках регулируется:

•         нормативно-правовыми актами о регистрации юридических лиц, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

•         законодательными актами о сертификации туристских предприятий и лицензировании туристской деятельности;

•         налоговым законодательством;

•         нормативными актами о внешнеэкономической деятельности;

•         таможенным кодексом Российской Федерации и др.

Сохранение туристско-рекреационных ресурсов регулируется на законодательном уровне, в частности, Земельным Кодексом Российской Федерации.

Нормативно-правовые основы туристской деятельности

В большинстве развитых зарубежных стран туристская отрасль народного хозяйства является приоритетной и имеет значительную государственную поддержи К сожалению, до сих пор в России не принят Закон о туризме, отсутствует Туристский кодекс Российской Федерации, нет Федерального министерства туризма.

Существующий Государственный комитет по физической культуре и туризму (ГКФТ) занимается физической культурой и спортом, санаторно-курортным делом и туризмом, в том числе.

Регулирование внешнеэкономических связей туристских фирм производится на основании двухсторонних правительственных соглашений и законодательных актов по внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

7.8.18- Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих:

•         капитала;

•         технологии;

•         кадров;

•         туристских ресурсов.

Это означает, что, недостаточно имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая – туристские ресурсы – является наиболее дешевой (в России нет федерального налога на туристские ресурсы), то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Если туризм связан с созданием туристского ресурса (а не потреблением имеющегося), то себестоимость туристского продукта резко возрастает.

Под ресурсами в широком смысле этого слова понимают:

•         экономические;

•         природные;

•         культурно-исторические;

•         трудовые;

•         финансовые;

•         социальные;

•         производственные.

Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе.

Туристские ресурсы имеют следующее основные свойства:

•         аттрактивность (привлекательность);

•         климатические условия;

•         доступность;

•         степень изученности;

•         экскурсионная значимость;

•         пейзажные и видео экологические характеристики;

•         социально-демографические характеристики;

•         потенциальный запас;

•         способ использования и др.

Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях.

Туристские ресурсы условно можно подразделить на две группы:

•         природные;

•         инфраструктурные.

Динамическое развитие туристского бизнеса требует наличия обеих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, просветительных учреждений, памятников культуры, искусства и др. – туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен.

Несмотря на свою социально-гуманную роль туризм видоизменяет экологию. Снижение ущерба индустрии туризма на экологию регулируется на государственном и международном уровнях за счет:

•         экологического просвещения;

•         ограничения туристко-рекреационной нагрузки на природные ресурсы;

•         налогового регулирования и т.д.

Интенсивное неконтролируемое посещение туристами уникальных термальных источников на Камчатке привело к изменению их температурного баланса, а в ряде случаев и к прекращению фонтанирования некоторых из них.

К сожалению, в России благоприятные туристско-рекреационные ресурсы занимают менее 10 % ее территории, при этом ресурсы Европейской части России значительно истощены и требуют много лет для их воспроизводства.

Туристское природопользование связано с понятием рекреационной системы, состоящей из ряда подсистем: турист, природный комплекс, инфраструктура, персонал, органы управления и др.

Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов в рамках рекреационной системы вся территория

России распределена на туристские экономические районы и зоны потенциального развития туризма федерального значения.

Указанные данные не учитывают места в общежитиях, пионерских лагерях, частном секторе и на теплоходах.

С точки зрения материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения, все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российской Федерации.

К первому уровню относятся часть Северо-Западного региона, Москва и Московская область, Черноморское и Азовское побережья, Кавминводы.

Ко второму уровню относятся часть Северо-Западного региона, Балтийское побережье, Золотое кольцо древних русских городов, Поволжье и Северный Кавказ.

К третьему уровню относятся Север, Горный Алтай, Горная Шория, Байкал, Якутия, Приморье, Сахалин, Курилы, Камчатка.

Данное районирование и прогнозирование емкости туристских ресурсов России было положено в основу разработки целевой федеральной программы: "Развитие

туризма в Российской Федерации", ориентированной на среднесрочную (1995-1997 г.г.) и долгосрочную (до 2005 г.) перспективы.

Таким образом, туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта.

Как видно из таблиц 5 и 6, туристский потенциал России формируется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год.

Зоны развития туризма федерального значения в соответствии с табл. 6 специализированы по видам туризма, а также городам, районам и регионам, рекомендуемым для его развития.

В соответствии с картой туристских ресурсов производятся подробная паспортизация зон перспективного развития туризма. Цель зонирования территорий и их паспортизация – определение предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учетом ее полного воспроизводства и экологической защиты) Диаграмма нагрузки чел/км2 определяется для каждой зоны по месяцам. На основании полученных данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и использованию туристских ресурсов данной зоны без ограничений.

Такие рекомендации или законодательные акты федеральных или местных органов власти закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов.

В ряде регионов России для воспроизводства данных ресурсов введен местный налог. Ограничения или запрещения по использованию туристско-рекреационных ресурсов действуют для уникальных природных заповедников, заказников, природно-ландшафтных комплексов и др. Аналогичная практика существует во всех развитых странах, в том числе, где туризм является основной статьей национального дохода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: