В начале XX в. российское банковское законодательство отражало общие тенденции, складывающиеся в мировом банковском хозяйстве. Существовали законы, регулирующие деятельность, как государственного банка, так и отдельных банковских институтов. В целом оно более всего отражало представления, заложенные в романо-германском праве, было достаточно сбалансированным, обеспечивало интересы, как кредитора, так и заемщика. В полной мере это, к примеру, касалось законодательства об ипотеке и ипотечных банках. Российские банковские законы, отражая общие закономерности, имели, однако, свои особенности, отличающие их от европейского законодательства. В частности, Закон о государственном банке предоставлял ему не только возможность быть эмиссионным центром, но и осуществлять кредитование народного хозяйства.[10]
Свиридов же считает, что дальнейший рост деловой активности поставил перед правительством новые задачи в области банковского дела и наибольший упор делает на законах, регулирующих банковскую деятельность. На решение этих задач, были направлены законы 1883 и 1884 гг. Первый закон определял порядок открытия новых коммерческих банков в России, второй — порядок их ликвидации. По Закону 1883 г. учреждение новых банков в России разрешалось Министерством финансов при соблюдении следующих условий:
|
|
• общий капитал должен составлять не менее 5 млн. рублей;
• число учредителей — не менее 5 человек;
• половина капитала вносится при подписке, вторая половина — в течение последующих 6 месяцев;
• наличные суммы банка вместе с его текущим счетом в Госбанке должны составлять не менее 10 % его обязательств;
• сумма обязательств не должна превышать складочный капитал (вместе с запасным) более чем в 5 раз;
• кредит одному клиенту не должен превышать десятой части складочного капитала;
• члены правления не могут пользоваться вексельным кредитом в своем банке;
• запасный капитал образуется путем отчисления половины прибыли свыше 10 % до достижения 1/3 основного капитала, хранение его осуществляется в Госбанке в правительственных ценных бумагах[11].
Кроме того, было запрещено совмещение административных Должностей в банках. Один акционер мог распоряжаться не более чем 110 голосами на собрании. Были введены специальные комитеты для рассмотрения представляемых к учету векселей.
В соответствии с Законом 1884 г. для ликвидации банков предусматривались две формы:
1) без объявления банка несостоятельным;
2) вследствие несостоятельности.
В первом случае банк подлежал закрытию, если из-за понесенных убытков складочный, основной, оборотный или паевой капитал сокращались до размера, при котором он должен был прекратить свою деятельность согласно уставу, или — при отсутствии особого о том указания — если капитал его уменьшался на 1/3.
|
|
Законом 1884 г. Министерству финансов было предоставлено право ревизии кредитных учреждений в исключительных случаях.
В дополнение к Закону 1884 г. 26 апреля 1902 г. был издан Закон, важнейшие положения которого состояли в следующем:
• администрация коммерческого банка и его служащие не могут пользоваться кредитом в своем банке;
• правительственная ревизия деятельности банка назначается по требованию акционеров, владеющих не менее 1/20 складочного капитала и располагающих 1/10 наличных голосов.