Дайте определение понятия спроса и предложения. Какие факторы и каким образом влияют на объем спроса и предложения?

Спрос - это количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период.

Предложение - это количество товара или предложение услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

На величину спроса влияют различные факторы, главные из которых – цена, доход покупателей, цены на товары-заменители, число покупателей на рынке, вкусы и предпочтения, потребительские ожидания цен, условия продаж и др.

Величина спроса выражается в конкретных количественных показателях товаров, на которые предъявлен спрос. Его изменение возникает под влиянием цены: если цены растут – спрос уменьшается, цены падают – спрос растет. Воздействие на спрос других, помимо цены, факторов вызывает сдвиг линии спроса параллельно самой себе вправо вверх или влево вниз. Это смещение кривой спроса называется изменением спроса.

Среди факторов, сдвигающих кривую спроса параллельно самой себе, особое значение имеет повышение величины доходов населения, что в общем случае означает рост его совокупной платежеспособности. При том же значении цены потенциальный покупатель может приобрести большее, чем раньше количество товара. В данном случае можно говорить о больших возможностях покупателей удовлетворить свои, ранее не удовлетворенные, потребности.

Другим фактором, сдвигающим кривую спроса относительно самой себя, является качество товара – характеристика, определяющая совокупность потребительских свойств данного товара, позволяющая обеспечить получение максимальной выгоды покупателям.

 

Закон предложения – предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цен.

С ростом цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их снижения – меньшие.

Предложение может изменяться под влиянием неценовых факторов:

· изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение - вправо;

· выход на рынок новых предприятий увеличит предложение вне зависимости от цен;

· изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход предприятий из отрасли уменьшит предложение);

· природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.

 

 5. Какие виды спроса вы можете назвать? В чем их различия?

 

Отрицательный спрос отражает ситуацию, когда потенциальные покупатели недолюбливают товар и стараются его не покупать. При необходимости здесь надо проанализировать причины такого поведения покупателей и принять маркетинговые меры (изменить товар, упаковку, дизайн, методы распространения и др.) для изменения мнения о данном товаре.

Отсутствие спроса – наблюдается в двух случаях: когда покупатели, на которых ориентировано производство данных товаров, не заинтересованы в них или просто не знают о них. Маркетинговые меры – активизация рекламы товаров.

Скрытый спрос – отражает невозможность удовлетворить покупателей за счет имеющихся на рынке товаров (услуг). Такая ситуация возникает в двух случаях:

• если предприятие-производитель не имеет информации о возникшем спросе;

• если предприятие-производитель знает о возникшем спросе на товары (услуги), но не торопится удовлетворить его.

Нерегулярный спрос – определяется тем, что возникают колебания спроса в течение определенных промежутков времени (часа, недели, месяца, года). Задача маркетолога – выявить причины нерегулярного спроса, попытаться найти способы сглаживания колебаний в спросе по времени. Возможности для этого часто скрываются в недостатках применяемых систем стимулирования продаж, негибких ценах, которые чем-то не устраивают покупателей.

Полноценный спрос – характеризует благоприятное соотношение между спросом и предложением товаров как для производителя, так и для потребителя, поскольку возникающий спрос полностью удовлетворяется.

Чрезмерный спрос – определяет ситуацию, когда уровень спроса на товар превышает его предложение. Здесь требуется ввести новые мощности по выпуску товаров, и рынок начнет насыщаться, спрос будет полностью удовлетворен. Если такая ситуация невозможна, то маркетологи изыскивают способы временного или постоянного снижения спроса, преследуется

цель не ликвидировать спрос вообще, а всего лишь снизить его уровень до приемлемых для предприятия границ.

Нерациональный спрос – спрос на вредные для здоровья товары – алкогольные напитки, табачные изделия. Его регулирование сводится к ограничению использования товаров данной группы на рынках.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: