Бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет Российской Федерации
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями экономической политики на 2002 год были названы:
· рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства не менее чем на 5,5 процента;
|
|
· дальнейший рост сельскохозяйственного производства;
· создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;
· сокращение долгов перед федеральным бюджетом как субъектов Федерации, так и юридических лиц, получивших финансовую помощь под гарантии субъектов Российской Федерации;
· снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;
· выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;
· рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 6,5 процента;
· создание равных и предсказуемых условий для всех предприятий вне зависимости от размера, формы собственности и т.д.;
· поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение числа безработных;
· повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с уровнем 2001 г. объемов капитальных вложений.
Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 2002 г. Федеральный бюджет на 2002г. был утвержден по расходам в сумме 1947386,3 млн. рублей и по доходам в сумме 2125718,2 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 10950 млрд. рублей и уровня инфляции не более 15,0 % (декабрь 2002г к декабрю 2001 года).
Установлено, что в доходы федерального бюджета на 2002 год зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.
|
|
Превышение доходов над расходами направляется в 2002 году в сумме 68566,6 млн.рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 109765,3 лмн.рублей на образование финансового резерва.
Если взять в сравнение 2001 год, то бюджет на 2001 год был утвержден по расходам в сумме 1193482,9 млн.рублей и по доходам в сумме 1193482,9 млн.рублей исходя их объема ВВП 7750 млрд.рублей и уровня инфляции 12 %.
Таблица № 2
Исполнение федерального бюджета за 2001 год
(предварительные данные)
млн.руб.
Бюджет за год | Исполнение за год | % исполнения | |
Доходы | 1 193 482,9 | 1 592 323,1 | 133,4 |
Расходы | 1 193 482,9 | 1 376 229,0 | 115,3 |
Процентные расходы | 239 793,9 | 232 488,8 | 97,0 |
Обслуживание государственного внутреннего долга | 56 640,9 | 46 412,2 | 81,9 |
Обслуживание государственного внешнего долга | 183 153,0 | 186 076,6 | 101,6 |
Профицит | 0 | 216 094,1 | |
Первичный профицит | 239 793,9 | 448 582,9 | |
ВВП | 9 090 200,0 | ||
Профицит к ВВП в % | 2,4 | ||
Первичный профицит к ВВП в % | 4,9 | ||
Таблица №3
Доходы федерального бюджета РФ на 2002 г. (выдержка):
Млн.руб
Виды доходов | Сумма. |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 1 726 310,10 |
в том числе: | |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций Налог на добавленную стоимость Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации Налог на игорный бизнес Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте Налоги на совокупный доход Лицензионные сборы Налоги на имущество Платежи за пользование природными ресурсами Таможенные пошлины и иные тамож. сборы и платежи Прочие налоги, пошлины и сборы | 207 443,70 773 508,00 221 259,80 3 555,20 1 009,20 1 849,40 5 677,60 804,10 920,00 183 715,70 324 108,90 2 458,50 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего | 104 284,20 |
в том числе: Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности Доходы от внешнеэкономической деятельности Доходы от продажи земли и нематериальных активов Штрафные санкции, возмещение ущерба Административные платежи и сборы Прочие неналоговые доходы | 50 472,50 47 911,90 290,00 1 691,40 804,10 3 114,30 |
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, всего | 13 893,90 |
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ | 281 230,00 |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 2 125 718,20 |
Данные свидетельствуют, что 93% всех доходов бюджета составляют налоговые поступления (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Поступления в федеральный бюджет налога на прибыль уменьшены на 13% по сравнению с 2001 годом. Поступления налога на добавленную стоимость в 2002 году предусмотрены с ростом против 2001 года на 23.1 %.
Важно, что поступления по налогу на прибыль и НДС составят более половины (52%) всех доходов федерального бюджета. В отличие от 2001 года в федеральный бюджет не предусмотрены отчисления от налога на доходы физических лиц, которые в полном объеме зачисляются в доходы бюджетов субъектов Федерации.
В федеральном бюджете на 2002 год платежи за пользование природными ресурсами в 3.8 раза превышают соответствующие поступления за истекший год. Именно вступивший в действие с 1 января 2002 года налог на добычу полезных ископаемых, доминирующей составляющей которого является налог на добычу нефти (93.4%), обеспечивает значительное увеличение указанных поступлений. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год). Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.
|
|
В доходы федерального бюджета на 2002 год включаются средства целевых федеральных бюджетных фондов: Фонда Министерства по атомной энергии.
Таблица № 4