Способы психологического воздействия

 

Возможность оказания психологического воздействия на поведение людей, их чувства и умы во все времена привлекала внимание. Главная цель воздействия – побуждение людей к выполнению определенных действий. Однако для того, чтобы люди начали выполнять эти действия, они должны почувствовать в них внутреннюю необходимость и личностный смысл. До недавнего времени проблемы, связанные с психологическим воздействием, исследовались на нескольких уровнях в рамках целого ряда гуманитарных наук – философии, психологии, социологии, политологии, педагогики.

Психологическая наука проявила непосредственный интерес к данной проблематике практически с самого момента своего появления. Мощным импульсом для дальнейшего научного анализа сущности, механизмов функционирования, объектов и методов психологического воздействия стали мировые войны ХХ века. Значительный вклад в изучение проблемы внесли западные теоретики, считавшие, что мероприятия психологического воздействия должны заключаться в концентрированном воздействии на эмоционально-чувственную сферу психики индивида, группы или социальной общности путем внушения определенной идеи или эмоционального заражения.

В настоящее время продолжается научный поиск в области психологии

риторики, подсознательной коммуникации. Основные положения этих работ позволяют рассматривать процесс психологического воздействия с учетом особенностей адаптации личности к условиям существования. Значительно расширяют исследовательское поле новые, динамично развивающиеся сферы, в которых активно осуществляется психологическое воздействие.

Помимо уже «традиционных» религии и политики, в настоящее время ведущие позиции занимает психологическое воздействие в экономике, воздействие с использованием средств массовой информации и сетевых технологий, посредством массовой культуры и произведений искусства. Очевидно, что возникла необходимость систематизации знаний о психологическом воздействии как специфическом виде человеческой деятельности на основе их междисциплинарной интеграции. Решение этой задачи возможно в рамках акмеологии – науки, изучающей факты и закономерности, механизмы и способы развития человека, включая профессиональное совершенствование, самосознание, самопознание и саморегуляцию личности.

На основе акмеологического подхода психологическое воздействие рассматривается как процесс взаимодействия и взаимовлияния личностей, личности и группы, либо как межгрупповое взаимодействие.

Психологическое воздействие включает в себя множество взаимосвязанных содержательных, структурных и функциональных компонентов, целей, средств, форм и методов коммуникации.

В процессе психологического воздействия задействованы две субъектные стороны – оказывающая воздействие и подверженная воздействию. Наиболее результативным воздействие будет в том случае, когда субъекты воздействия образуют акмеологическую систему, целостность, устойчивость и стабильность которой обеспечиваются гибкой организацией и взаимодействием структурных и функциональных компонентов, высокой степенью их упорядоченности и направленности.

Таким образом, акмеологический подход позволяет сформулировать на основе интеграции данных различных наук общее представление о психологическом воздействии как феномене взаимодействия и взаимовлияния личностей и группы, о его сущности, содержании и структуре. Помимо этого становится возможным выявление механизмов психологического воздействия, его методов и приемов, сложившихся в различных областях общественной практики.

Стратегия психологического воздействия разрабатывается в зависимости от его целей, задач, объектов и возможных каналов распространения информации. Результативность и эффективность воздействия зависят от того, насколько правильно определены те сферы психики, которые связаны с управлением поведением человека, а так же психологические особенности конкретной личности или группы, на которую оказывается воздействие. Только в этом случае произойдет трансформация акта воздействия в желаемую программу поведения.

На основе проведенного анализа существующих научных исследований, можно выделить основные этапы подготовки и реализации процесса психологического воздействия:

1 – аналитический этап, который может быть как сознательно контролируемым, так и неосознаваемым (в зависимости от того, осуществляется ли психологическое воздействие осознано), включающий: планирование; целеполагание; изучение объекта воздействия;

2 – экшн-этап – этап практической реализации, который включает: разработку содержания информации; выбор конкретных средств, методов и приемов воздействия; определение информационных каналов воздействия; осуществление психологического воздействия (точечный удар, краткосрочное, пролонгированное);

3 – рефлексивный этап, в рамках которого осуществляется соотнесение изначально поставленных целей и реально достигнутого результата, т.е. этап контроля эффективности психологического воздействия.

В процессе деятельности вносится определенная коррекция в зависимости от того, кто выступает в качестве объекта воздействия – группа людей или конкретная личность. В частности, психологическое воздействие на группу осуществляется с учетом психологических особенностей данной группы, её уровня развития, группового сознания и психики.

В качестве основных способов психологического воздействия выступают психическое заражение, внушение, убеждение, манипуляция.

Объединяющим началом в процессе оказания психологического воздействия выступает информация. При организации ее подачи целесообразно учитывать эмоциональный настрой объекта и вызывать именно те переживания, которые обостряют восприятие. Вариант изменения эмоциональной сферы человека для формирования готовности к восприятию информации может выглядеть следующим образом: интерес – любопытство – удивление – недоверие – сомнение. Информация должна быть построена таким образом, чтобы способствовать разрядке эмоционального напряжения, возникающего в процессе психологического воздействия. Это способствует формированию доверия у объекта к субъекту воздействия, что в дальнейшем проявляется в готовности к получению от него подобного сообщения.

Материал будет считаться усвоенным, если он трансформируется в побудителя действий и поступков личности или группы, то есть в случае перехода в мотивационно-потребностную сферу.

Таким образом, можно констатировать, что одним из направлений обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства является теоретическая разработка проблемы психологического воздействия совместными усилиями психологов, политологов, социологов, педагогов и других специалистов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: