Федерального бюджета за 1 квартал 2002 года (выдержка)

  млн.руб.

РАСХОДЫ Бюджетные назначения на 1 квартал Изменения за 1 квартал № исполнения годовых бюджетных назначений % исполнения бюджетных назначений на 1 квартал
Государственное управление 10 891,3 10 837,9 19,1 99,5
Национальная оборона 54 841,9 53 981,4 19,0 98,4
Образование 17 348,0 17 344,5 21,7 100,0
СМИ 1 909,5 1 909,5 18,6 100,0
Социальная политика 93 605,3 93 087,0 21,6 99,4
Из них ПФ РФ 12 372,9 12 372,9 25,0 100,0
Обслуживание гос. и муниципального долга 77 930,6 78 150,9 27,4 100,3
В т.ч. обслуживание гос.и муниципального внутреннего долга 8 394,8 8 214,0 14,2 97,8
обслуживание гос. внешнего долга 69 535,8 69 936,9 30,8 100,6
Финансовая помощь бюджетам других уровней 70 469,2 69 667,9 26,2 98,9
......................................        
Всего расходов 434 832,6 419 075,6 21,5 96,4

 

В первом квартале в полном объеме выделены средства на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащих – 66.5 млрд.рублей; пенсий и пособий военнослужащим и работникам правоохранительных органов - 11.1 млрд.рублей.

В разделе «Финансовая помощь бюджетам других уровней» дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации составили на 1 квартал - 40.5 млрд.рублей, субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего востока и Архангельской области – 0,9 млрд.рублей, государственная поддержка завоза продукции на Север – 17,9 млрд.рублей. 

 

 

 1.3.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации

 

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например,  ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» установлено что в бюджеты субъектов РФ в 2002 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

· налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством –14,5 %;

· акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

· акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

· лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;

· налог на доходы физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

· налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

· платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;

· платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

· платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;

· Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых-100%;

· Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ-100%;

· Налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств -100%–

· Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов-81%;

· прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.

Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Например, в Новосибирской области «Закон об областном бюджете Новосибирской области» утверждается на сессии Областного совета народных депутатов.. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения. 

Бюджет Новосибирской области на 2001 год был утвержден:

по расходам в сумме - 8 138 190,6 тыс.рублей;

по доходам в сумме - 8 050 507,7 тыс.рублей.

Был установлен предельный размер дефицита – 87 682,9 тыс.рублей, что составило 1,5 % к объему доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Бюджет Новосибирской области на 2002 год утвержден:

по расходам в сумме - 13 149 801,5 тыс.рублей;

по доходам в сумме - 13 066 250,3 тыс.рублей.

Предельный размер дефицита областного бюджета на 2002 год в размере 83 551,2 тыс.рублей, что составляет 0,964% к объему доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Таблица №7

Доходы бюджета НСО на 2002 г. (выдержка):

(в тыс. руб.)

Виды доходов Сумма
Налоговые доходы, всего в том числе: Налог на прибыль Акцизы Налог на доходы физических лиц Налог на игорный бизнес Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы Налог с продаж Налоги на совокупный доход Налоги на имущество Платежи за пользование природными ресурсами 5 654 804,0   3 677 234,0 518 243,8 2 278 879,0 46 435,5   967 367,8 417 430,0 297 823,0 527 842,0 184537,2
Неналоговые доходы, всего 585 588,5
Доходы целевых бюджетных фондов, всего в том числе: дорожный фонд экологические фонды Безвозмездные перечисления  т.ч от бюджетов других уровней: дотации субвенции.       Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ИТОГО ДОХОДЫ   2 162 200,0   2 096 900,0 65 300,0   6 240 392,5 3 283 439,9 1 091 542,0   268 867,9 13 066 250,3

Таблица №8

Основные расходы бюджета НСО на 2002 г.(выдержка):

Тыс.руб.

Виды расходов Сумма
Государственное управление и местное самоуправление  442 900,0
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 502 522,7
Сельское хозяйство 413 560,1
Развитие рыночной инфраструктуры 13 000,0
Транспорт, дорожное хозяйство, связь 171 405,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 107 437,0
Приемка и ввод жилого фонда и объектов социально-культурной сферы 171 000,0
Образование 446 037,1
Культура и искусство 315 761,0
Здравоохранение 1 468 374,3
Средства массовой информации                 34 063,9
Социальная политика 931 116,9
Финансовая помощь бюджетам других уровней          4 246 358,6
Обслуживание государственного долга 331 269,5
Фундаментальные исследования                      25 000,0
Целевые бюджетные фонды 2 635 387,0
Промышленность, энергетика, строительство 680 213,2
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов 40 798,2
Прочие расходы 397 949,8
ИТОГО РАСХОДЫ 13 149 801,5

Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

Таблица № 9

Распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2002 году (выдержка)

Тыс.руб.

Наименование субъектов РФ

Суммы финансовой помощи из федерального фонда поддержки субъектов РФ

всего

Из них:

Дотации субсидии субвенции
Республика Бурятия 4 894 769,0 4 604 357,0 290 412,0  
Республика Саха (Якутия) 8 003 226,0 4 278 019,0 3 675 207,0 50 000,0
Республика Тыва 3 103 619,0 2 904 571,0 199 048,0  
Приморский край 5 633 966,0 5 138 921,0 35 045,0 460 000,0
Магаданская область 2 416 173,0 1 291 028,1 1 075 145,0 50 000,0
Новосибирская область 2 742 171,0 2 742 171,0    
Омская область 2 342 521,0 2 342 521,0    
Ростовская область 4 589 247,0 4 589 247,0    
Саратовская область 1 596 781,0 1 596 781,0    
Сахалинская область 1 526 292,0 1 067 905,0 233 387,0 225 000,0
Читинская область 4 552 546,0 4 431 026,0 121 520,0  
Пензенская область 2 977 197,0 2 977 197,0    
Эвенкийский автономный округ 557 899,0 290 420,0 267 479,0  
...................................        
итого 147 490 966,0 135 927 966,0 8 963 000,0 2 600 000,0

 

 

Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решать задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.

Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 52 % всех расходов на социальную политику, 47 % - на здравоохранение и физкультуру, 48 % - на культуру и искусство, 60 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 57 % - на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят ФЗ № 126 от 25.09.1997г «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно В настоящее время БК РФ - ст. 15 -закрепил за местными бюджетами следующие налоги:

- земельный налог;

- налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование или дарение;

- местные лицензионные сборы.

 В качестве иллюстрации приведем выдержку из бюджета Новосибирской области.

Таблица № 10

Размер финансовой помощи (дотации, субвенции) бюджетам субъектов межбюджетных отношений Новосибирской области, не обеспеченным собственными финансовыми ресурсами в 2002 году (выдержка).

Тыс.руб.

Наименование субъектов межбюджетных отношений

Финансовая помощь

на 2002 год

В т.ч.

дотация субвенция
Баганский район 80 917,5 71 876,0 9 041,5
Венгеровский район 95 615,6 89 946,1 5 669,5
Здвинский район 99 031,3 92 109,8 6 921,5
Колыванский район 92 285,1 81 976,1 10 409,0
Коченевский район 52 387,1 40 181,5 12 205,6
Купинский район 113 380,1 106 556,6 6 823,5
Р.п.Коченево 7 586,8 1 984,8 5 602,0
Г.Берск 290 590,5 272 135,5 18 455,0
Г.Обь 7 302,7 2 271,7 5 031,0
............      
Итого по районам 3 279 139,6 2 984 364,6 294 775,0
По г.Новосибирску 967 219,0 967 219,0 0,0
Итого 4 246 358,6 3 951 583,6 294 775,0
       

 

 

Из всего вышесказанного следует: финансирование местных бюджетов производится за счет перераспределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а не путем разграничения между уровнями самих доходов. На местах должны приниматься адекватные меры, направленные на полное поступление в бюджет обязательных платежей. Для того, чтобы стимулировать такую работу, объемы финансирования из республиканского бюджета должны быть пропорциональны объему сбора доходов на уровне каждого района и города.

Внебюджетные фонды

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

· Пенсионный фонд Российской Федерации;

· Фонд социального страхования Российской Федерации;

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

 

Целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном бюджете - на 2002 год это:

· Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: