млн.руб.
РАСХОДЫ | Бюджетные назначения на 1 квартал | Изменения за 1 квартал | № исполнения годовых бюджетных назначений | % исполнения бюджетных назначений на 1 квартал |
Государственное управление | 10 891,3 | 10 837,9 | 19,1 | 99,5 |
Национальная оборона | 54 841,9 | 53 981,4 | 19,0 | 98,4 |
Образование | 17 348,0 | 17 344,5 | 21,7 | 100,0 |
СМИ | 1 909,5 | 1 909,5 | 18,6 | 100,0 |
Социальная политика | 93 605,3 | 93 087,0 | 21,6 | 99,4 |
Из них ПФ РФ | 12 372,9 | 12 372,9 | 25,0 | 100,0 |
Обслуживание гос. и муниципального долга | 77 930,6 | 78 150,9 | 27,4 | 100,3 |
В т.ч. обслуживание гос.и муниципального внутреннего долга | 8 394,8 | 8 214,0 | 14,2 | 97,8 |
обслуживание гос. внешнего долга | 69 535,8 | 69 936,9 | 30,8 | 100,6 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 70 469,2 | 69 667,9 | 26,2 | 98,9 |
...................................... | ||||
Всего расходов | 434 832,6 | 419 075,6 | 21,5 | 96,4 |
В первом квартале в полном объеме выделены средства на финансирование текущих выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы и денежному довольствию военнослужащих – 66.5 млрд.рублей; пенсий и пособий военнослужащим и работникам правоохранительных органов - 11.1 млрд.рублей.
|
|
В разделе «Финансовая помощь бюджетам других уровней» дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации составили на 1 квартал - 40.5 млрд.рублей, субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего востока и Архангельской области – 0,9 млрд.рублей, государственная поддержка завоза продукции на Север – 17,9 млрд.рублей.
1.3.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» установлено что в бюджеты субъектов РФ в 2002 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:
· налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством –14,5 %;
· акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;
· акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;
|
|
· лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;
· налог на доходы физических лиц - в размере 100 процентов доходов;
· налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
· платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;
· платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;
· платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;
· Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых-100%;
· Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ-100%;
· Налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств -100%–
· Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов-81%;
· прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством.
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов). Например, в Новосибирской области «Закон об областном бюджете Новосибирской области» утверждается на сессии Областного совета народных депутатов.. Кроме этого, ряд субъектов РФ заключил с Федерацией договоры и соглашения, регламентирующие межбюджетные отношения.
Бюджет Новосибирской области на 2001 год был утвержден:
по расходам в сумме - 8 138 190,6 тыс.рублей;
по доходам в сумме - 8 050 507,7 тыс.рублей.
Был установлен предельный размер дефицита – 87 682,9 тыс.рублей, что составило 1,5 % к объему доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Бюджет Новосибирской области на 2002 год утвержден:
по расходам в сумме - 13 149 801,5 тыс.рублей;
по доходам в сумме - 13 066 250,3 тыс.рублей.
Предельный размер дефицита областного бюджета на 2002 год в размере 83 551,2 тыс.рублей, что составляет 0,964% к объему доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета.
Таблица №7
Доходы бюджета НСО на 2002 г. (выдержка):
(в тыс. руб.)
Виды доходов | Сумма |
Налоговые доходы, всего в том числе: Налог на прибыль Акцизы Налог на доходы физических лиц Налог на игорный бизнес Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы Налог с продаж Налоги на совокупный доход Налоги на имущество Платежи за пользование природными ресурсами | 5 654 804,0 3 677 234,0 518 243,8 2 278 879,0 46 435,5 967 367,8 417 430,0 297 823,0 527 842,0 184537,2 |
Неналоговые доходы, всего | 585 588,5 |
Доходы целевых бюджетных фондов, всего в том числе: дорожный фонд экологические фонды Безвозмездные перечисления т.ч от бюджетов других уровней: дотации субвенции. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ИТОГО ДОХОДЫ | 2 162 200,0 2 096 900,0 65 300,0 6 240 392,5 3 283 439,9 1 091 542,0 268 867,9 13 066 250,3 |
Таблица №8
Основные расходы бюджета НСО на 2002 г.(выдержка):
Тыс.руб.
Виды расходов | Сумма |
Государственное управление и местное самоуправление | 442 900,0 |
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 502 522,7 |
Сельское хозяйство | 413 560,1 |
Развитие рыночной инфраструктуры | 13 000,0 |
Транспорт, дорожное хозяйство, связь | 171 405,0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 107 437,0 |
Приемка и ввод жилого фонда и объектов социально-культурной сферы | 171 000,0 |
Образование | 446 037,1 |
Культура и искусство | 315 761,0 |
Здравоохранение | 1 468 374,3 |
Средства массовой информации | 34 063,9 |
Социальная политика | 931 116,9 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 4 246 358,6 |
Обслуживание государственного долга | 331 269,5 |
Фундаментальные исследования | 25 000,0 |
Целевые бюджетные фонды | 2 635 387,0 |
Промышленность, энергетика, строительство | 680 213,2 |
Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов | 40 798,2 |
Прочие расходы | 397 949,8 |
ИТОГО РАСХОДЫ | 13 149 801,5 |
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.
|
|
Таблица № 9
Распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в 2002 году (выдержка)
Тыс.руб.
Наименование субъектов РФ | Суммы финансовой помощи из федерального фонда поддержки субъектов РФ | |||
всего | Из них: | |||
Дотации | субсидии | субвенции | ||
Республика Бурятия | 4 894 769,0 | 4 604 357,0 | 290 412,0 | |
Республика Саха (Якутия) | 8 003 226,0 | 4 278 019,0 | 3 675 207,0 | 50 000,0 |
Республика Тыва | 3 103 619,0 | 2 904 571,0 | 199 048,0 | |
Приморский край | 5 633 966,0 | 5 138 921,0 | 35 045,0 | 460 000,0 |
Магаданская область | 2 416 173,0 | 1 291 028,1 | 1 075 145,0 | 50 000,0 |
Новосибирская область | 2 742 171,0 | 2 742 171,0 | ||
Омская область | 2 342 521,0 | 2 342 521,0 | ||
Ростовская область | 4 589 247,0 | 4 589 247,0 | ||
Саратовская область | 1 596 781,0 | 1 596 781,0 | ||
Сахалинская область | 1 526 292,0 | 1 067 905,0 | 233 387,0 | 225 000,0 |
Читинская область | 4 552 546,0 | 4 431 026,0 | 121 520,0 | |
Пензенская область | 2 977 197,0 | 2 977 197,0 | ||
Эвенкийский автономный округ | 557 899,0 | 290 420,0 | 267 479,0 | |
................................... | ||||
итого | 147 490 966,0 | 135 927 966,0 | 8 963 000,0 | 2 600 000,0 |
|
|
Местные бюджеты
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решать задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.
Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 52 % всех расходов на социальную политику, 47 % - на здравоохранение и физкультуру, 48 % - на культуру и искусство, 60 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 57 % - на образование. Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят ФЗ № 126 от 25.09.1997г «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно В настоящее время БК РФ - ст. 15 -закрепил за местными бюджетами следующие налоги:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- налог на рекламу;
- налог на наследование или дарение;
- местные лицензионные сборы.
В качестве иллюстрации приведем выдержку из бюджета Новосибирской области.
Таблица № 10
Размер финансовой помощи (дотации, субвенции) бюджетам субъектов межбюджетных отношений Новосибирской области, не обеспеченным собственными финансовыми ресурсами в 2002 году (выдержка).
Тыс.руб.
Наименование субъектов межбюджетных отношений | Финансовая помощь на 2002 год | В т.ч. | |
дотация | субвенция | ||
Баганский район | 80 917,5 | 71 876,0 | 9 041,5 |
Венгеровский район | 95 615,6 | 89 946,1 | 5 669,5 |
Здвинский район | 99 031,3 | 92 109,8 | 6 921,5 |
Колыванский район | 92 285,1 | 81 976,1 | 10 409,0 |
Коченевский район | 52 387,1 | 40 181,5 | 12 205,6 |
Купинский район | 113 380,1 | 106 556,6 | 6 823,5 |
Р.п.Коченево | 7 586,8 | 1 984,8 | 5 602,0 |
Г.Берск | 290 590,5 | 272 135,5 | 18 455,0 |
Г.Обь | 7 302,7 | 2 271,7 | 5 031,0 |
............ | |||
Итого по районам | 3 279 139,6 | 2 984 364,6 | 294 775,0 |
По г.Новосибирску | 967 219,0 | 967 219,0 | 0,0 |
Итого | 4 246 358,6 | 3 951 583,6 | 294 775,0 |
Из всего вышесказанного следует: финансирование местных бюджетов производится за счет перераспределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а не путем разграничения между уровнями самих доходов. На местах должны приниматься адекватные меры, направленные на полное поступление в бюджет обязательных платежей. Для того, чтобы стимулировать такую работу, объемы финансирования из республиканского бюджета должны быть пропорциональны объему сбора доходов на уровне каждого района и города.
Внебюджетные фонды
Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:
· Пенсионный фонд Российской Федерации;
· Фонд социального страхования Российской Федерации;
· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном бюджете - на 2002 год это:
· Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.