Задачи анализа финансовых результатов

 

Отсюда основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

- оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

- определение направленности и размера влияния отдельных факторов на сумму прибыли и уровень рентабельности;

- выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности;

- анализ порога прибыли.

Обобщенная информация о финансовых результатах представлена в бухгалтерской отчетности:

В современных условиях прибыль, отражаемая в бухгалтерской отчетности отечественных предприятий, оказывается неоправданно завышенной. Это связано с тем, что в условиях инфляции оценка активов предприятия, показываемых в балансе, не отражает их реальной стоимости: основные средства, материальные и товарные запасы искусственно занижаются по сравнению с их действительной стоимостью. Занижение стоимости активов баланса приводит к занижению соответствующих расходов, в том числе амортизации, а следовательно, к искажению себестоимости реализованной продукции и прибыли. В результате этого у предприятия в виде налога изымается часть необходимого продукта и тем самым нарушается нормальный процесс воспроизводства. Кроме того, финансовые результаты предприятия зависят от выбранной финансовой политики, обеспечивающей возможности маневра в части распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, списания расходов будущих периодов, создания оценочных резервов. При сопоставлении финансовых результатов за несколько смежных периодов следует учитывать изменение методологии учета, составления отчетности и принятую на предприятии учетную политику. К вопросам учетной политики, определяющей величину финансового результата деятельности предприятия, относятся:

- выбор метода начисления амортизации основных средств и нематериальных активов;

- выбор метода оценки материалов при их отпуске в производство;

- выбор порядка отнесения на себестоимость продукции отдельных видов расходов (создание резервов);

- определение состава косвенных (накладных) расходов и метода их распределения.

Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования. Приступая к анализу финансовых результатов, следует различать прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности и чистую прибыль (нераспределенную прибыль (убыток) отчетного периода).

Прибыль (убыток)  до налогообложения представляет собой алгебраическую сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, процентов к получению (к уплате), доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов (расходов) и финансовых результатов от внереализационных операций.

 

Прибыль (убыток) от обычной деятельности определяется как разница между суммой прибыли (убытка) до налогообложения и платежами в бюджет из прибыли.

Чистая (нераспределенная) прибыль определяется как разница между прибылью от обычной деятельности и суммой чрезвычайных доходов и расходов. Она выступает важнейшим источником доходов предприятия, направляемых на его развитие и удовлетворение социальных и материальных потребностей коллектива.

Анализ следует начинать с общей оценки динамики величины и состава прибыли до налогообложения. Информация, содержащаяся в отчетной форме № 2, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности предприятия, установить структуру прибыли.

Важным моментом анализа является факторный анализ прибыли от продаж.

Система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. К ним относятся показатели рентабельности. Рассчитываются и анализируются общая рентабельность работы предприятия, рентабельность продукции и капитала. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования предприятий как самостоятельных товаропроизводителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: