Как вам было легче работать вместе или отдельно?

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ РК

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Мини-проект

комплексного планирования

социально-педагогической деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: «Дружба начинается с улыбки!»

Авторы: Алена Чусова

          Светлана Внукова

Соавтор: Татьяна Перевощикова

Петрозаводск

Май 2003

Содержание

Введение……………………………………………………………….  
I Характеристика старшего дошкольного возраста…………………  
II Принципы творческого взаимодействия………………………….  
III Схема творческого взаимодействия………………………………  
IV Схема взаимодействия ребенка в игре…………………………...  
V Комплексный план социально-педагогической деятельности. 5.1. Ознакомительный этап…………………………………………... § игры-знакомства………………………………………… § диагностика личности (индивидуальная работа)……... § работа в малых группах………………………………… 5.2. Практический этап……………………………………………….. § сказкотерапия…………………………………………… § изотерапия……………………………………………….. § пантомима……………………………………………….. § экскурсия…………………………………………….….. § выставка…………………………………………………. § кроссворд……………………………………………….. 5.3. Результативный этап (подведение итогов)……………………...  
VI Результаты проекта………………………………………………..  
Приложения Приложение №1………………………………………………………. Приложение №2………………………………………………………. Приложение №3………………………………………………………. Приложение №4………………………………………………………. Приложение №5………………………………………………………. Приложение №6………………………………………………………. Приложение №7………………………………………………………. Приложение №8………………………………………………………. Приложение №9……………………………………………………….  

 

Введение

Идея: Добрый мир в верных друзьях.

Цель: Ознакомление ребенка с окружающим его миром через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Дать представление об окружающем мире через игру, беседы, викторину, выставку, экскурсии, сказкотерапию и изотерапию. Расширить знания ребенка.

2. Выявить коммуникативные способности каждого ребенка в процессе взаимодействия через осознание друг друга, природы, мира.

3. Воспитать в ребенке чувство ответственности и уважения друг к другу в ходе игрового процесса.

Характеристика старшего дошкольного возраста.

(5-6 лет)

Более интенсивный период развития.

Ребенок становится более умелым в движении. Бурно развивается мелкая моторика рук – пальчики.

Психические процессы:

Речь.

Главная задача – обогащение словаря.

Речь детей несовершенна по звуковому составу, они не произносят очень много звуков (р, л, шипящие звуки), смягчение звуков. К пяти годам все звуки родного языка детьми должны произносится правильно, идет становление грамматического строя речи (связи слов).

Дети старшего дошкольного возраста могут разбирать слово по звукам, читать и придумывать рассказы. Речь – это показатель и средство умственного развития детей.

Эмоциональное развитие.

Дети освобождаются от импульсивности, они потихоньку избавляются сиюминутности, это связано со становлением нравственно-волевой сферы.

Познавательное развитие.

Дети активны в познании мира, их интересуют предметы и явления окружающей действительности. С пяти лет – устойчивый познавательный интерес.

Главный вид деятельности – игра.

Она ведет за собой развитие. Игра пронизывает любой вид деятельности.

Основная форма обучения в детском саду – занятия в игровой форме длительностью 30-35 минут.

Восприятие.

К шести годам ребенок умеет планомерно и последовательно ощупывать, осматривать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами. Старший дошкольник может пользоваться только зрительным восприятием. К пяти годам они хорошо овладевают представлениями о цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величины (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Внимание.

К шести годам ребенок способен сознательно направлять свое внимание на определенные предметы, явления, отрабатывать специальные приемы удержания их в поле внимания.

В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается вместе с наглядно-образным мышлением и воображением по трем основным направлениям:

1. расширяется и углубляется представление детей;

2. способы их исполнения становятся более гибкими, точными, целесообразными;

3. исследования внешнего мира становятся систематичными и целенаправленными.

В этом возрасте происходит вычленение и становление системы «Я».

Познание себя и окружающего мира – основные задачи.

Состояние «почемучек» (развитие речи, жажда информации). Физическая активность. Увеличение самостоятельности, развитие навыков самообслуживания, развитие игры и воображения для познания мира, соблюдает правила игры. Общается с другими взрослыми и детьми, делится с ними игрушками, развитие внеситуативных форм общения.

К шести годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет.

Ребенок не удовлетворен «чистой» игрой как основным типом деятельности, хотя и не осознает причин этого. Объективные предпосылки перехода от игровой деятельности к учебной практически сформированы. Начинается период модификации игры, приспособление ее к новым задачам освоения норм, мотивов, целей деятельности. Игра «улучшается» в сторону имитации не только деятельности, но и отношений между людьми, начинается активный поиск информации для осуществления этих модификаций.

Параллельно идет планомерный процесс подготовки ребенка к школьному обучению.

Особенность возраста – подражают взрослым.

Ребенок не знает «что такое хорошо, а что такое плохо». Надо формировать ценностные ориентации через игру.

Принципы творческого взаимодействия с детьми.

1. Принцип «свободы личности» - каждый является свободной и независимой личностью.

2. Принцип ценностно-личностной ориентации – каждый участник должен иметь ценности и принимать групповое и индивидуальное решение.

3. Принцип «не навреди» - все, что предлагаешь другим. Опробуй на себе.

4. Принцип «искренности» – говори всегда правду.

5. Принцип «Я – высказывание» - всегда говорить от своего имени: «Я чувствую, я думаю…».

6. Принцип «Не суди других» - нельзя занимать позицию судей.

Принципы творческого взаимодействия детей.

1. «Говори всегда правду».

2. «Не обижай и не будешь обижен».

3. «Не вини других, а следи за своими поступками».

 

Схема творческого взаимодействия с детьми.

 


Схема взаимодействия ребенка в игре

                     
 
 


Комплексный план социально-педагогической деятельности.

I. Ознакомительный этап.

На первом, ознакомительном этапе детям предлагаются игры: «Имя и движение», «Паутина» (см. приложение №9).

Игра

«Знакомство»

Проводится как индивидуально, так и в группе для любого возраста участников. Для проведения необходимы любые музыкальные инструменты, удачнее всего кантеле, оно легко для музыцирования детей любого возраста.

Цель: создание возможности неординарного знакомства через музыцирование своего собственного имени на музыкальном инструменте.

Участники садятся в круг, положение тела комфортное. Ведущий предлагает выбрать любой музыкальный инструмент: ударные, шумовые, струнные, клавишные. Каждому участнику предлагается придумать мелодию своего имени, затем по кругу идет представление своего имени и проигрывание и опевание его. Начинается презентация мелодии с ведущего.

Игра

«Осознание своего «Я»».

Эта игра может проводится многократно на разных периодах работы (с любой возрастной категорией).

Участникам задается релаксационный образ (под музыку «Волшебный лес» – музыкальное произведение выбирает автор): «Представьте себе, что вы вошли в лес, вас встречают деревья, птицы, травы, цветы. Вы один в этом благоухающем, цветущем мире. Вы прислонились к дереву, сели в траву… (каждый выбирает в позу на ковре – самую комфортную). Вам захотелось всей Вселенной сказать, что вы есть, вы живете, вы дышите, вы мечтаете, вы любите…

Вы раскинули руки, обняли этот прекрасный мир, вдохнули ароматы цветов, подняли глаза и окунулись в голубизну неба…

Сейчас в вас много чувствования самого себя. Найдите свое «Я», произнесите его – слово «Я» так, как это вы чувствуете? (С огромной силой или шепотом, с амплитудой движения или статически «замерев», с определенной силой или шепотом).

Каждый участник сам выбирает позу, мимику и динамику голоса и произносит свое «Я».

Рефлексия:

§ О чем вы думали, когда представляли себя в образе дерева или животного? Что это был за образ?

§ Трудно ли было проникнуть в образ?

§ Тяжело ли было произнести свое «Я»? Почему?

Диагностика личности.

Проводится индивидуально для каждого ребенка.

Цель: Узнать личность ребенка, черты его личности (положительные и отрицательные качества).

Задачи:

1. Дать ребенку возможность «раскрыться», узнать себя лучше, корректировка своих негативных качеств.

2. Выявить интересы, способности, стремления, привязанности ребенка.

3. Воспитать способность анализировать себя.

Методика проведения диагностики.

Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком.

Педагог должен сидеть рядом и знакомить ребенка с каждым этапом (читать, заполнять пропущенные строки, ребенок рисует сам, так как в старшем дошкольном возрасте почти все дети еще не умеют читать и писать, а рисовать умеют и любят).

Ребенку должно представляться время для размышления, но помогать педагог не должен.

 

                         
   
Вот моя семья (нарисуй или приклей картинку)
Мой любимый цветок, дерево (нарисуй)
Мое любимое животное (нарисуй или приклей картинку)
Мои друзья (нарисуй)
Если бы у меня была волшебная палочка, я бы…
Если бы полетел(а) в космос, то взял(а) бы с собой…
Напиши слова, которые тебе больше всего подходят…
Какой был, есть, будешь (нарисуй)

 

 


Конспект занятия на знакомство через пантомиму.

Предлагаем детям принять какой-нибудь образ и невербальными средствами общения представить себя другим. Главное условие, которого должны придерживаться дети, - изображение себя, своих качеств через различные позы, мимику, не произнося ни слова.

Цель: Создание условий нетрадиционного знакомства.

Задачи:

1. Развивать креативность у детей.

2. Воспитывать способность раскрывать себя.

3. Способствовать нетрадиционному мышлению, развитию творчества.

Рефлексия.

При обсуждении акцент ставится на том:

§ Легко ли было преподнести себя группе через пантомиму?

§ Что получилось и, что нет?

§ Что мешало и помогало?

§ Все ли поняли ваш образ и то, что вы им хотели сказать?

Подводим итоги: при этом благодарим и хвалим детей за участие, за проявление себя. Стимулируем на развитие своих творческих способностей.

Игра

Ручеек

Игра проводится один раз в выбранной группе детского коллектива, в дальнейшем игравшая группа детей переходит в помощников-ассистентов, о новая группа детей включается в ручеек.

Цель: Осознание своего внутреннего мира через восприятие тактильных и слуховых ощущений, прочувствование своего места в данной группе коллектива.

Содержание

Игра проводится под музыку (музыкальное произведение выбирается по желанию ведущего, но с учетом успешной релаксации всей группы).

Дети, взрослые, бывшие участники этой игры выстраиваются в «ручеек» – встают в две шеренги лицом к лицу, образуя коридор.

Каждый участник игры вводится из другого помещения с завязанными глазами. Ведущий держит его за руки и ведет по коридору. Каждый участник «ручейка» прикасается к нему, – гладит его (дарит ему тепло своих рук).

Затем участнику развязывают глаза, и он встает в «ручеек», становится его участником. Ведущий ведет следующего участника, процесс заканчивается, когда все участники по очереди пройдут в «ручейке». После проведения игры все участники садятся в круг и идет обсуждение процесса.

Рефлексия:

§ Что ты чувствовал, когда проходил по «ручейку»?

§ Что было более приятно?

§ Что не нравилось?

Особое внимание на анализ двух групп участников, ведущие «ручейка» и ведущие в «ручеек».

Для ведущих могут быть вопросы:

§ Что ты испытывал, когда встречал человека для прохождения в «ручеек»?

§ Какие эмоциональные силы ты вложил для того, чтобы человек почувствовал твою ласку?

Вопросы необходимо составлять индивидуально каждой группе, анализ чувствования необходимо проводить по желанию участника, очень чувствуя его эмоциональный настрой. Если ребенок отказывается говорить, оставить его наедине со своими чувствами и дать возможность послушать других.

Конспект занятия по игре «Дорисуй портрет»

Цель: Развитие коммуникативных связей в группе (на первом этапе), анализ каждым участником своего места в этой группе и отношения друг к другу.

I этап

Предложить каждому участнику нарисовать собственный портрет с последующим обсуждением в группе: «Что я хотел отобразить в собственном портрете?» (помыслы, стремления, желания).

Прорисовкой собственного портрета и его презентации участник раскрывает свой внутренний мир перед всей группой (если участник отказывается рисовать свой собственный портрет, предложить нарисовать сказочное животное, которое существует и также предложить рассказать о нем).

II этап

Более сложный рисунок, необходимо проводить, когда налажен полный контакт с участниками, и вы знаете, что никто друг друга не обидит.

Участники сидят в кругу, предлагается взять один фломастер и работать им до конца процесса. Каждый участник по сигналу ведущего начинает рисовать свой собственный портрет (в правом верхнем углу написать свое имя, в левом дату). Следующий сигнал обозначает передачу портрета другому участнику для дорисовки, так процесс рисования идет до тех пор, пока портрет не вернется к первоначальному автору.

Обсуждение:

§ Каким я вижу себя в групповом, авторском исполнении моего портрета?

§ Как ко мне относятся участники группы? Из чего я об этом узнал(а)?

§ Нравится ли мне собственный портрет? Почему?

§ Похож(а) ли я на самого(у) себя на портрете?

II Практический этап.

На этом этапе детям можно также предложить следующие игры: «Доброта», «Восточные стихи», «Пианино», «Какой он?», «Пересядьте все те, кто…» (см. приложение №9)

Конспект занятия по сказкотерапии.

I этап «Колобок» (русская народная сказка).

Всем хорошо известна сказка «Колобок», а сегодня мы предлагаем сочинить вам новую сказку на основе хорошо известной (с теми же героями).

Варианты:

§ совместное сочинение по цепочке;

§ индивидуальное сочинение;

§ сочинение сказки в малых подгруппах.

Цель: создание новой сказки в соответствии с формированием понятия дружбы.

Задачи:

1. Развивать у детей чувство взаимопомощи, взаимодействия через сказку.

2. Воспитать нравственные качества, умение работать самостоятельно и в группе.

3. Развитие мышления.

Рефлексия:




Как вам было легче работать вместе или отдельно?

§ Чья сказка больше понравилась? Почему?

§ Какого сочинения сказка вам нравится больше народного или собственного?

II этап Сказка «Добро и Зло»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: