Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в федеральном бюджете на 2009 год определены в сумме 643,65 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2008 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составит 0,2 процентных пункта и достигнет 2,65% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшится на 0,8 процентных пункта: с 15,0 до 14,2% (таблицу 2), что по крайней мере в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства. |
Таблица 2 - Динамика расходов на финансирование социальной сферы
в федеральном бюджете в 2008-2009 гг.
Раздел | 2008 г. | 2009 г. | Темпы роста, % | ||||
млрд. руб. | % к расходам (всего) | % к ВВП | млрд. руб. | % к расходам (всего) | % к ВВП | ||
всего расходов на отрасли социальной сферы | 465,19 | 15,0 | 2,45 | 643,65 | 14,2 | 2,65 | 138,3 |
в том числе: | |||||||
ЖКХ | 8,64 | 0,3 | 0,05 | 31,63 | 0,7 | 0,1 | в 3,01 раза |
образование | 155,34 | 5,1 | 0,8 | 206,03 | 4,8 | 0,8 | 132,6 |
здравоохране- ние и спорт | 85,67 | 2,8 | 0,5 | 145,84 | 3,4 | 0,6 | 170,0 |
культура, кинематогра- фия, СМИ | 39,17 | 1,3 | 0,2 | 50,45 | 1,2 | 0,2 | 139,1 |
социальная политика | 167,37 | 5,5 | 0,9 | 209,9 | 4,9 | 0,9 | 125,4 |
Расходы на ЖКХ. Расходы федерального бюджета по разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусмотрены в размере 31,63 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2008 год в 3,07 раза.
Расходы данного раздела в основном носят инвестиционный характер и будут обеспечивать реализацию Федеральной целевой программы "Жилище" (23,08 млрд. рублей) по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе обеспечением жильем молодых ученых, судей, беженцев и вынужденных переселенцев, а также восстановление жилья в Чеченской Республике.
Расходы на образование. Расходы на образование предусмотрены в размере 206,03 млрд. рублей, что на 26,4% больше по сравнению с уточненными расходами на 2008 год. Данный прирост расходов на образование связан с планируемым улучшением доступности и качества услуг, а также реформированием системы образования. Из общей суммы расходов (206,03 млрд. рублей) почти 80% направляется в сферу гражданского образования, прежде всего на вузовское образование (77%).
Инвестиции в данной сфере составят 13,3 млрд. рублей, которые обеспечивают выполнение федеральных целевых программ (ФЦП).
Предусмотрены рост оплаты труда работников образования, повышение стипендий, социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2009 году на эти цели выделялось 956 млн. рублей, в том числе 766 млн. рублей – на учреждения среднего профессионального образования и 189,7 млн. рублей – на учреждения начального профессионального образования.
Бюджетное финансирование должно обеспечить в 2010 году продолжение реформирования системы отечественного образования. Реформы осуществляются в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации (далее Доктрина) и Концепцией модернизации российского образования до 2010 года (далее - Концепция).
Нужно отметить, что необходимость преобразований в данной сфере и повышение роли образования связаны с произошедшими в конце XX века глубокими переменами как внутри страны, так и в мире. Это - экономические изменения, демократизация общественных отношений и становление правового государства в России, а также с общемировые процессы глобализации, интеграции и информатизации, которые сделали качество человеческого потенциала, зависящего от образования населения, одним из ключевых факторов конкурентоспособности государств на мировой арене.
Принципами государственной политики в образовании, закрепленными в законодательстве Российской Федерации об образовании, а также в Концепции и Доктрине, являются обеспечение доступности и качества образования, повышение статуса преподавателей.
В Концепции подчеркивается важность финансового обеспечения реформ и четкого разграничения полномочий и ответственности в данной сфере между различными уровнями власти.
Увеличение финансирования образования в проекте федерального бюджета на 2010 год соответствует положениям Концепции.
В целом рост бюджетных расходов на образование на 26,4% не обеспечит существующие потребности в полном объеме. Более того, частично данное увеличение произойдет из-за необходимости выполнения обязательств, взятых в 2008 году. Нужно отметить и следующее: по разделу “детские дома” (выделено 35,4 млн. руб.) увеличение финансирование составляет всего около 13%, что представляется недостаточным.
Расходы на здравоохранение.Расходы на здравоохранение и спорт установлены в объеме 145,84 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с фактическими затратами в 2008 году в 1,66 раза, а в реальном исчислении - более, чем в 1,5 раза. Важнейшими приоритетами определены меры, направленные на улучшение репродуктивного здоровья, повышение качества охраны материнства и детства, стабилизацию уровня социальных заболеваний, профилактику, снижение заболеваемости и смертности населения.
Инвестиции в данную сферу определены в размере 21,9 млрд. рублей. Значительный объем инвестиций направляется на реализацию федеральных целевых программ: "Дети России", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации"; "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера" и др.
Расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации. Расходы по данному разделу в 2009 год определены в размере 50,45 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с уточненными расходами на 2008 год в 1,08 раза.
По подразделу "Культура" предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 29,95 млрд. рублей, с увеличением по сравнению с 2008 годом в 1,7 раза, которые направляются на содержание 131 федерального учреждения культуры и искусства, в том числе 38 особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, противопожарную безопасность учреждений культуры, государственную поддержку деятельности цирковых организаций, реставрацию памятников истории и культуры религиозного назначения.
В целях обеспечения сохранения и развития отрасли в проекте бюджета выделены дополнительные ассигнования в сумме 3,45 млрд. рублей по следующим видам расходов:
- на приобретение оборудования для учреждений культуры и искусства в сумме 1,2 млрд. рублей;
- на капитальный ремонт и реставрацию зданий учреждений культуры в сумме 0,88 млрд. рублей.
Расходы по разделу "Социальная политика". Расходы по данному разделу в 2009 год определены в объеме 209,5 млрд. рублей (114% к уточненному уровню 2008 года), а в реальном исчислении – 105-107% к уровню 2008 года.
Удельный вес расходов раздела "Социальная политика" в общих расходах федерального бюджета составляет 4,9%, против 5,6% в
2008 году, 6,1% в 2007 году, 6,4% в 2006 году, что свидетельствует об устойчивой динамике понижения их доли в общих расходах.
Важнейшей статьей данного раздела, составляющей почти 70% от всех расходов раздела, является "пенсионное обеспечение", на которое выделяются ресурсы в сумме 145,4 млрд. рублей (115,2% к уровню 2008 года).
Рост расходов на пенсии и пособия за счет федерального бюджета во многом обусловлен переводом натуральных льгот в денежную форму.
По подразделу "Социальное обслуживание населения" предусматриваются средства в сумме 3,1 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2008 года в 1,15 раза. Из указанных средств основная доля предназначена на обеспечение деятельности медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) в размере 2,78 млрд. рублей, с увеличением к уровню 2008 года на 16%.
По оценкам Минздравсоцразвития России, с учетом штатной численности работников МСЭК, планируемого повышения заработной платы, роста тарифов на коммунальные и транспортные услуги, а также других затрат на указанную статью расходов в 2009 году потребуется около 4 млрд. рублей. С учетом социальной значимости МСЭК представляется оправданным рассмотреть вопрос о повышении расходов по этой статье.
На обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения в 2009 году предусмотрены следующие объемы ресурсов:
- домов-интернатов для престарелых и инвалидов – 181,3 млн. рублей (109,6% к уровню 2008 года);
- учреждений по обучению инвалидов – 48,2 млн. рублей (111% к уровню 2008 года);
- стационаров сложного протезирования – 93,7 млн. рублей (на уровне 2008 года).
Следует отметить серьезную изношенность материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и низкий уровень заработной платы персонала этой отрасли, который с учетом иждивенческой нагрузки в большинстве случаев ниже уровня потребительской корзины. В этой связи в 2009 года не предусматривается достаточных по объему ресурсов не только для качественного улучшения ситуации в данной сфере, но, зачастую, и для покрытия заниженного уровня текущих расходов.
Государственная политика занятости. В 2009 году общие расходы в сфере государственной политики занятости предусмотрены в объеме 24,75 млрд. рублей (108,8% к уровню 2008 года).
Из них, расходы на социальную поддержку безработных граждан, включая пособия по безработице, установлены в сумме 22 млрд. рублей (110,2% к уровню 2008 года).
Расходы на финансирование мероприятий в области занятости населения в 2009 году, то есть на активные меры на рынке труда, предусмотренные в разделе "Национальная экономика", сохранены на уровне текущего года - в сумме 2,74 млрд. рублей.
Таким образом, в 2009 году еще более увеличивается диспропорция в затратах федерального бюджета на оказание мер социальной поддержки безработных граждан и на мероприятия активной политики занятости на рынке труда. Из общего объема средств федерального бюджета, предусмотренных на цели государственной политики занятости населения в 2009 году, они составляют лишь около 11%, против 12% в 2008 году.
Из этого следует, что государственная политика занятости населения в 2009 году по-прежнему, как и в предыдущие годы, носит ярко выраженный пассивный характер. При этом, согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год, в следующем году численность зарегистрированных в службе занятости безработных увеличится по сравнению с 2008 годом с 1,9 до 2,0 млн. человек, соответственно, уровень зарегистрированной безработицы повысится с 2,6 до 2,8 процентов.
Важнейшим инструментом осуществления государственной молодежной политики молодежи являются федеральные целевые программы (ФЦП). В рамках ФЦП “Молодежь России” ведется работа по решению жилищных проблем молодежи, организации комплекса мер по укреплению молодой семьи, формированию условий для гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания молодого поколения, профилактике наркомании и асоциальных явлений, формированию системы социальных служб и клубов для молодежи, развитию молодежного отдыха, содействию занятости и поддержке молодежного предпринимательства.
В настоящее время обсуждается концепция ФЦП “Молодежь России” на 2010 годы. Разработчиками предлагается увеличить среднегодовое финансирование программы не менее чем в 20 раз (объем финансирования программы “Молодежь России” в 2008 году составляет 96 млн. рублей). Финансирование программных мероприятий предусматривается за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников. При этом подготовлен прогноз развития ситуации в молодежной политике, построенный с учетом рисков недофинансирования программных мер.
По оценкам разработчиков, бюджет федеральной целевой программы “Молодежь России” на 2010 годы составит 13 млрд. рублей. Распределяться они будут через систему крупных грантов на развитие 6 основных проектов в рамках федеральной программы: о здоровье молодых; молодая семья; молодежь на рынке труда; молодежь в гражданском обществе; молодежь в тяжелых жизненных ситуациях; молодежь в информационном обществе.
В июле 2008 г. Правительство России утвердило новую программу “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации” до 2010 года. На ее реализацию планируется выделить в течение пяти лет из федерального бюджета порядка 500 млн. руб.
Важное значение имеет подпрограмма “Обеспечение жильем молодых семей”, входящая в состав федеральной целевой программы “Жилище (2002-2010 годы)”, призванная обеспечить поддержку молодых семей в целях улучшения демографической ситуации в России.
Сегодня широко обсуждается Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 гг. Решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур. Реализация мероприятий, как предполагают разработчики, должна финансироваться из расчета 20% - федеральный бюджет и 80% - региональные, местные бюджеты и внебюджетные источники.
В сентябре 2008 г. Правительством Российской Федерации утверждена Концепция Федеральной целевой программы “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2015 годы”. Объем ее финансирования составил в 2009 году 2,7 млрд. рублей. При этом на капитальные вложения будет направлено 2,5 млрд. рублей, на НИОКР - 60,0 млн. рублей, на пропаганду занятий физической культурой и спортом - 90,0 млн. рублей. За счет капитальных вложений будет осуществлено финансирование строительства 1000 спортивных центров, 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок в образовательных учреждениях.
В консолидированном бюджете на 2010 год предусматривается выделить на финансирование: здравоохранения – 607,2 млрд. рублей (или 2,5% ВВП); образования – 885 млрд. рублей (или 3,6% ВВП).
С позиции нормативного обеспечения данные объемы финансовых ресурсов на душу населения составляют всего половину от величины средств, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения (5% ВВП – на здравоохранение) и мировая практика распределения средств на социальные функции государства (таблица 3). [20] |
Таблица 3 - Структура расходов на социальное обеспечение и здравоохранение в ряде западных стран и России в 2009 г.
Страна | Доля общих расходов на социальное обеспечение в ВВП | Доля пенсий в ВВП | Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
Все страны | 14,5 | 6,6 | 4,9 |
Европа | 26,2 | 14,9 | 5,8 |
США | 16,5 | 7,2 | 7,6 |
Венгрия | 22,3 | 9,3 | 5,4 |
Польша | 25,1 | 14,3 | 5,2 |
Чехия | 18,8 | 8,1 | 6,8 |
Россия | 10,2 | 6,5 | 2,5 |