Задание: Произвести оценку поставщиков №1 и №2 по результатам работы для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков. Оценку произвести по показателям: цена, надежность, качество поставляемого товара. Исходные данные представлены в виде таблиц 1, 2, 3.
Таблица 1
Динамика цен на поставляемые товары
Поставщик | Месяц | Товар | Объем поставки, ед./мес | Цена за единицу, руб. |
№1 | январь | А | 2000 | 10 |
№1 | январь | Б | 1000 | 5 |
№2 | январь | А | 9000 | 9 |
№2 | январь | Б | 6000 | 4 |
№1 | февраль | А | 1200 | 11 |
№1 | февраль | Б | 1200 | 6 |
№2 | февраль | А | 7000 | 10 |
№2 | февраль | Б | 10000 | 6 |
Таблица 2
Динамика поставки товаров ненадлежащего качества
Месяц | Поставщик | Кол-во поставленного товара ненадлежащего качества, ед. | Доля товара в % ненадлежащего качества | Темпы роста |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
январь | №1 | 75 | 2,5% | |
январь | №2 | 300 | 2,0% | |
февраль | №1 | 120 | 5,0% | |
февраль | №2 | 425 | 2,5% |
Таблица 3
Динамика нарушений установленных сроков поставки
|
|
Поставщик№1 | Поставщик№2 | ||||
Месяц | Количество поставок | Количество опозданий, дней | Месяц | Количество поставок | Количество опозданий, дней |
Январь | 8 | 28 | Январь | 10 | 45 |
Февраль | 7 | 35 | Февраль | 12 | 36 |
Темп роста среднего опоздания Тс.о. |
Решаем по формулам:
Где Тцi – темп роста цены на i-ю разновидность товара.
di – доля i-ой разновидности товара в общем объеме поставок поставщика в текущем периоде.
Где Pi1 и Pi2 – цена i-ой разновидности товара в предшествующем и текущем периоде.
Где Si – сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности в текущем периоде.
Поставщик 1 | Поставщик 2 | ||||||
Товар А | Товар Б | Товар А | Товар Б | ||||
1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен по товару | |||||||
Тц А1 = 11 / 10*100 =110 % | Тц Б1 =6 / 5 *100 =120 % | Тц А2 = 10 / 9 *100 =111 % | Тц Б2 = 6 / 4 *100 =150 % | ||||
2. Рассчитаем суммы на которые поставляются товары А и Б от 1-ого и 2-ого поставщика за текущий период (февраль). | |||||||
S А1= 1200*11 =13200 руб. | S Б1= 1200*6 =7200 руб. | S А2 = 7000*10 =70000 руб. | S Б2 = 10000*6 =60000 руб. | ||||
3. Найдем долю той разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода текущего периода | |||||||
d А1 = 13200 / 13200 + 7200 = 0,65 | d Б1 = 7200 / 13200 + 7200 = 0,35 | d А2 = 70000 / 70000 + 60000 = 0,54 | d Б2 = 60000 / 70000 + 60000 = 0,46 | ||||
4. Рассчитаем средневзвешенный темп роста цены | |||||||
Тц А1 = 1200/2000 * 100 = 60 | Тц Б1 = 1200 / 1000 * 100 = 120 | Тц А2 = 7000 / 9000 * 100 = 77,78 | Тц Б2 = 10000 / 6000 * 100 = 16,67 | ||||
Тц = (60 * 0,65) + (120 * 0,35) = 39 + 42 = 81 Средневзвешенный темп роста цен равен 81 | Тц = (77,78*0,54)+(16,67*0,46)=42+ 7,68 = 49,68 Средневзвешенный темп роста цен равен 49,68 | ||||||
5. Рассчитаем долю товара ненадлежащего качества | |||||||
Рассчитываем по формуле: | |||||||
Где D1 и D2 – доля некачественных материалов в общем объеме поставок поставщика в предыдущем и текущем периоде, %
| |||||||
D1 янв1 = 75 /(2000+1000) * 100% = 2,5% | D2 фев1 = 120 / (1200 + 1200) *100% = 5 % | D1 янв2 = 300 / (9000+6000)*100 %= 2% | D2 фев2 = 425 / (7000+10000)*100% = 2,5% | ||||
5 / 2,5 = 2 % Темп поставки товаров надлежащего качества | 2,5 / 2 = 1,25 % Темп поставки товаров надлежащего качества | ||||||
6. рассчитаем показатель надежности – темп роста среднего опоздания | |||||||
Рассчитываем по формулам: | |||||||
Где О – среднее опоздание на одну поставку в текущем и предыдущем периодах | |||||||
Где КП – число поставок поставщика | |||||||
О1 = 28 / 8 = 3,5 | О2 = 35 / 7 = 5 | О1 = 45 / 10 = 4,5 | О2 = 36 / 12 = 3 | ||||
Тсо1 = 5 / 3,5 = 1,43 Темп роста среднего опоздания | Тсо2 = 3 / 4,5 = 0,67 Темп роста среднего опоздания | ||||||
Расчет рейтинга поставщиков:
Показатель | Вес показателя | Оценка поставщика по данному показателю | Произведение оценки на вес | ||
Поставщик 1 | Поставщик 2 | Поставщик 1 | Поставщик 2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Цена | 0,5 | 81 | 49,68 | 40,5 | 24,84 |
Качество | 0,3 | 2 | 1,25 | 0,6 | 0,375 |
Надежность | 0,2 | 1,43 | 0,67 | 0,286 | 0,286 |
Рейтинг поставщика | 41,386 | 25,501 |
Произведение оценки на вес:
1. поставщик 0,5 * 113,5 = 40,5
2. поставщик 0,5 * 129 = 24,84
Произведение оценки на качество
1. поставщик 0,3 * 2 = 0,6
2. поставщик 0,3 * 1,25 = 0,375
Произведение оценки на надежность
1. поставщик 0,2 * 1,43 = 0,286
2. поставщик 0,2 * 0,67 = 0,134
Вывод: Поскольку в расчете учитывалось ухудшение показателей, а именно рост цен, рост доли качественных товаров, рост количества опозданий, то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей показатель ниже. У второго поставщика показатель рейтинга – 25,501 меньше, чем у первого поставщика – 41,386. То есть предпочтение надо отдать ему.
Заключение
С позиции бизнеса в целом логистика существует для того, чтобы товарно-материальные запасы поступали в нужное время в нужное место и с надлежащей пользой при наименьших общих издержках. Запасы сами по себе – великая ценность, пока они не размещены там и тогда, где и когда они требуются для обеспечения передачи собственности из рук в руки или создания добавленной стоимости. Если компании не удается постоянно соблюдать это условие места и времени, ей нечего будет продавать. Для того чтобы логистика приносила максимальные стратегические выгоды, все ее функциональные звенья должны работать на основе интеграции. Успехи в каждом таком звене имеют смысл только в том случае, если они способствуют повышению эффективности интегрированной системы логистики в целом. По сути дела, достижение стратегических целей любого делового предприятия зависит от интеграции функций логистики.
Состояние материальных запасов промышленного предприятия имеет определяющее значение для обеспечения его конкурентоспособности. В настоящее время на российских предприятиях отсутствует целенаправленная стратегия в области управления материальными запасами, что обусловлено объективными и субъективными причинами.
Управление материальными запасами относится к наиболее сложным задачам управления предприятием. Дополнительные трудности возникают из-за высокой неопределенности внешней среды, низкой хозяйственной дисциплины рыночных субъектов, разбалансированности финансовой системы, а также в силу необходимости принятия инвестиционного риска при формировании запасов. Для российских предприятий эти проблемы имеют принципиально новый характер, что вместе с повышенной нестабильностью экономической среды является главной причиной неэффективного управления материальными запасами. Таким образом, объективно возникает задача совершенствования управления материальными запасами для повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях, улучшения его финансового состояния, повышения финансовых результатов.
|
|