Глава 2. Экспертиза финансово-экономического положения «X5 Retail Group»

2.1 Краткий обзор деятельности компании

X5 Retail Group – крупнейшая в России розничная компания по объёмам продаж. Основной сферой деятельности компании является продуктовый ритейлинг. Компания образовалось в 2006году путём слияния ритейлинговых сетей «Перекрёсток» и «Пятёрочка». Сегодня она включает в себя такие сети, как «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель» и «Патэрсон».

На 31 марта 2009 под управлением холдинга находилось 1 144 магазина с расположением в Москве, Санкт-Петербурге и еще 39 городах европейской части России, на Урале и на Украине. Компания вышла на IPO и её акции котируются на Лондонской фондовой бирже.

Число сотрудников около 60 тыс. человек, оборот более $8 млрд.

2.2. Оценка основных показателей и рисков компании

Чтобы оценить развитие компании в динамики, необходимо построить аналитический баланс и провести горизонтальный и вертикальный анализ.

Аналитический баланс получается путем укрупнения статей стандартного бухгалтерского баланса до показателей, в значительной степени определяющих финансовое состояние предприятия.

Таблица 2

Аналитический баланс «X5 Retail group»

Статьи на 01.12.06 на 31.12.06 на 31.12.07 на 31.12.08
Активы 559 526 5 092 466 6 522 440 5 660 819
Фиксированные активы 353 106 1 831 428 2 726 667 3 912 053
Гудвилл 24 153 2 629 046 2 934 216 475 377
Операционные активы 182 267 631 992 861 557 1 273 389
Собственный капитал и обязательства 559 526 5 092 466 6 522 440 5 660 819
эмиссионный доход 122 152 2 901 350 2 896 355 2 049 114
капитал 59834 -11 313 347 312 - 410 681
краткосрочный долг 216 631 1 068 513 1 552 378 2 273 204
долгосрочный долг 160 909 1 133 916 1 726 395 1 749 182

Источник: приложения №1,2,3.

Вертикальный анализ. Активы.

Рис. 2. Вертикальный анализ. Активы.

Структура баланса «тяжёлая», процент фиксированных активов в начале и конце учётного периода превышал 60%, что не характерно для специфики ритейлинга, в структуре которого обычно преобладают денежные средства, их эквиваленты и запасы, т.е.операционные активы. Поэтому здесь можно говорить о специфике самой компании, в собственности которой находится значительные торговые площади, как следствие сопутствующее оборудование для магазинов.  

Стоить также отметить, что в период с конца 2006 года по конец 2007 года в структуре баланса преобладал «гудвилл».  В конце 2006 фактически и образовалась компания «X5 Retail Group», что и стала фактором образования гудвилла, в 2008 он обесценился. А поскольку в 2008 году компания купила сеть гипермаркетов «Карусель», то фиксированные активы вполне предсказуемо стали преобладать в структуре баланса.

Вертикальный анализ. Обязательства и капитал

В течение анализируемого периода можно наблюдать достаточно             неоднородную структуру обязательств и капитала (рис.4.) На начало 2006 года эмиссионный доход составлял чуть более 21%, капитал около 10%, следовательно более 60% финансирования компания получала за счёт внешних источников.

 

    Рис. 4. Вертикальный анализ. Обязательства и капитал

Ситуация кардинально изменилась в конце 2006 года, после объединения двух сетей и продажи акций совместного предприятия. Внутренние источники благодаря эмиссионному доходу составляли более 55% финансирования «X5 Retail Group». В 2008 году в период кризиса стоимость акций компании упала практически на 25%, и как следствие руководству «X5 Retail Group» пришлось обратиться к краткосрочным займам.

Горизонтальный анализ. Активы.

Рис.5. Горизонтальный анализ. Активы.

1) Стабильный рост операционных и фиксированных активов на протяжении всего периода наблюдения, что объясняется постоянным расширением ритейлинговой сети.

2) Резкий рост гудвилла, связанный с созданием компании и такой же резкий спад, связанный с волатильностью на мировом и внутреннем финансовом рынке, имевшей место с середины 2008 г.

Горизонтальный анализ. Обязательства и капитал.

Рис.6. Горизонтальный анализ. Обязательства и капитал.

1) Очевидно, что с ростом фиксированных и операционных расходах возрастала потребность в ресурсах, и как следствие краткосрочные и долгосрочные обязательства.

2) Эмиссионный подъём стал следствием увеличение показателя гудвилла в период с конца 2006 по конец 2007 года, уменьшением в 2008 году.

В целом на основании горизонтального и вертикального анализа можно сделать вывод, что компания демонстрировала постоянный рост и наращивала абсолютный показатель внутренних ресурсов.

Отчёт о прибылях и убытках.

Построим отчёт о прибылях и убытках для более полной диагностики успехов компании на рынке.

Таблица 3

Отчёт о прибылях и убытках

Наименование 01.01.06 01.12.06 01.12.07 01.12.08
Объем продаж   1 014 785 2 803 351 5 320 424 8 353 250
Себестоимость реализуемой продукции 749 197 2 041 702 3 916 493 6 206 324
Валовая прибыль 265 588 761 649 1 403 931 2 146 926
Операционные доходы 15 582 36 879 68 032 94 776
Операционные расходы -242 401 -761 649 -1 135 046 -1 698 524
Операционная прибыль (EBIT) 56 908 167 711 336 917 543 178
Прибыль до уплаты налогов (EBT) 38 093 120 274 242 637 -2 130 181
Налоги 9 074 -36 062 -98 925 -8 106
Чистая прибыль 29 019 84 212 143 748 -2 138 287

 

Из таблицы видно, что компания демонстрировала очень хороший рост за весь период наблюдения, что связано с постоянным открытием новых магазинов. При этом очевидно, что темп прироста объёмов продаж опережал темпы прироста себестоимости, что является очень позитивным знаком. Также можно сказать о том, что объём продаж и операционная прибыль росла даже в кризис, при том пропорционально. Это подтверждает, что компания способна преобразовывать выручку в денежный поток, т.е. в рост выручки.

Стоит отдельно отметить резкое снижение EBT и чистой прибыли. Прежде всего это связано с неденежным списанием гудвилла на $2,46 млрд.(таблица 2). Без учёта этого списания чистая прибыль хоть и уменьшилась (из-за падения курса акций), но не настолько значительно.

В целом можно отметить сохранение довольно высокого роста финансовых показателей компании «X5 Retail Group» за весь период наблюдения, что говорит о её стремительном росте и финансовой стабильности.

Коэффициент ликвидности.

Для оценки платёжеспособности компании необходимо провести анализ коэффициентов быстрой и текущей ликвидности

Таблица 4

Показатели текущей и быстрой ликвидности «X5 Retail Group»         

Показатель на 01.01.06 на 31.12.06 на 31.12.07 на 31.12.08
Current Ratio (коэффициент текущей ликвидности) 0,84 0,59 0,55 0,56
Quick Ratio (коэффициент быстрой ликвидности) 0,52 0,40 0,35 0,35

 

В целом прослеживается тенденция к снижению коэффициентов текущей и быстрой ликвидности, что означает возрастающий риск неплатёжеспособности предприятия. Кроме того показатели компании значительно ниже средних для розничной торговли (1,77- CR;0,82 - QR).

Такие значения можно признать крайне негативными для компании, но стоит отметить ряд особенностей, которые необходимо иметь ввиду по поводу коэффициента текущей ликвидности.

Во-первых, числитель коэффициента включает оценку запасов и дебиторской задолженности. Поскольку методы оценки запасов могут варьировать, это оказывает влияние на сопоставимость показателей. Во-вторых, значение коэффициента тесно связано с уровнем эффективности логистической системы предприятия: так внедрение систем управления запасами типа «точно в срок» может существенно снижать уровень запасов, без ущерба для финансового состояния предприятия. В-третьих, некоторые предприятия с высокой оборачиваемостью денежных средств могут позволить себе относительно невысокие значения коэффициента. В частности это относится к предприятиям розничной торговли.

Тем не менее можно говорить о снижении уровня платёжеспособности компании.

Оценка операционной деятельности

Для оценки операционной деятельности компании, составим таблицы коэффициентов операционной эффективности и операционной доходности.

Таблица 5

Коэффициенты операционной эффективности

Покзатели 2006 2007 2008
Оборачиваемость совокупных активов(продажи/средние совокупные активы) 0,99 0,92 1,4
Оборачиваемость текущих активов (продажи/средние текущие активы) 6,9 7 3,9
Оборачиваемость фиксированных активов (продажи/средние фиксированные активы) 1,16 1,1 3,3
Оборачиваемость собственного капитала(продажи/собственный капитал) 40 75 89

 

Таблица 6

Коэффициенты операционной доходности

Наименование 01.01.06. 31.12.06 31.12.07 31.12.08
ROS (return on sales-доходность продаж)        
Норма валовой прибыли (валовая прибыль/продажи) 26%      27% 26% 26%
Норма операционной прибыли (операционная прибыль/продажи) 6% 6% 6% 6%
Норма чистой прибыли (чистая прибыль/продажи) 2,9% 3% 3% -25%
ROА(ROTA) (return on (total) assets - доходность активов) (чистая прибыль/совокупные активы) 5% 1,6% 2% -38%
ROIС(return on investing capital - доходность инвестированного капитала) (EBIT/IC) 10,8% 6% 12,5% 60%
IC (инвестированный капитал) (Деньги + потребность в рабочем капитале + чистые фиксированные активы) 554 948 2 621 504 2 704 109 915 455

 

Результаты расчёта коэффициентов дали интересные результаты.

Во-первых, несмотря на увеличение оборачиваемости активов, норма валовой прибыли находится на постоянном уровне. Если увеличивается оборачиваемость активов, значит растёт реализация, следовательно должна уменьшаться наценка на продукцию, что является обычным для ритейлинг. Но поскольку норма валовой прибыли постоянна, а она связана с наценкой, следовательно наценка постоянна. Хотя данный результат коэффициента связан с уменьшением совокупного актива в 2008 году, следовательно к нему следует относится осторожно, т.к. он связан исключительно с неденежным фактором.

Во-вторых, если говорить об операционной прибыли, то с увеличение товарооборота пропорционально увеличиваются затраты, следовательно норма остаётся постоянной.

В-третьих, если говорить о доходности инвестированного капитала, то после объединения двух сетей он показывает значительный рост, что говорит о разумной финансовой политики компании. Хотя показатель 2008 года кажется сильно превышенным, но это связано с резким сокращением активов компании, в связи с обесцениваем гудвилла, что влияет на уменьшение показателя инвестированного капитала, при высоком показатели EBIT.

Заключение

В ходе написания данной работы были рассмотрены основные теоретические и практические аспекты проведения экспертизы финансово-экономического положения компании.

В теоретической части говорилось о значение финансового анализа для внешних и внутренних пользователей, важности финансовой диагностики компании для принятия верных управленческих решений, постановки текущих и стратегических задач.

Затем были показаны основные методики проведения финансового анализа. В частности говорилось о возможности проведения экспертизы компании путём сравнения её балансов по годам, выявления трендов, оценки коэффициентов. В целом была доказана необходимость проведения финансового анализа предприятия для его нормального функционирования.

Во второй части был произведён финансовый анализ компании «X5 Retail Group». Компания показывает стабильный рост, это видно из таблицы 2 и отчёта о прибылях и убытках (таблица 3). Фиксированные и операционные активы компании выросли на 30% в 2007 и 2008 году, что говорит о постоянном расширение сети. При этом фиксированные активы составляют почти 70% всех активов компании (рис.2), что не характерно для данной отрасли, но может объясняться спецификой масштабов компании.

Обязательства компании растут пропорционально активам (рис.6). Коэффициенты ликвидности имеют тенденцию к снижению (таблица 4), что говорит о значительном росте краткосрочных обязательств компании- более 31% в год. Возможно компании следует уделить внимание наращиванию операционных активов для сбалансирования ситуации.

Также была произведена оценка операционной деятельности компании (таблицы 5 и 6). На основе неё можно сделать вывод об инвестиционной привлекательности компании, вследствие роста ROIC.

 

 

Литература

1. Хиггинс Р. С. Финансовый анализ: инструменты для принятия бизнес-решений.: Пер. с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильяме", 2007.

2.Брейли Р.,Майерс С. Принципы корпаративных финансов/ Пер. с англ. Н. Барышниковой. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004

3. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техники любых активов./ Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004

4. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ. И.И. Елесеева – М.: Финансы и статистика, 2003

5. В.А. Быков, С.М. Бычкова, М.Л. Пятов, М.В. Семенова, Я.В. Соколов. Бухгалтерский учет для руководителя. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001

6. В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. — M.: OOO «ТК Велби», 2002.

7. Друри К. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: учеб. для студентов вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005.

 

 

Приложения

Приложение 1

Консолидированная финансовая отчётность компании

«X5 Retail Group» за 2006г.

Источник: www.x5.ru

 

Приложение 2

Консолидированная финансовая отчётность компании

«X5 Retail Group» за 2007г.

Источник: www.x5.ru

 

 

Приложение 3

Консолидированная финансовая отчётность компании

«X5 Retail Group» за 2008г.

 

 

Источник: www.x5.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: