Примеры построения логики программ дополнительного образования в аспекте обучения (ПДО «Органическая химия») и развития (ПДО «Туристы-проводники»)

Программа дополнительного образования «Органическая химия». Возраст обучающихся -15-17 лет. Срок реализации программы 2 года. Количество часов в год 288 час. Автор программы – Косарев Алексей Иванович, педагог дополнительного образования ДНТТМ МГДД(Ю)Т.

Цель программы – дать основы предпрофессиональной подготовки по органической химии для обучающихся, мотивированных на освоение химических и медико-биологических специальностей.

Теоретическая часть занятий  включает в себя обзор препаративных методов получения рассматриваемых классов веществ и дается в форме лекций, бесед, диспутов с закреплением изученного материала путем выполнения письменного или демонстрационного практического задания. На практической части занятий обучающиеся  учатся технике проведения лабораторно-экспериментальных работ, осваивают методы получения важнейших классов органических веществ, проводят учебные исследования.

После первого года обучения ожидается, что:

- обучающиеся усвоят изученный материал, получат представление о ряде веществ, изучаемых органической химией,

- научатся применять полученные знания:  рационально планировать схему синтеза, выбирать синтетические методы и условия проведения того или иного процесса.

- освоят некоторые методики получения важнейших классов органических веществ;

- освоят технику безопасного проведения экспериментальных практических работ;

- проведут самостоятельное простейшее учебное исследование по предложенной педагогом тематике;

- с помощью педагога подготовят сообщение об исследовании и выступят на внутренней конференции,

Для контроля усвоения теоретического материала предусмотрено регулярное проведение проверочных работ в виде тестов и проверочных заданий. Кроме того, обучающимся по программе «Органическая химия» предлагаются темы или объекты для проведения самостоятельных исследований: Результаты исследований докладываются и обсуждаются на внутренних и внешних учебно-исследовательских конференциях, не представленные на конференциях работы обсуждаются на итоговом занятии.

 

Программа дополнительного образования «Туристы - проводники». Возраст обучающихся -13-17 лет. Срок реализации программы 3 года. Количество часов в год -288 час. Автор Харченко Алексей Федорович, педагог дополнительного образования ДНТТМ МГДД(Ю)Т.

Цель программы – формирование физически и духовно развитого гражданина своей страны, владеющего навыками жизни в полевых условиях и выживания в экстремальных ситуациях.

Занятия проходят два раза в неделю – 2 часа теоретических занятий в аудитории и 6 часов практических занятий – проведение походов, загородных экскурсий, туристических соревнований и других туристических мероприятий.

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Преподаватель должен воспитывать у учащихся умения и навыки самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований «Инструкции по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Правил организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации». Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований, обучении младших школьников.

Ожидается, что обучающиеся, пройдя занятия по программе за первый год:

- научатся организовывать туристский быт, правильно подбирать групповое и личное снаряжение; организовывать питание в походе в полевых условиях;

- освоят правила движения в походе; научатся преодолевать препятствия;

- научатся ориентироваться по карте и на местности, пользоваться компасом;

- ознакомятся с экскурсионными объектами родного края и с местами, связанными с именами известных земляков;

- научатся приемам оказания первой неотложной помощи;

- получат хорошую физическую подготовку.

Текущий контроль за усвоением теоретического материала может носить характер опроса или зачетов по отдельным темам (разделам). В конце года планируется проведение зачетного многодневного туристского мероприятия (похода, слета, соревнований, туристского лагеря, экспедиции и т.п.), в ходе которого будет на практике проверен уровень усвоения программы первого года обучения.

 

Вторая – возможность целенаправленной организации специальных форм образовательной работы, которые предусматривают и воспроизводят ситуацию личностного контакта педагога и ребенка, возможность индивидуальной диагностики потребностей и возможностей каждого учащегося, включенного педагогического наблюдения и т. д., – форм, основанных на личностной коммуникации. Т. е. задают среду совместной образовательной деятельности для учащегося и педагога, тем самым решая характерную для современного образования проблему разорванности образовательной деятельности, когда ученик занимается своей деятельностью (например, поиском наиболее эффективных способов имитации деятельности, приводящих к наивысшей оценке), учитель – своей (поиск технологии информирования учащихся сведениями по предмету, обеспечивающей наиболее высокий процент воспроизведения ими узловых позиций); а образовательный процесс, в рамках которого происходит развитие как учащегося, так и педагога, иногда связан с областями их деятельности весьма опосредованно. Например, шаг развития учителя и образования ученика происходит во время неожиданно заданного вопроса на перемене; и не по поводу учебного материала, а из внезапно появившейся потребности, которая отражает реальную заинтересованность ученика в получении знания в той области, которая для него актуальна;  нередко застает учителя врасплох и заставляет его задуматься.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: