Проблемы с использованием основных фондов

Вступление в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) с января 2002 г. стало серьезным испытанием как для российских систем управления предприятием, которые в связи с этим претерпели значительные доработки, так и для западных ERP-решений. Специалистам по внедрению в России западных ERP-систем пришлось оперативно искать новые решения для реализации современного налогового учета на базе существующей бизнес-логики системы. Сегодня поддержка ведения налогового учета является одним из основных требований организаций к системе управления предприятием.

Реализация налогового учета в ERP-системе по сути означает разработку отдельной концепции учета в дополнение к существующей концепции бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет по многим параметрам несовместим с налоговым (учет расходов будущих периодов, нормируемых расходов, основные средства). Для организаций это означает необходимость параллельного ведения двух различных видов учета. В данной статье мы уделим особое внимание проблемам налогового учета основных средств в ERP-системах.

Рассмотрим, какие принципиальные отличия возникают между налоговым и бухгалтерским учетом основных средств:

* согласно главе 25 НК РФ амортизируемое имущество нужно распределять по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Срок полезного использования основных средств определяется налогоплательщиком самостоятельно, но в строгом соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1.01.02 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Всего в главе 25 НК РФ предусмотрено десять амортизационных групп, по каждой из которых установлены верхние и нижние границы срока полезного использования, допустимые методы начисления износа, способы отражения в учете затрат на ремонт;

* в налоговом и бухгалтерском учете для одних и тех же основных средств могут использоваться разные схемы начисления износа. Понятие «схема начисления износа» включает метод начисления износа (линейный, нелинейный), срок начисления износа, норму износа;

* в налоговом и бухгалтерском учете финансовые данные (первоначальная стоимость, сумма дооценки) для одних и тех же основных средств могут различаться;

* для определения сумм ежемесячно начисляемого износа в налоговом учете применяется не норма износа, а срок полезного использования основного средства, выраженный в целых годах;

* для налогового учета необходимо вести регистры основных средств, а также существуют специфические отчетные формы.

Для налогового и бухгалтерского учета основных средств обычно используются два независимых по схемам амортизации и финансовым данным набора карточек. Это достаточно очевидное практическое решение. В налоговом и бухгалтерском учете при этом независимы процедуры ввода первоначальной стоимости основных средств, изменения стоимости основных средств, начисления амортизации и, следовательно, выбытия основных средств. Таким образом достигается необходимая параллельность бухгалтерского и налогового учета основных средств.

Реализация обозначенной идеи ведения налогового учета основных средств в ERP-системе заключается в использовании:

* отдельной базы данных в ERP-системе для налогового учета. Данное решение не исключает копирования/переноса информации из базы данных бухгалтерского учета в базу данных налогового учета (например, это актуально для процедуры ввода в эксплуатацию);

* разных схем начисления износа для одного и того же основного средства. Обычно в информационной системе (Navision Axapta, SunSystems) существует возможность отражать операции для каждого основного средства одновременно по нескольким валютам, схемам амортизации и стоимостным показателям.

В Navision Axapta используются модели учета, по которым и выполняется начисление износа. Для налоговой модели учета («TAX») определяются амортизационные группы по российскому законодательству.

В SunSystems существует возможность использовать карточку основного средства бюджетной книги, которая может иметь отличный от основной карточки метод износа, норму и срок начисления износа.

Аналитические коды в ERP-системе (в примере обозначена 02-я налоговая группа - значение поля «Tax Group») обеспечивают распределение основных средств на амортизационные группы по сроку полезного использования.

На практике настройка налогового учета основных средств в ERP-системе включает следующие этапы.

Формирование базы данных для ведения налогового учета амортизируемого имущества на основании данных бухгалтерского учета. Этот этап обычно является наиболее трудоемким и подразумевает разбивку существующих основных средств на налоговые группы, определение срока амортизации и первоначальной стоимости объектов по налоговому учету. Здесь важно внимательно отнестись к существующим в российском законодательстве правилам ведения налогового учета:

· не все основные средства в налоговом учете являются таковыми для бухгалтерского учета и наоборот. В п. 1 ст. 257 НК РФ установлено, что под основными средствами в целях налогового учета понимается часть имущества со сроком полезного использования, превышающим 12 месяцев, применяемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией. В состав амортизируемого имущества также не включается имущество, первоначальная стоимость которого составляет до 10 000руб. включительно, стоимость такого имущества включается в состав расходов в полной сумме при вводе в эксплуатацию. Принципы принятия основных средств к бухгалтерскому учету определяются учетной политикой организации;

· особое внимание следует обратить на основные средства, введенные в эксплуатацию до января 2002 г. Эти основные средства принимаются к налоговому учету по остаточной стоимости в бухгалтерском учете на 1 января 2002 г.;

· первоначальная стоимость основных средств в налоговом и бухгалтерском учете может быть различной. По НК РФ первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов. Таким образом, нужно учесть следующие варианты:

a) стоимость основного средства в налоговом учете равна стоимости основного средства в бухгалтерском учете;

b) стоимость основного средства в налоговом учете меньше стоимости основного средства в бухгалтерском учете;

c) стоимость имущества в бухгалтерском учете относится к затратам текущего периода, а для целей налогового учета оно признается амортизируемым имуществом;

d) для целей бухгалтерского учета имущество признается амортизируемым, а для целей налогового учета оно относится к затратам текущего периода.

Пример. Основное средство должно быть введено в эксплуатацию в бухгалтерском учете по стоимости 15 000 руб. В налоговом учете первоначальная стоимость основного средства принимается равной 14 000 руб., а в составе расходов отражается часть стоимости основного средства - 1000 руб.

Настройка процедур копирования и переноса данных из бухгалтерского учета в налоговый. Во избежание двойного ввода информации (в бухгалтерский и в налоговый учет) на этапе настройки желательно предусмотреть копирование справочной и финансовой информации из бухгалтерского учета в налоговый учет.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: