Бытовых услуг на муниципальном уровне 2 страница

Существенно усугубили ситуацию и инфляционные процессы. 1991-95 годы характеризуются спадом производства во всех отраслях народного хозяйства, галопирующей инфляцией, массовой взаимной задолженностью предприятий, снижением жизненного уровня населения. В 1991 году цены увеличились в 2,6 раза, в 1992 г. – в 26 раз, в 1993 – в 9,4 раза, 1994 – 3,24 раза, 1995 – 2,3. Всего, таким образом, за время после открытой либерализации цен 2 января 1992 года сводный индекс (декабрь 1995 к декабрю 1991 года) увеличился в 1830 раз, а с учетом "разгона" инфляции 91 года (т.е. к декабрю 1990 г.) цены, по данным Госкомстата, возросли без малого в 4800раз.1

В 1995 – 97 годах относительная стабилизация производства происходила на фоне ужесточения денежной и бюджетной политики. Как подчеркивают эксперты министерства труда РФ, был превышен допустимый уровень жесткости в отношении доходов населения. Их сокращение привело к сужению емкости внутреннего рынка, что стало одной из основных причин уменьшения товарооборота, падения производства в отраслях, выпускающих товары для населения.

Соотношения между минимальными размерами оплаты труда, пенсий, социальных выплат и прожиточным минимумом до сих пор находятся на опасном уровне. В условиях действия рыночного закона спроса и предложения снижение реальных доходов населения, и, как следствие, спроса на товары и услуги явилось важнейшей причиной сокращения объема производства товаров и услуг на многих предприятиях. Для услуг эта зависимость еще более губительна в силу высокой эластичности спроса на услуги, связанной с возможностью "самообслуживания".

По данным Госкомстата РФ2 объем платных услуг населению в 1995 г. составил 34 миллиарда рублей, что составляет 82% к уровню 1994 г., В 1994 г. этот показатель составил 62% к уровню 93 г. За 94-95 годы объем платных услуг снизился на половину. Многие услуги ввиду высокой их себестоимости, стали недоступны для подавляющей части населения, следствием чего явилось резкое сокращение их производства. Существенно изменилась структура услуг. Более рентабельные виды услуг, ориентированные на высокодоходные группы населения развиваются, прочие же практически исчезают.

Постепенно инфляция снизилась, налоговое законодательство стабилизировалось, свободные ниши рынка бытовых услуг стали заполняться индивидуальными предпринимателями. Появление мелких частных предпринимательских структур в этой области объясняется главным образом тем, что не требовалось больших затрат на организацию производств, а конкуренция практически отсутствовала.

Так как имеющейся статистической информации в сопоставимых ценах по бытовым услугам из года в год становится все меньше, то достаточно трудно объективно судить о том, как становление рынка повлияло на ситуацию в отрасли. Тенденции просматриваются весьма противоречивые. С одной стороны, практический развал старой системы бытового обслуживания населения и гибель большинства предприятий отрасли. С другой – появление большого числа индивидуальных предпринимателей, мелких частных фирм, заполняющих рынок услуг. Можно сказать, что малое предпринимательство спасло отрасль от практически полного уничтожения.

Современное состояние экономики чревато многими опасностями для малого предпринимательства вследствие несовершенства рыночных институтов и механизмов. Проблемы его неотделимы от решения макроэкономических задач, и, в частности, снижения инфляции, устойчивого валютного курса, борьбы с коррупцией, обеспечения безопасности бизнеса, претворения в жизнь принятых законов и норм в области поддержки предпринимательства. Опросы выявили следующие трудности, связанные с обеспечением деятельности таких фирм:

– бюрократические препоны и проволочки при регистрации и лицензировании;

– взяточничество;

– удушающий контроль многочисленных дублирующих органов;

– слабость системы коммерческого кредита (в качестве стартового капитала в подавляющем большинстве случаев 74% пользуются личными сбережениями, 5,3% берут в долг у друзей и родных);

– проблемы поиска и использования производственного помещения (стоимость нежилых помещений или их аренда весьма велики, а выдача разрешений на их использование часто связана с коррупцией);

– трудности, вызванные несовершенством рынка;

– резкий спад платежеспособного спроса;

– плохая работа банковских и юридических структур делает неэффективными легальные способы борьбы с неплатежами;

– неэффективность действий государственных органов по сбору налогов (повышение ставок налогов и репрессий за ошибки ведет к расширению нелегального оборота).

Все эти препятствия могли бы быть устранены или уменьшены путем реализации программ поддержки бытового обслуживания. Но, несмотря на социальную значимость сферы бытовых услуг, на современном этапе какие-либо программы ее развития реально не могут быть осуществлены в силу дефицита финансовых средств государства. Возможно включение таких программ в уже существующие направления, связанные с поддержкой малого предпринимательства, использование планов их реализации с целью развития предприятий бытовых услуг.

Однако, при значительном числе отрицательных последствий ускоренной приватизации, имеется ряд положительных моментов, в которых проявилась специфика сферы сервиса, в частности, ее гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям. Это позволило службе сервиса, и бытовому обслуживанию в частности, не только выжить, но и занять законное, достаточно важное место среди других отраслей экономики страны. Динамика этого процесса наглядно отражена в Приложении 1.

Опыт многих ныне развитых стран мира показывает, что развитие сферы сервиса в условиях глубокого экономического кризиса может дать толчок началу экономического роста страны. Влияние этой сферы на экономическую или социальную жизнь общества обусловлено важнейшими функциями, которые она выполняет в системе общественного воспроизводства:

- экономические (увеличение ВНП, содействие плавной диверсификации экономики, увеличению объема и расширению ассортимента производимых товаров и услуг, пополнение финансов региона, экономия доходов населения),

- социальные (получение дохода работниками, обеспечение занятости населения, особенно уязвимых ее слоев; увеличение свободного времени населения),

- политические (формирование и воспроизводство широкого слоя мелких собственников).

Экономическое значение сферы бытовых услуг объективно возрастает в годы кризисов в силу того, что она призвана значительно, и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских услуг. Она дает возможность приблизить производство к потребителю, помочь выравниванию условий жизни, вовлечь в производство часть материальных и финансовых ресурсов населения, ранее использовавшихся исключительно для личного потребления, создать новые рабочие места, ускорить демонополизацию, развивать конкуренцию, служить источником ощутимых бюджетных поступлений.

Одним из самых весомых факторов воздействия сферы бытовых услуг на повышение эффективности общественного производства многие экономисты называют ее влияние на воспроизводство рабочей силы.

Подавляющее большинство бытовых услуг оказывается в сфере малого предпринимательства. Так по данным 1995 года[8] индивидуальными предпринимателями оказывалось 63% услуг по ремонту жилья, 81% услуг по пошиву одежды, 67% ремонта бытовой аппаратуры, 53% ремонта обуви. Из оставшегося объема услуг большую часть оказывали малые предприятия.

Для малого предпринимательства характерна относительно большая доля затрат живого труда на единицу продукции. В условиях кризиса на первый план вышла их способность впитывать рабочую силу, ускоренно высвобождаемую в ходе реорганизации крупных предприятий. Это было характерно для Америки, Германии, Японии в периоды кризисов, характерно и для России сегодня. Во всех ведущих странах в годы мирового энергетического кризиса обнаружилась обратно пропорциональная связь между размерами предприятий и динамикой численности их персонала. В США в 70-85 г.г. на малых и средних предприятиях было создано 35 млн. новых рабочих мест, в то время как крупные фирмы и государственные структуры потеряли около 6 млн., при этом почти 1/3 прироста пришлась на фирмы с числом занятых до 20 чел. В странах ЕС в 88-92 г.г. сектор малых предприятий увеличился в среднем почти на 300 тыс. предприятий ежегодно. Особенно быстро расширялась сфера производственных и потребительских услуг[9].

Немалая часть предприятий отрасли создается социально уязвимыми группами населения - женщинами, молодежью без особой квалификации, вынужденными переселенцами и т.п. При этом количество женщин, работающих в сфере услуг, составляет большую часть от общего числа занятых. Так, в ЕС на рубеже 80-90 -х годов женщины составили почти 27% начинающих предпринимателей. По имеющимся данным, в странах ЕС около 13 млн. женщин ведут собственную предпринимательскую деятельность или работают на предприятиях своих мужей. Кроме того, наемный женский труд часто используется как надомный, временный, или "частичный". В ЕС в 1991 г. в режиме неполного рабочего дня трудились 30% экономически активного женского населения и только 4% - мужского. Сегодня доля занятых в сфере сервиса составляет 10 % от общего числа занятых, из них 6% приходится на женщин. В 1984 году в отраслях сферы сервиса было сосредоточено 54,4% занятых в народном хозяйстве ФРГ[10]. При этом количество женщин, работающих в сфере услуг ФРГ, составляет 53% от общего числа занятых[11]. В большинстве стран в сфере сервиса 2/3 занятых составляют женщины. Часто мелкое предпринимательство в сфере сервиса служит способом избавиться от безработицы. Во Франции почти 1/3 новых предприятий создавалась в годы кризиса людьми, какое-то время остававшимися вне рынка труда. Здесь активно используется труд инвалидов, пенсионеров, молодежи без опыта работы. Это связано с гибкостью графика работы, возможностью работать неполный рабочий день или сезонно, брать работу на дом. Исследования прошлых периодов показывают, что доля работающих пенсионеров в РСФСР в жилищно-коммунальном хозяйстве и бытовом обслуживании населения составляла в 70-е гг. до 8,5-10%. Думается, проведение специальных социологических опросов и сегодня подтвердит заинтересованность пенсионеров в продолжении трудовой деятельности. Поэтому дальнейшее развитие отраслей сферы сервиса, включая бытовое обслуживание населения, является одним из основных направлений по увеличению занятости.

Характерно, что темпы роста производительности труда на малых предприятиях (в расчете на одного занятого) нередко оказывались выше, чем на крупных, а темпы роста зарплаты - ниже[12]. В этом проявляется свойственная малому бизнесу экономия на трудовых издержках и сдерживание роста заработной платы при опережающем росте производительности труда, которую крупным предприятиям с их сильными профсоюзами осуществлять труднее. Это составляет одно из основных конкурентных преимуществ в периоды спада конъюнктуры.

Достаточно большая доля ручного труда, в том числе и высококвалифицированного, относительно небольшие удельные капитальные затраты на развертывание производства сделали службу быта источником новых рабочих мест, что благоприятно повлияло на социальную и внутриполитическую обстановку, особенно в период всплеска безработицы.

Бытовые услуги оказывают значительное влияние на рост производительности труда в общественном производстве. Это происходит в направлении совершенствования социально-бытовых условий на производстве, рационального использования и высвобождения внерабочего времени трудящихся для самосовершенствования. К числу таких социально-бытовых условий наряду с организацией питания, оказанием медицинской помощи, созданием санитарно- гигиенических условий на производстве относят и обеспечение соответствующего бытового обслуживания. Создание коммунально-бытовых объектов на предприятии (пункты питания, медицинского обслуживания, торговые точки, организация системы продуктовых заказов, выездное обслуживание, введение системы приема заказов на бытовое обслуживание и др.) в значительной степени способствует повышению работоспособности каждого работника.

Доля услуг, оказываемых населению, в общем объеме валового национального продукта России возрастает в последние годы весьма значительными темпами (см. табл.2).

Несмотря на не слишком радужные результаты деятельности в целом, отрасль бытовых услуг положительно влияет на экономику страны, являясь надежным источником бюджетных поступлений, особенно это характерно для мелкого частного бизнеса, что ярко проявляется при анализе (табл.3)

 

      Таблица 2.

Объемы ВВП и услуг в текущих ценах1

год

ВВП всего, млн.руб.

в том числе услуги

млн.руб.

%

1990

644,2

210,1

32,6%

1991

1398,5

513,4

36,7%

1992

19005,5

10020,2

52,7%

1993

171509,5

79488,4

46,3%

1994

610745,2

301095,0

49,3%

1995

1540492,8

787828,6

51,1%

1996

2145655,5

1072108

50,0%

1997

2521941,5

1314016

52,1%

1998

2684538,6

1415643

52,7%

 Таблица 3.

Рентабельность предприятий бытового обслуживания2

год

1995

1996

1997

1998

малые предприятия

4,5%

6,1%

2,7%

2,4%

средние и крупные

-2,1%

-7,1%

-2,8%

-5,6%

 

Ситуация, в которой оказалась страна в результате реформирования, значительно изменила и усилила социальную роль отрасли. Малая приватизация первой волны стала базой для создания в нашей стране слоя мелких частных предпринимателей. Этот слой – основа любого государства с рыночной экономикой. Их интересы – спокойная политическая обстановка, законность, порядок. Они – основа политической стабильности в обществе.

Избавление трудящихся от необходимости самостоятельно решать существующие потребности в услугах с помощью сферы бытовых услуг при комплексном подходе позволяет не только улучшить производительность труда на предприятии, но и дополнительно высвободить внерабочее время трудящихся. Развитие способности человека к труду предполагает наиболее эффективное проведение и внерабочего времени, так как именно в тот период осуществляются многие жизненно необходимые функции человека.

И последнее, несколько утраченное временно качество бытового обслуживания населения – экономия денежных доходов населения. В связи с изменением структуры потребительских расходов наблюдается постоянный прирост доли расходов на бытовую технику, компьютерную технику, автомобили, индивидуальное строительство. Соответственно возрастающий объем потребностей в их ремонте и обслуживании требует своего удовлетворения на достойном уровне. Привлечение специалистов службы быта для выполнения всевозможных бытовых работ позволяет оказывать высококачественные услуги, экономя при этом средства населения. Нормальное обслуживание и качественный ремонт существенно продлевают жизнь технике, экономя средства ее владельцев на приобретение новой в случае поломки. Раньше существенную значимость играло также и восстановление потребительской стоимости одежды, обуви и т.п. Стирка, химчистка, ремонт обуви, часов, сумок и т.п. экономили денежные доходы населения, продлевая жизнь самых необходимых вещей. Однако сейчас положение несколько изменилось из-за сближения стоимости новой вещи и ее ремонта. С одной стороны, развитие массового промышленного производства существенно снизило цену на эти товары. Выпуск вещей малыми партиями с учетом индивидуальных особенностей потребителей снизил число клиентов ателье индивидуального пошива или изготовления, так как удовлетворил тех, кто предпочитает использовать нестандартные модные вещи. С другой стороны, не умея мыслить стратегически, многие предприниматели взвинчивают цены на ремонт (не заботясь о качестве) и теряют потребителей. Частично в этом есть вина не только предпринимателей, но и государства. Непомерные налоги, высокая арендная плата определяют уровень цен на услуги. Льготы для малорентабельных услуг, оказываемых предприятиями бытового обслуживания беднейшим слоям населения, не только улучшили бы социальное положение населения, но и способствовали бы росту поступлений в бюджет за счет существенного расширения числа клиентов, способных оплачивать эти услуги.

Таким образом, сфера бытовых услуг имеет большую социальную, экономическую и политическую значимость, а также очень прочно связана с задачей повышения качества жизни населения. Качество жизни - интегральное понятие, комплексно выражающее количественный и качественный аспект удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.

Качество жизни характеризует в количественно измеряемых единицах (социальных показателях и индикаторах) состояние целевой группы (населения муниципального образования), субъективные и объективные стороны ее жизнедеятельности (образа жизни) и объективные условия этой жизни. Структура системы "качество жизни населения территории"1 может быть представлена в следующем виде:

– физическое и биологическое состояние экологической среды и состояние здоровья населения;

– права и свободы человека, личная и общественная безопасность;

– уровень жизни населения (доходы и расходы населения, общий объем потребляемых населением благ и услуг, пользование товарами и услугами, жилище, социальные возможности и неравенство, социальная защита);

– труд и занятость (занятость, безработица, условия и безопасность труда, социальное партнерство);

– показатели воспроизводства гуманитарно-личностного потенциала субъекта (образование, культура, физкультура и спорт, досуг и отдых).

Выделенные блоки качества жизни соответствуют основным функциональным сферам деятельности и ответственности социально-бытовой и культурной политики местной администрации

В данной структуре ясно прослеживаются блоки и направления, непосредственно связанные с уровнем развития сферы бытовых услуг на территории. Взаимное влияние развития сферы бытовых услуг и качества жизни населения ясно прослеживаются в большинстве блоков. Доходы и расходы населения, общий объем потребляемых населением услуг, занятость и безработица, досуг и отдых в значительной степени зависят от развития сферы бытовых услуг в регионе.

Вышеприведенный анализ показывает значительную гибкость и выживаемость сферы бытовых услуг в современных рыночных условиях. Увеличение социальной и экономической значимости индустрии услуг и в развитых странах и в России требует самого высокого внимания к ней со стороны органов власти и управления. Это должно выражаться в оказании помощи в развитии сферы бытовых услуг и в участии властных структур в управлении ее деятельностью. Степень и уровень участия будет рассмотрен ниже.

 

1.2. Задачи власти по регулированию деятельности предприятий бытового обслуживания на различных уровнях государственного и местного управления и пути их осуществления.

Учитывая, что одной из основных задач власти является забота о благосостоянии народа, повышение качества жизни населения становится одним из показателей работы органов государственного и местного управления. Как отмечалось выше, сфера бытовых услуг оказывает очень большое влияние на этот показатель. Властные структуры в последнее время вынуждены уделять развитию данной отрасли самое значительное внимание. Это вызвано не только заботой об уровне обеспеченности населения подведомственной территории услугами, но и тем, что, как оказалось, данная область деятельности способна приносить неплохой доход, служить резервом и источником рабочих мест, обладает повышенной выживаемостью в сложных условиях рыночной экономики. В связи со сложившейся ситуацией изменилась роль органов государственного и местного управления в развитии сферы бытовых услуг. Многообразие видов услуг, их различная социальная и экономическая значимость выдвигают на передний план вопросы о соотношении уровней и методов государственного и местного управления для различных видов услуг.

Роль органов государственного управления в развитии и деятельности индустрии услуг прежде всего состоит в том, чтобы создать соответствующий правовой, экономический и социальный климат для развития социально и экономически значимых видов услуг и поддержания уже существующих. Функции подавления нежелательных видов услуг в современной ситуации надо применять очень осторожно, т.к. неправильная оценка того или иного вида в перспективе может привести к значительным отрицательным последствиям.

Кроме того, путем применения определенных методов и механизмов управления властные структуры могут изменять скорость и направление развития отдельных видов услуг и отрасли в целом.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

В связи с тем, что услуги – это большое количество разнообразных видов деятельности, необходимо определиться с наиболее рациональными уровнями управления для каждого вида и методами, используемыми на каждом уровне. Все управляющие механизмы и методы управления крупно можно разбить на две категории: административно-законодательные и экономические (существует еще одна – морально-этическая, но в сегодняшних условиях трудно представить, что воздействия этой категории дадут какой-либо значительный эффект). Следует отметить, что в ряде случаев использование одних и тех же методов управления внутри одной категории приводит к совершенно различным результатам. Это связано с тем, что при использовании одного и того же метода управления могут быть задействованы различные механизмы исполнения. Поэтому целесообразней рассматривать структуру управления рынком в виде определенных областей, в которых работают однородные механизмы и методы управления. В этом случае структура управления развитием рынка бытового обслуживания должна включать следующие механизмы управления и регулирования:

- административно-законодательное регулирование;

- административное экономическое регулирование;

- налоговую систему;

- коммерческий расчет;

- систему ценообразования;

- финансово-кредитные рычаги управления.

Особенностью структуры является тесная взаимосвязь между областями, в которых работает тот или иной механизм управления. Принятие решений в одной из них побуждает необходимость приведения в действие механизмов одной или нескольких смежных областей. Игнорирование этой взаимосвязи приводит к резкому снижению эффективности принимаемых решений, а зачастую и к неожиданным отрицательным результатам. Конечно, весьма сложно учесть абсолютно все взаимосвязи и последствия управляющих действий, но значительный опыт и практические наработки позволяют органам власти в большинстве случаев избежать серьезных отрицательных социальных и политических последствий. Однако эффективность принимаемых таким образом решений зачастую крайне низкая. Это особенно хорошо видно на примерах многочисленных программ поддержки и развития предпринимательства.

Таким образом, описанная выше структура на самом деле представляет собой сложную, "дышащую" систему воздействия на объект (в нашем случае – рынок услуг) через управляющие решения с получаемым на выходе сложно прогнозируемым социально-экономическим эффектом. Причем взаимосвязи между областями управления изменяются с изменением направленности воздействия, характера воздействия, внешних по отношению к системе условий (например, изменение половозрастных характеристик населения) и т.п.

Жесткая оптимизация работы такой системы в принципе невозможна из-за большого количества факторов влияния. В тоже время введение в систему постоянно работающей обратной связи по типу "принимаемое управляющее действие (решение) – получаемый социально-экономический результат – корректирующее управляющее действие" позволит приблизиться к оптимальности воздействия. Такая обратная связь в рассматриваемом аспекте достигается с помощью мониторинга рынка по тому или иному вопросу.

 Сложность управления системой усугубляется еще и тем, что возможности принятия тех или иных управляющих решений и применяемых методов воздействия в значительной степени зависят от уровня властной структуры. Такие ограничения в использовании механизмов управления значительно снижают эффективность обратной связи.

Рассмотрим составляющие механизмы управления более подробно. 

Административно-законодательное регулирование должно заключаться в выработке законов обеспечивающих защиту жизни и здоровья граждан, а также политики социальных приоритетов, т.е. определять наиболее социально значимые виды услуг и устанавливать минимальный уровень обеспеченности этими услугами. Законы и подзаконные акты, являющиеся на настоящий момент наиболее используемым инструментом института власти, должны регламентировать выбранное направление и методы административного воздействия с учетом социальных и политических последствий принимаемых решений.

  Экономические способы государственного (административного) регулирования включают инвестиции, дотации, фиксированные цены, неналоговые льготы, бюджетные кредиты (речь идет об использовании средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов для стимулирования работ в приоритетном направлении). Сюда же относятся и обратные способы воздействия – отзыв инвестиций, замораживание кредитов, увеличение сборов и пошлин, лицензирование. Косвенно к данной категории механизмов управления можно отнести законодательное проведение новых налогов и снижение существующих.

Кстати, эта категория механизмов управления проявляется как взаимосвязь описываемой области административного экономического управления со смежной - областью налогового управления.

 Область налогового управления выделена в самостоятельную по нескольким причинам. Во-первых, как область управления с наиболее эффективными механизмами экономического воздействия. Во вторых - в связи с тем, что по чисто российской специфике, данный исполнительный механизм, предназначенный для контроля и пополнения бюджетов разных уровней, превратился в самостоятельную централизованную структуру, подчиняющуюся власти только на самом высоком, федеральном уровне, выпускающую собственные подзаконные акты (зачастую противоречащие приоритетам более низких уровней власти) и имеющую эффективные рычаги воздействия на объекты управления в виде установки сроков, штрафов и других санкций.

Области ценообразования и финансово-кредитных механизмов управления представляют собой разновидности областей экономического воздействия и отличаются от административно-экономической рядом особенностей. В частности, ни тот ни другой механизм в условиях рыночной экономики не подчинен органам власти и управления. Область ценообразования очень сильно подвержена влиянию внешних факторов, а управление ею через данный механизм весьма сложное и ограниченное. Использование финансово- кредитных рычагов также представляет достаточно сложный и опосредованный вариант управления и, к тому же не очень чувствительный для некоторых видов бытового обслуживания населения.

Область управления через коммерческий расчет весьма перспективна, принимая во внимание психологию предпринимательства. Эта область имеет множество рычагов воздействия, (например, "муниципальный заказ", создание предприятий смешанных форм собственности и т.д.), причем многие из них доступны органам власти если не непосредственно, то через промежуточные звенья (например, муниципальные предприятия и службы). Основным недостатком является слабая изученность этой области.

В систему методов и рычагов регулирования развития сферы сервиса могут быть включены следующие:

1. В области налогообложения

- общее снижение числа местных налогов и ставок по ним;

- установление прямых налоговых льгот в части местных налогов, целевых платежей и сборов для предприятий;

2. В области административно-экономического управления:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: