Назовите наиболее часто проявляющие на практике модели рынков. В чем их суть и каким образом знание модели рынков помогают маркетологам принимать выбранные маркентиговые решения?

Поясните что такое рынок? Каковы функции рынка в рыночной экономике?

 

Рынок в самом общем виде представляет собой форму экономического обмена между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров (работ, услуг). Другими словами, его можно рассматривать как совокупность лиц (физических и/или юридических), которые хотят и могут осуществить обмен правами собственности на продукт (работу, услугу) на некоторых условиях.

В рыночной экономике рынок как координирующий и распределительный механизм выполняет следующие функции:

1. Обеспечивает взаимосвязи производства и потребления, организацию продвижения и сбыта продукции; удовлетворение потребительского спроса населения в товарах и услугах; удовлетворение инвестиционного спроса предприятий в финансовых ресурсах.

2. Способствует стимулированию конкуренции и экономического развития производства; улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента; снижению издержек производства.

3. Обеспечивает регулирование пропорций общественного производства – перелив финансового капитала из одной сферы производства в другую; регулирует движение материально-технических ресурсов и рабочей силы.

4. Формирует информацию – о ценах, спросе на различные товары, о предложении товаров, наличии ресурсов, необходимых для производства, а также о курсах акций, других ценных бумаг, валют.

5. Оценивает результаты экономической деятельности – затраты на производство товара, условия его реализации, условия обслуживания; качество продукции и ее конкурентоспособность; степень экономической самостоятельности и конкурентоспособность предприятия.

 

Назовите наиболее распространенные виды рынка. В чем их особенность?

В целях более удобного представления и исследования рынков все их многообразие условно представлено следующими видами:

Потребительский рынок – рынок отдельных покупателей и домохозяйств, покупающих товар или услугу для личного потребления.

Рынок предприятий, включающий в себя:

а) рынок товаров промышленного назначения (средств производства, сырья, комплектующих);

б) рынок промежуточных продавцов, представляющий из себя совокупность отдельных покупателей и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя;

в) рынок государственных учреждений – представляющий из себя совокупность организаций государственного и местного управления, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих функциональных обязанностей.

Международный рынок – совокупность стран и международных организаций, осуществляющих между собой торговые операции с выгодой для себя.

Рынки определенного вида товаров (услуг) или группы товаров (услуг) – к примеру, рынок холодильников, компьютеров, образовательных, медицинских или консалтинговых услуг и т.д. Эти и подобные им рынки могут быть международного и/или национального масштабов.

 

Назовите наиболее часто проявляющие на практике модели рынков. В чем их суть и каким образом знание модели рынков помогают маркетологам принимать выбранные маркентиговые решения?

Часто для анализа рыночной ситуации маркетологами используется такой многофакторный и обобщающий критерий как интенсивность конкуренции (другими словами качество рынка). По этому критерию все рынки можно разделить на следующие типы (модели):

– рынок совершенной (чистой) конкуренции;

– рынок монополистической конкуренции;

– олигополия;

– рынок чистой монополии.

Необходимость выделения рынков по этому критерию вызывается их специфическими особенностями, которые приходится учитывать при разработке маркетинговых стратегий развития предприятий (организаций).

1. Рынок совершенной (чистой) конкуренции – существует больше в теории и часто служит эталоном эффективности рыночных отношений. Эта модель рынка основана на предположении, что все участники рынка действуют и совершают торговые сделки исключительно руководствуясь собственными экономическими выгодами.

Характерные черты рынка совершенной конкуренции:

– большое количество покупателей и продавцов, действующих на рынке;

– однородная продукция, предлагаемая для продажи (потребитель воспринимает различную продукцию как одинаковую по качеству, внешнему виду, упаковке);

– отсутствие входных и выходных барьеров для любого из его участников в любой момент времени;

– наличие открытой, исчерпывающей для всех продавцов и покупателей информации о данном рынке и его конъюнктуре;

– отсутствие ценовой и неценовой конкуренции.

2. Рынок монополистической конкуренции. Для модели рынка монополистической конкуренции характерно наличие относительно большого числа предприятий (продавцов), предлагающих дифференцированные товары. Однако их общее число существенно меньшее, чем в модели рынка совершенной конкуренции. Здесь товары одного предприятия (продавца) за счет их дифференциации уже отличаются от таких же товаров другого по качеству, дизайну, формам упаковки, условиям продаж, сервисному обеспечению и др. Причем различия между товарами могут быть как истинными, связанными с реальными качественными характеристиками товаров, так и мнимыми, внедренными в сознание покупателей представлениями об их престижности, модности, статусности.

Большинство существующих рынков – рынки монополистической конкуренции.

3. Олигополия. Рынок называется олигополистическим, когда небольшое число (два–три) крупных продавцов определенного вида товара противостоит массе относительно мелких покупателей и на каждого продавца приходится существенная часть общего предложения на рынке.

Для моделей олигополистических рынков характерно наличие двух–трех предприятий – продавцов стандартизированных товаров (сырье, материалы для промышленности, машины и оборудование, производство металлов и металлопродукции) и дифференцированных товаров потребительского спроса (электроника, электротехника и др.).

4. Рынок чистой монополии. Рынок чистой монополии – антипод рынка совершенной конкуренции. На монопольном рынке функционирует только один поставщик (продавец), представляющий в своем лице фактически всю отрасль. Производимый им товар уникален, его ничем нельзя заменить, аналоги отсутствуют. Неценовая конкуренция не ведется. Это так называемый рынок продавца (производителя). Здесь нет конкуренции, у покупателя нет выбора, и это заставляет его брать товар по любой цене. Основная причина возникновения монополии – высокие барьеры на входе в рынок, не позволяющие другим фирмам вступать в конкуренцию с монополистом.

Указанные выше характеристики и отличительные черты тех или иных моделей конкурентных рынков, на которых оперирует данное предприятие, определяют его маркетинговую и экономическую стратегии, реализация которых позволяет или не позволяет получить ему запланированную прибыль, достичь тех или иных маркетинговых целей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: