Тема: Управление запасами. Определение оптимального размера заказа

Задание: Произвести оценку поставщиков №1 и №2 по результатам работы для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков. Оценку произвести по показателям: цена, надежность, качество поставляемого товара. Исходные данные представлены в виде таблиц 1, 2, 3.

Таблица 1

Динамика цен на поставляемые товары

Поставщик Месяц Товар Объем поставки, ед./мес Цена за единицу, руб.
№1 январь А 2000 10
№1 январь Б 1000 5
№2 январь А 9000 9
№2 январь Б 6000 4
№1 февраль А 1200 11
№1 февраль Б 1200 6
№2 февраль А 7000 10
№2 февраль Б 10000 6

Таблица 2

Динамика поставки товаров ненадлежащего качества                                     

Месяц Поставщик Кол-во поставленного товара ненадлежащего качества, ед. Доля товара в % ненадлежащего качества Темпы роста
1 2 3 4 5
январь №1 75 2,5%  
январь №2 300 2,0%  
февраль №1 120 5,0%  
февраль №2 425 2,5%  

Таблица 3

Динамика нарушений установленных сроков поставки                                            

Поставщик№1

Поставщик№2

Месяц Количество поставок Количество опозданий, дней Месяц Количество поставок Количество опозданий, дней
Январь 8 28 Январь 10 45
Февраль 7 35 Февраль 12 36

Темп роста среднего опоздания Тс.о.

Решаем по формулам:

Где Тцi – темп роста цены на i-ю разновидность товара.

  di – доля i-ой разновидности товара в общем объеме поставок поставщика в текущем периоде.

Где Pi1 и Pi2 – цена i-ой разновидности товара в предшествующем и текущем периоде.

Где Si – сумма, на которую поставлен товар i-й разновидности в текущем периоде.

Поставщик 1

Поставщик 2

Товар А

Товар Б

Товар А

Товар Б

1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен по товару

Тц А1 = 11 / 10*100 =110 %

Тц Б1 =6 / 5 *100 =120 %

Тц А2 = 10 / 9 *100 =111 %

Тц Б2 = 6 / 4 *100 =150 %

2. Рассчитаем суммы на которые поставляются товары А и Б от 1-ого и 2-ого поставщика за текущий период (февраль).

S А1= 1200*11 =13200 руб.

S Б1= 1200*6             =7200 руб.

S А2 = 7000*10 =70000 руб.

S Б2 = 10000*6 =60000 руб.

3. Найдем долю той разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода текущего периода

d А1 = 13200 / 13200 + 7200 = 0,65

d Б1 = 7200 / 13200 + 7200 = 0,35

d А2 = 70000 / 70000 + 60000 = 0,54

d Б2 = 60000 / 70000 + 60000 = 0,46

4. Рассчитаем средневзвешенный темп роста цены

Тц А1 = 1200/2000 * 100 = 60

Тц Б1 = 1200 / 1000 * 100 = 120

Тц А2 = 7000 / 9000 * 100 = 77,78  

Тц Б2 = 10000 / 6000 * 100 = 16,67

Тц = (60 * 0,65) + (120 * 0,35) = 39 + 42 = 81 Средневзвешенный темп роста цен равен 81

Тц = (77,78*0,54)+(16,67*0,46)=42+ 7,68 = 49,68 Средневзвешенный темп роста цен равен 49,68

5. Рассчитаем долю товара ненадлежащего качества

Рассчитываем по формуле:

Где D1 и D2 – доля некачественных материалов в общем объеме поставок поставщика в предыдущем и текущем периоде, %

D1 янв1 = 75 /(2000+1000) * 100% = 2,5%

D2 фев1 = 120 / (1200 + 1200) *100% = 5 %

D1 янв2 = 300 / (9000+6000)*100 %= 2%

D2 фев2 = 425 / (7000+10000)*100% = 2,5%

5 / 2,5 = 2 % Темп поставки товаров надлежащего качества

2,5 / 2  = 1,25 % Темп поставки товаров надлежащего качества

6. рассчитаем показатель надежности – темп роста среднего опоздания

Рассчитываем по формулам:

Где О – среднее опоздание на одну поставку в текущем и предыдущем периодах

Где КП – число поставок поставщика

О1 = 28 / 8 = 3,5

О2 = 35 / 7 = 5

О1 = 45 / 10 = 4,5

О2 = 36 / 12 = 3

Тсо1 = 5 / 3,5 = 1,43 Темп роста среднего опоздания

Тсо2 = 3 / 4,5 = 0,67 Темп роста среднего опоздания

           

Расчет рейтинга поставщиков:

Показатель

Вес показателя

Оценка поставщика по данному показателю

Произведение оценки на вес

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 1

Поставщик 2

1

2

3

4

5

6

Цена

0,5

81

49,68

40,5

24,84

Качество

0,3

2

1,25

0,6

0,375

Надежность

0,2

1,43

0,67

0,286

0,286

Рейтинг поставщика

41,386

25,501

Произведение оценки на вес:

1. поставщик 0,5 * 113,5 = 40,5

2. поставщик 0,5 * 129 = 24,84

Произведение оценки на качество

1. поставщик 0,3 * 2 = 0,6

2. поставщик 0,3 * 1,25 = 0,375

Произведение оценки на надежность

1. поставщик 0,2 * 1,43 = 0,286

2. поставщик 0,2 * 0,67 = 0,134

Вывод: Поскольку в расчете учитывалось ухудшение показателей, а именно рост цен, рост доли качественных товаров, рост количества опозданий, то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей показатель ниже. У второго поставщика показатель рейтинга – 25,501 меньше, чем у первого поставщика – 41,386. То есть предпочтение надо отдать ему.

 

Заключение

С позиции бизнеса в целом логистика существует для того, чтобы товарно-материальные запасы поступали в нужное время в нужное место и с надлежащей пользой при наименьших общих издержках. Запасы сами по себе – великая ценность, пока они не размещены там и тогда, где и когда они требуются для обеспечения передачи собственности из рук в руки или создания добавленной стоимости. Если компании не удается постоянно соблюдать это условие места и времени, ей нечего будет продавать. Для того чтобы логистика приносила максимальные стратегические выгоды, все ее функциональные звенья должны работать на основе интеграции. Успехи в каждом таком звене имеют смысл только в том случае, если они способствуют повышению эффективности интегрированной системы логистики в целом. По сути дела, достижение стратегических целей любого делового предприятия зависит от интеграции функций логистики.

Состояние материальных запасов промышленного предприятия имеет определяющее значение для обеспечения его конкурентоспособности. В настоящее время на российских предприятиях отсутствует целенаправленная стратегия в области управления материальными запасами, что обусловлено объективными и субъективными причинами.

Управление материальными запасами относится к наиболее сложным задачам управления предприятием. Дополнительные трудности возникают из-за высокой неопределенности внешней среды, низкой хозяйственной дисциплины рыночных субъектов, разбалансированности финансовой системы, а также в силу необходимости принятия инвестиционного риска при формировании запасов. Для российских предприятий эти проблемы имеют принципиально новый характер, что вместе с повышенной нестабильностью экономической среды является главной причиной неэффективного управления материальными запасами. Таким образом, объективно возникает задача совершенствования управления материальными запасами для повышения конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях, улучшения его финансового состояния, повышения финансовых результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: