Анализ действующей системы функционирования налогообложения доходов физических лиц на примере предприятия «Магнолия»

Анализ плательщиков налога на доходы физических лиц и налогооблагаемой базы.

Анализ исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.

 Общество с ограниченной ответственностью «Магнолия» (далее ООО «Магнолия») образовано решением учредителя № 1 от 25.03.2007 года в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом от 08.02.98 г. N 14-ФЗ (с изм. от 18.12.2006 года) «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Предметом деятельности ООО «Магнолия» является предоставление услуг физическим и юридическим лицам, удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах, производимых Обществом, а также реализация социальных и экономических интересов персонала Общества и его участников. Основные виды деятельности, осуществляемые Обществом:

Планирование, создание и размещение рекламы.

Торговая деятельность на основе организации оптовой, розничной, аукционной, комиссионной, посылочной и других видов торговли товарами отечественного и импортного производства.

Виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Главным органом управления общества является общее собрание участников общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества – генеральным директором.

Налогообложение ООО «Магнолия» осуществляется по организованной системе. Предприятие является плательщиком налога на прибыль предприятий и организаций, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, транспортный налог и налога на имущество. Платежи по данным налогам приведены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Налоговые платежи ООО «Магнолия» в бюджет

В 2008-2010гг.

(тыс. руб.)

Виды налогов

Годы

2008 2009 2010
Всего налоговых платежей 1 075 149 1 185 828 1 139 386
НДС 807 548 835 780 878 846
Налог на прибыль 47 801 87 512 15 300
НДФЛ 202 500 240 752 230 440
Налог на имущество 15 200 8 918  9 200
Транспортный налог 2 100 5 600 5 600

 

ООО «Магнолия» осуществляет свою финансовую деятельность в соответствии с планом, утверждённым участниками общества. Общество вправе распоряжаться как собственными, так и привлечёнными финансовыми ресурсами, включающими кредиты банков, финансовых организаций, предприятий, учреждений.

Основной проблемой функционирования предприятия явилось усиление конкуренции на профильном рынке, возникновение обширного числа товаров конкурентов и товаров-заменителей, продвигаемых конкурентами.

В ООО «Магнолия» применяется линейная организационная структура, в соответствии с которой во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями непосредственного воздействия на объект управления. Во главе предприятия находится генеральный директор. Его решения, передаваемые сверху вниз, обязательны для всех нижестоящих уровней и реализуются через руководителей этих уровней. Недостатками такой структуры являются: высокие требования к информированности руководителя, его знаниям по всем аспектам деятельности организационной системы, перегруженность информацией, документами, контактами с подчиненными.

Штат бухгалтерии состоит из трех работников: главного бухгалтера, бухгалтера и кассира. Обобщение данных бухгалтерского учета, составление бухгалтерского баланса и отчетности, выведение финансовых результатов осуществляет непосредственно главный бухгалтер.

В связи с небольшой численностью работников предприятия (среднесписочная численность ООО «Магнолия» в 2009 г. составила 30 чел.)

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, под которыми, согласно ст. 11 Налогового кодекса, понимают:

- граждан Российской Федерации;

- иностранных граждан;

- лиц без гражданства.

Принадлежность к гражданству какого – либо государства или отсутствие гражданства вообще подтверждается документом, удостоверяющим личность физического лица.

В соответствии со ст.10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62 – ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.

Так, наличие гражданства Российской Федерации может быть удостоверено [ 7]:

а) паспортом гражданина Российской Федерации, в том числе заграничный паспорт;

б) дипломатическим паспортом;

в) служебным паспортом;

г) паспортом моряка (удостоверением личности моряка);

д) удостоверением личности (военным билетом) военнослужащего с вкладышем, свидетельством о наличии гражданства Российской Федерации. 

Для признания физического лица налогоплательщиком НДФЛ имеет значение его налоговый статус, который в данном случае зависит не от гражданства, а от времени нахождения на территории государства. В зависимости от этого критерия, согласно ст. 207 Налогового кодекса, налогоплательщиками НДФЛ признаются две категории физических лиц:

1) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации;

2) физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации.

Например, иностранец, заключивший долгосрочный трудовой договор с российской компанией и являющийся налоговым резидентом, будет уплачивать НДФЛ с суммы вознаграждения, которое эта компания ему платит. Те доходы, которые он получает на территории своего государства, в Российской Федерации налогом не облагаются. Однако к доходам нерезидентов применяется повышенная налоговая ставка - 30 процентов, в то время как доходы резидентов облагаются по ставке 13 процентов.

Ранее налоговыми резидентами Российской Федерации признавались физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. То есть в прежней формулировке Налогового кодекса имел значение срок пребывания

налогоплательщика именно в календарном году.

Для определения налогового статуса физического лица не имеют значения число и длительность его выездов из Российской Федерации. Условием для признания физического лица налоговым резидентом Российской Федерации является его нахождение на территории Российской Федерации более 183 дней (подряд или суммарно) в течение 12 следующих подряд месяцев [8]. Также не имеют значения и причины выезда его за границу - будь то работа,турпоездка и др. Вместе с тем следует помнить, что с 1 января 2007 г. период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения [9]. При этом независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются:

- российские военнослужащие, проходящие службу за границей;

- сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

Таким образом, налоговыми резидентами Российской Федерации могут быть как российские граждане, так и иностранцы. В свою очередь, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, могут и не быть налоговыми резидентами Российской Федерации (например, в случае длительной командировки в другое государство).

Статья 207 Налогового кодекса в новой редакции применяется к правоотношениям, возникшим после 31 декабря 2006 г. Предусмотренные в п. п. 2 и 3 ст. 207 Налогового кодекса условия для признания физического лица налоговым резидентом применяются при определении налоговых обязательств по НДФЛ в отношении доходов, полученных после 31 декабря 2006 г. При этом в отношении таких доходов может учитываться 12-месячный период, начавшийся в 2006 г.

Таким образом, теперь при рассмотрении вопроса о налоговом статусе физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году) [10]. Поэтому при выплате доходов сотруднику его статус (резидент или нет) следует определять на соответствующие даты выплаты дохода.

Дата фактического получения дохода определяется по правилам ст. 223 Налогового кодекса, в соответствии с которой при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором   (контрактом). В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.

Кстати, эти 12 месяцев также не обязательно должны быть календарными месяцами (то есть с 1-го по 30-е (31-е) число). Нормативное подтверждение этому можно найти в ст. 6.1 Налогового кодекса. Так, в соответствии с п. 2 указанной статьи течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

183 дня пребывания в Российской Федерации исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев. То есть эти 183 дня могут и прерываться. Иначе говоря, период пребывания в РФ или за рубежом определяется по совокупности за 12 месяцев.

Соответственно, в случае если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять менее 183 дней, оно перестает быть налоговым резидентом Российской Федерации.

 Налоговый статус физического лица определяется организацией исходя из фактического документально подтвержденного времени нахождения физического лица в Российской Федерации.

Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Налоговым кодексом не предусмотрено.

Таким образом, только с момента признания работника налоговым резидентом Российской Федерации в соответствии с положениями ст. 207 Налогового кодекса налогообложение его доходов, полученных от источников в Российской Федерации, будет производиться по ставке в размере 13 процентов [11].

Иными словами, при приеме на работу иностранного гражданина и заключении с ним трудового договора на неопределенный срок изначально рассматривать работника как налогового резидента РФ (удерживая с его доходов НДФЛ по ставке 13 процентов) нельзя. Хотя следует заметить, что контролирующие органы и ранее занимали позицию, согласно которой иностранные граждане уже на начало отчетного налогового периода рассматривались в качестве нерезидентов Российской Федерации. В связи с чем обложение их доходов в течение первых 183 дней пребывания на территории Российской Федерации в рамках календарного года должно производиться по ставке 30 процентов. Уточнение налогового статуса таких налогоплательщиков

производится лишь на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина. В таком случае ставка налога на доходы физических лиц за весь период пребывания его на территории Российской Федерации применяется в размере 13 процентов и производится соответствующий перерасчет налога.

Исключение сделано для граждан Республики Беларусь и иностранных граждан, получивших в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации. Граждане Республики Беларусь в соответствии с положениями п. 1 ст. 21

"Недискриминация" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 г. не должны подвергаться в России более обременительному налогообложению, чем граждане Российской

Федерации в сходных обстоятельствах. Поэтому с первого дня их пребывания на территории Российской Федерации к их доходам применяется ставка 13 процентов.

Иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода, и обложение их доходов от работы по найму производится по ставке 13 процентов.

По итогам налогового периода (календарного года) определяется окончательный налоговый статус физического лица.

Если физическое лицо по итогам налогового периода не будет являться налоговым резидентом Российской Федерации, в налоговой декларации сумма налога с доходов, полученных от источников в Российской Федерации, рассчитывается по ставке 30 процентов с зачетом ранее удержанных сумм налога по ставке 13 процентов.

Причем если налоговый статус работника организации в течение налогового периода менялся неоднократно, то, по указанию контролирующих органов, перерасчет сумм налога производится после наступления даты, с которой налоговый статус налогоплательщика за текущий налоговый период поменяться не сможет, либо по окончании налогового периода.

В случае если в результате вышеуказанного перерасчета образуются суммы переплаты налога, зачет или возврат излишне уплаченного налога производится в порядке, установленном ст. ст. 78 и 231 Налогового кодекса.

Если трудовые отношения прерываются до изменения налогового статуса работника, доплатить НДФЛ должно само физическое лицо. А если налоговый статус работника изменяется до прекращения с ним трудовых отношений, работодатель обязан самостоятельно удержать доначисленные суммы налога.

Течение срока фактического нахождения на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации (если вы прибыли 20 ноября, отсчет срока вашего пребывания начнется с (21 ноября). При этом днем прибытия на территорию Российской Федерации признается день пересечения государственной границы Российской Федерации.

Календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.

Если работник работает на постоянной основе и за рубеж выезжает редко или вообще не выезжает, то проблем с определением налогового статуса не возникает. Как указывают налоговые органы, для подтверждения его статуса в качестве налогового резидента РФ достаточно воспользоваться табелем учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 или N Т-13, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1) [12]  

Если же работник часто выезжает за рубеж (например, около или свыше полугода проводит за рубежом), то потребуется гораздо больше документов, позволяющих определить время нахождения работника на территории РФ и за ее пределами.

Следует отметить, что конкретный перечень документов, которые подтверждали бы налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом, ни какими-либо иными нормативными документами не установлен. Поэтому такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев.

Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Однако для таких стран, как Таджикистан, Белоруссия, Казахстан, Украина, Кыргызстан, действует Соглашение от 30 ноября 2000 г. "О взаимных безвизовых поездках граждан", поэтому отметки пограничного контроля при поездках в эти страны не проставляются.

При отсутствии отметки пропускного контроля в паспорте физического лица доказательством нахождения на территории Российской Федерации могут служить любые иные документы, которые удостоверяют фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации: справки с места работы, выданные на основании сведений из табеля учета рабочего времени, или другие формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, а также командировочное удостоверение, квитанции о проживании в гостинице [13]. Также дополнительными документами, подтверждающими статус налогоплательщика, могут являться проездные билеты, приказы о командировках, путевые листы, авансовые отчеты и т.п.

Объект налогообложения - это необходимый элемент состава налога. Ст.17 НК РФ он отнесен к одному из элементов, при отсутствии которого налог не считается установленным.

Согласно ст.41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

В соответствии со ст.210 НК РФ налоговая база представляет собой совокупность всех доходов налогоплательщика, получаемых им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ.

При получении доходов в натуральной форме налоговая база определяется как рыночная стоимость в денежном выражении переданных налогоплательщику товаров, работ, услуг, иного имущества. Эта стоимость определяется с учетом положений статьи 40 НК РФ и включает в себя сумму налога на добавленную стоимость, акцизы и налог с продаж.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения принимается указанная сторонами цена сделки. Пока не доказано обратное, эта цена считается рыночной. Однако, налоговые органы на основании пункта 2 статьи 40 НК РФ могут проверить правильность применения цен: а) по сделкам между взаимозависимыми лицами; б) при отклонении цены более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых организацией (индивидуальным предпринимателем) по идентичным (однородным) товарам в течение непродолжительного времени. Если в ходе проверки окажется, что цена, указанная сторонами сделки, ниже рыночной на 20 процентов и более, то налоговые органы вправе вынести решение о доначислении налога исходя их рыночных цен и взыскании пени. Принципы определения рыночной цены изложены в пунктах 4-11 статьи 40 НК РФ. Применение финансовых санкций в данном случае не предусмотрено. Статьей 40 не вменяется в обязанность налогоплательщику делать специальный расчет. Контроль за соответствием цен рыночной конъюнктуре в целях налогообложения осуществляют только налоговые органы. Однако налогоплательщик вправе самостоятельно произвести специальный расчет и заплатить дополнительные суммы налогов.

В статье 211 НК РФ законодательство выделяет три группы доходов в натуральной форме.

1-я группа. Оплата (полностью или частично) за физическое лицо организациями или индивидуальными предпринимателями товаров, работ, услуг, имущественных прав. При этом в подпункте 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ специально оговорено, что к этой группе доходов относятся в том числе оплата коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

2-я группа. Полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе.

3-я группа. Оплата труда в натуральной форме.

 К материальной выгоде, учитываемой при определении налоговой базы, относятся следующие доходы:

- суммы экономии на процентах при пользовании заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций и индивидуальных предпринимателей, если налогоплательщик получает заемные средства по договору займа, кредитному договору и уплачивает проценты в размере ниже трех четвертых ставки рефинансирования Банка России на момент выдачи займа (кредита). В отношении заемных средств, выраженных в иностранной валюте, материальная выгода возникает только в случае, если процентная ставка по договору займа определена ниже 9% годовых;

- выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми лицами по отношению к налогоплательщику;

- выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.

Статьями 218-221 НК РФ предусмотрены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: