Для создания веселой атмосферы можно использовать сочинения восточных стихов. Детям объясняется принцип, по которому складываются восточные стихи, и предлагается побыть поэтами. Можно сочинять индивидуально, а затем зачитывать свои стихи, а можно сочинять всей группе вместе.
Правила «Восточного стихотворения»:
Главное слово (существительное).
Прилагательное, прилагательное.
Глагол, глагол, глагол.
Фраза, выражающая отношение.
Существительное (заключительная мысль).
Упражнение – игра «Я – Луноход»
Один участник (доброволец) начинает ползать на коленях и говорить: «Я – Луноход – 1». Тот, кто засмеется, становится следующим «Луноходом», ползает и говорит: «Я – Луноход – 2» и так далее, пока все участники станут «Луноходами».
Упражнение «Пианино»
Все усаживаются в ряд, кладут свои руки на колени ладонями вверх и закрывают глаза.
Таким образом, создается «клавиатура».
Вначале для ознакомления с игрой каждый из участников, ощутив касания пальцев преподавателя, быстро произносят то, в чем никогда не ошибаются – свое имя.
|
|
На втором этапе преподаватель может «раздать» детям различные звуки безотносительно к их высоте или длительности (звуки голосов птиц, животных, мелодии и звуки музыкальных инструментов и т.д.).
Наиболее сложным представляется этап, развивающий музыкальную память: участникам «даются» нотки октавы в ее последовательности, а преподаватель может «сыграть» мелодию.
Можно попробовать еще один вариант игры, при котором участники получают целые музыкальные фразы или слова, складывающиеся в обычные или забавные предложения по мере их «проигрывания» педагогом.
Импровизируйте в поиске радости.
Упражнение «Паутина»
Для прочувствованию сплоченности группы.
Материал – клубок ниток.
Инструкция: «Сядьте в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность назвать свое имя и рассказать о себе».
Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив: («договориться» глазами) «Если хочешь, ты можешь назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе, если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».
Таким образом, все дети оказываются в «паутине».
Поговорите с детьми на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думает, почему мы составили такую паутину?
- Что нам помогло создать такую мощную паутину?
После обсуждения паутина распутывается: каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени, пока клубок не вернется к ведущему.
|
|
В процессе распутывания нить может запутаться. Такую ситуацию можно прокомментировать с юмором, сказав, например, что члены группы уже «тесно связаны между собой».
Вопросы для обсуждения:
- Все ли высказались?
- Что почувствовали?
- Чьи рассказы заинтересовали?
- Трудно ли было говорить о себе?
- Кто в группе вызвал любопытство?
Упражнение «Какой он?»
Может использоваться для активизации участников, и как заключительное: позволяет стимулировать эмоции.
Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан.
Упражнение «Имя и движение»
Упражнение позволяет прочувствовать себя и свою принадлежность в группе, задействовав свое тело, дает возможность представить себя группе необычным способом.
Инструкция: «встаньте в круг. Сейчас каждый из вас, по кругу, сделает шаг вперед и сделает какое-то движение или встанет в какую-то позу, т.е. представит так себя и скажет свое имя. После этого все мы побудем этим человеком и на счет – раз, два, три! – все вместе повторим его имя и движение»
Можно продолжить упражнение – сделать еще круг, но «изображать» уже иное движение, которое отражает, каким бы ты хотел быть!»
Упражнение «Волшебная рука»
Инструкция: «На листе обводим свою руку. На пальчиках пишем свои хорошие качества, а на ладошке - то, что ты хотел бы изменить».
Обсуждение (рефлексия):
- Когда тебе было трудно говорить о себе: при поиске положительных качеств или отрицательных качеств?