Характеристика отдельных звеньев

Бюджетной системы Российской Федерации

Федеральный бюджет Российской Федерации

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Например, основными целями экономической политики на 2002 год были названы:

· рост валового внутреннего продукта и продукции промышленного производства не менее чем на 5,5 процента;

· дальнейший рост сельскохозяйственного производства;

· создание условий для переориентации финансовых потоков в реальный сектор экономики;

· сокращение долгов перед федеральным бюджетом как субъектов Федерации, так и юридических лиц, получивших финансовую помощь под гарантии субъектов Российской Федерации;

· снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и повышение уровня собираемости налогов;

· выполнение всех принимаемых государством финансовых обязательств перед субъектами хозяйственной деятельности и населением;

· рост реальных денежных доходов населения не менее чем на 6,5 процента;

· создание равных и предсказуемых условий для всех предприятий вне зависимости от размера, формы собственности и т.д.;

· поддержание уровня занятости населения Российской Федерации и снижение числа безработных;

· повышение инвестиционной активности, формирование источников реального наполнения Бюджета развития РФ и на этой основе увеличение по сравнению с уровнем 2001 г. объемов капитальных вложений.

 Конкретное представление об источниках формирования федерального бюджета и направлениях расходования его средств можно получить из анализа основных положений федерального бюджета на 2002 г. Федеральный бюджет на 2002г. был утвержден по расходам в сумме 1947386,3 млн. рублей и по доходам в сумме 2125718,2 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП 10950 млрд. рублей и уровня инфляции не более 15,0 % (декабрь 2002г к декабрю 2001 года).

Установлено, что в доходы федерального бюджета на 2002 год зачисляются поступления единого социального налога, направляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату базовой части трудовой пенсии.

Превышение доходов над расходами направляется в 2002 году в сумме 68566,6 млн.рублей на погашение государственного долга Российской Федерации и в сумме 109765,3 лмн.рублей на образование финансового резерва.

Если взять в сравнение 2001 год, то бюджет на 2001 год был утвержден по расходам в сумме 1193482,9 млн.рублей и по доходам в сумме 1193482,9 млн.рублей исходя их объема ВВП 7750 млрд.рублей и уровня инфляции 12 %.

Таблица № 2

     Исполнение федерального бюджета за 2001 год

             (предварительные данные)

                                                                       млн.руб.

  Бюджет за год Исполнение за год % исполнения
Доходы 1 193 482,9 1 592 323,1 133,4
Расходы 1 193 482,9 1 376 229,0 115,3
Процентные расходы 239 793,9 232 488,8 97,0
Обслуживание государственного внутреннего долга 56 640,9 46 412,2 81,9
Обслуживание государственного внешнего долга 183 153,0 186 076,6 101,6
Профицит 0 216 094,1  
Первичный профицит 239 793,9 448 582,9  
ВВП   9 090 200,0  
Профицит к ВВП в %   2,4  
Первичный профицит к ВВП в %   4,9  
       

 

Таблица №3

Доходы федерального бюджета РФ на 2002 г. (выдержка):

Млн.руб

Виды доходов Сумма.
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего 1 726 310,10
в том числе:  
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций Налог на добавленную стоимость Акцизы по подакцизным товарам и отдельным видам минерального сырья, производимым на территории Российской Федерации Акцизы по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации Налог на игорный бизнес Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте Налоги на совокупный доход Лицензионные сборы Налоги на имущество Платежи за пользование природными ресурсами Таможенные пошлины и иные тамож. сборы и платежи Прочие налоги, пошлины и сборы 207 443,70 773 508,00   221 259,80     3 555,20 1 009,20 1 849,40   5 677,60 804,10 920,00 183 715,70 324 108,90 2 458,50  
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, всего 104 284,20
в том числе: Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности Доходы от внешнеэкономической деятельности Доходы от продажи земли и нематериальных активов Штрафные санкции, возмещение ущерба Административные платежи и сборы Прочие неналоговые доходы     50 472,50  47 911,90 290,00 1 691,40 804,10 3 114,30
ДОХОДЫ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, всего 13 893,90
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ 281 230,00
ВСЕГО ДОХОДОВ 2 125 718,20

Данные свидетельствуют, что 93% всех доходов бюджета  составляют налоговые поступления (налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Поступления в федеральный бюджет налога на прибыль уменьшены на 13% по сравнению с 2001 годом. Поступления налога на добавленную стоимость в 2002 году предусмотрены с ростом против 2001 года на 23.1 %.

Важно, что поступления по налогу на прибыль и НДС составят более половины (52%) всех доходов федерального бюджета. В отличие от 2001 года в федеральный бюджет не предусмотрены отчисления от налога на доходы физических лиц, которые в полном объеме зачисляются в доходы бюджетов субъектов Федерации.

В федеральном бюджете на 2002 год платежи за пользование природными ресурсами в 3.8 раза превышают соответствующие поступления за истекший год. Именно вступивший в действие с 1 января 2002 года налог на добычу полезных ископаемых, доминирующей составляющей которого является налог на добычу нефти (93.4%), обеспечивает значительное увеличение указанных поступлений. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. (ст. 20 ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год). Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

В доходы федерального бюджета на 2002 год включаются средства целевых федеральных бюджетных фондов: Фонда Министерства по атомной энергии.

 

Таблица № 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: