Эксплуатационные свойства

Разработанная американским институтом API классификация содержит комплексную оценку трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам. Сегодня она принята повсеместно (табл. 1.2). Пять категорий, предусмотренных системой, показывают применяемость и качественный уровень продуктов, помечаемых соответствующим индексом. Классификация ныне действующего отечественного ГОСТа практически заключается только в буквах, стоящих в начале индекса.

 

Таблица 1.2

Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел

Категория по API Тип Применение Соответствие ГОСТ
GL-1 Минеральное масло без присадок   ТМ1
GL-2 Содержит жирные продуты Червячные передачи, индустриальное оборудование ТМ2
GL-3 Содержит противозадирные присадки Ручные КПП, спирально-конические передачи (КПП и задние мосты грузовых автомобилей) ТМ3
GL-4 Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки Ручные КПП, спирально-конические передачи ТМ4
GL-5 Содержит противозадирные, противоизносные и другие присадки Гипоидные и другие типы передач (КПП и ведущие мосты легковых автомобилей) ТМ5

 

Улучшение аэродинамики автомобиля – эффективный путь экономии топлива

Форма автомобиля играет немаловажную роль в экономии топлива. Но это еще не все. Сопротивлению воздуха помогают загруженный багажник на крыше, различные дополнительно установленные наружные элементы. Открытые окна на скорости уже в 50 км/ч повышают расход. А при скорости в 90 км/ч будьте готовы сжечь дополнительно процентов восемь топлива.

Аэродинамика автомобилей изучается двумя основными методами — испытаниями в аэродинамической трубе и компьютерным моделированием. Аэродинамические трубы для испытания автомобилей иногда оснащаются подвижной дорожкой, имитирующей движущееся дорожное полотно. Кроме того, колеса испытываемого автомобиля могут приводятся во вращение. Эти меры принимаются для того, чтобы учесть влияние дорожного полотна и вращающихся колес на потоки воздуха.

Современная автомобильная аэродинамика решает множество задач, в том числе и задачу экономии топлива. Специалисты должны не только добиться минимального сопротивления воздуха, но и отследить величину и распределение по осям подъемной силы, ведь нынешние автомобили достигают тех скоростей, на которых самолеты уже отрываются от земли. Необходимо предусмотреть и доступ воздуха для охлаждения двигателя и тормозных дисков, продумать вентиляцию салона, расположив в нужных местах отверстия для забора и вытяжки воздуха. Аэродинамика определяет уровень шумов в салоне, заботится о том, чтобы захватывающие грязь воздушные потоки не попадали на стекла, зеркала, фонари и ручки дверей. С ростом скорости не должно меняться и качество очистки лобового стекла.

Зная аэродинамические параметры автомобиля, легко оценить его экономичность на высоких скоростях.

 

Часть II

Задача 1

Определить требуемое количество топлива и указать марку автомобильного бензина по ГОСТ Р 51105-97 и дизтоплива по ГОСТ 305-82

Таблица 2.1

Марка автомобиля Линейная форма расхода топлива, л/100 км Пробег, км Работа, ткм.
Москвич-2141 10 140 -

 

Автомобиль работает в городе с населением свыше 1 млн. человек.

Решение

В общем случае нормативный расход автомобильного бензина, дизельного топлива и газового топлива при расчете с водителями, выполняющими различные виды перевозок, определяются по формуле:

QН = К1* L/100*(1±D) + К2*Р/100 + К3m, л

Где QН – нормативный расход топлива, л;

L - пробег автомобиля или поезда, км;

К1 - базовая норма расхода топлива на пробег, л/100 км;

К2 - норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или прицепа, л/100 м;

К3 - норма расхода топлива на ездку с грузом, л/ездка;

P - объем транспортной работы, ткм;

m - количество ездок с грузом;

D - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к нормам в долях единицы.

Для грузовых таксомоторов, легковых автомобилей, автомобилей, а также грузовых автомобилей, выполняющих транспортную работу не учитываемую в ткм (с почасовой оплатой)

QН = К1*L/100 * (1±D), л

L = 140 км;

К1 = 10 л/100 км;

Линейные нормы расхода топлива повышаются при условии работы автотранспорта в черте города, требующей частых остановок – до 10%.

D = 10% = +0,1

Следовательно QН = 10*140/100*(1+0,1) = 15,4 л.

Для данного автомобиля используют автомобильный бензин марки АИ-92.

Задача 2

Автотранспортное предприятие имеет 1000 автомобилей, в том числе 700 с бензиновыми и 300 с дизельными двигателями. Из 700 бензиновых автомобилей (ГАЗ-302, Газ-3307 и их модификаций) – 200 находятся в эксплуатации менее 3 лет; 300 – от 3 до 8 лет и 200 – свыше 8 лет. Дизельные (МАЗ-5335, МАЗ-53352, МАЗ-504) – соответственно – 50, 200, 50 автомобилей.

Решение

Групповые нормы расхода смазочных материалов рассчитываются на основе индивидуальных норм расхода масла и специальных жидкостей, с учетом состава, структуры парка подвижного состава и времени нахождения автомобилей в эксплуатации отдельно на каждый вид масла (моторные, трансмиссионные, специальные и т.п.) или смазки:

НМ = (K1*NM1*AC1 + K2*NM2*AC2  + K3*NM3*AC3) / (AC1 + AC2 + AC3), л/100 л,

где НМ – групповая норма расхода масла для автопарка, л/100 л расхода топлива;

К1, К2, К3 – коэффициенты учитывающие время нахождения в эксплуатации, К1 = 0,5, К2 = 1, К3 = 1,2;

NM1, NM2, NM3 – индивидуальная для данной возрастной группы автомобилей норма расхода масла (смазки) по табл.2.2. Примем для всех возрастных групп одинаковую норму;

AC1, AC2, AC3 – количество автомобилей данной возрастной группы (до 3 лет, от 3 до 8 лет, свыше 8 лет).

 

 

Таблица 2.2

Виды и сорта масел (смазок)

Временная норма расхода смазочных материалов в л (смазок в кг) на 100 л общего расхода топлива для:

легковых, грузовых автомобилей и автобусов, работающих на бензине и жиженном газе грузовых автомобилей и автобусов, работающих на дизельном топливе внедорожных автомобилей-самосвалов, работающих на дизтопливе
Моторные 2,4 3,2 5
Трансмиссионные 0,3 0,4 0,5
Специальные 0,1 0,1 1
Пластические смазки 0,2 0,3 0,3

 

Для бензиновых автомобилей:

1) моторные

К1 = 0,5, К2 = 1, К3 = 1,2;

NM1 = NM2 = NM3 = 2,4;

AC1 = 200, AC2 = 300, AC3 = 200;

НМ = (0,5*2,4*200 + 1*2,4*300 + 1,2*2,4*200) / (200 + 300 + 200) = 2,2 л/100 л;

2) трансмиссионные

К1 = 0,5, К2 = 1, К3 = 1,2;

NM1 = NM2 = NM3 = 0,3;

AC1 = 200, AC2 = 300, AC3 = 200;

НМ = (0,5*0,3*200 + 1*0,3*300 + 1,2*0,3*200) / (200 + 300 + 200) = 0,28 л/100 л;

3) специальные

К1 = 0,5, К2 = 1, К3 = 1,2;

NM1 = NM2 = NM3 = 0,1;

AC1 = 200, AC2 = 300, AC3 = 200;

НМ = (0,5*0,1*200 + 1*0,1*300 + 1,2*0,1*200) / (200 + 300 + 200) = 0,09 л/100 л;

4) пластические смазки

К1 = 0,5, К2 = 1, К3 = 1,2;

NM1 = NM2 = NM3 = 0,2;

AC1 = 200, AC2 = 300, AC3 = 200;

НМ = (0,5*0,2*200 + 1*0,2*300 + 1,2*0,2*200) / (200 + 300 + 200) = 0,18 л/100 л.

Для дизельных автомобилей:

1) моторные

К1 = 0,5, К2 = 1, К3 = 1,2;

NM1 = NM2 = NM3 = 3,2;

AC1 = 50, AC2 = 200, AC3 = 50;

НМ = (0,5*3,2*50 + 1*3,2*200 + 1,2*3,2*50) / (50 + 200 + 50) = 3,04 л/100 л;

2) трансмиссионные

К1 = 0,5, К2 = 1, К3 = 1,2;

NM1 = NM2 = NM3 = 0,4;

AC1 = 50, AC2 = 200, AC3 = 50;

НМ = (0,5*0,4*50 + 1*0,4*200 + 1,2*0,4*50) / (50 + 200 + 50) = 0,38 л/100 л;

3) специальные

К1 = 0,5, К2 = 1, К3 = 1,2;

NM1 = NM2 = NM3 = 0,1;

AC1 = 50, AC2 = 200, AC3 = 50;

НМ = (0,5*0,1*50 + 1*0,1*200 + 1,2*0,1*50) / (50 + 200 + 50) = 0,095 л/100 л;

4) пластические смазки

К1 = 0,5, К2 = 1, К3 = 1,2;

NM1 = NM2 = NM3 = 0,3;

AC1 = 50, AC2 = 200, AC3 = 50;

НМ = (0,5*0,3*50 + 1*0,3*200 + 1,2*0,3*50) / (50 + 200 + 50) = 0,285 л/100 л.

Всего по автопарку:

1) моторные НМ = 5,24 л/100 л;

2) трансмиссионные НМ = 0,66 л/100 л;

3) специальные НМ = 0,185 л/100 л;

4) пластические смазки НМ = 0,465 л/100 л;

 

 

Список литературы

1. Аксёнов И.Я., Аксёнов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды. – М.: Транспорт, 1986.

2. http://autogear.ru/toyota_repair/transmission/3882,print/

3. http://www.petroltrade.ru/n_transmmasl.html

4. http://www.autotechnic.su/technology/aero/aero.html

5. Википедия

6. ГОСТ Р 51102-97

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: