Одним из наиболее распространенных способов достижения маркетинговых целей банков в сети Интернет является использование сайтов.
Для определения эффективности использования банками своих сайтов в качестве одного из методов продвижения банковских продуктов, была разработана методика оценки банковских сайтов по различным критериям. Источником данных об оценках банковских сайтов послужила информация, опубликованная специалистами Интернет-агентства «Артус», которые в свою очередь проводили оценку банковских сайтов 2006 года.iv
К критериям оценки относятся:
· актуальность информации – информация ни в коем случае не должна быть устаревшей. Желательно, чтобы обновление новостного блока проводилось не реже чем раз в неделю, а статейного – не реже чем раз в месяц;
· качество контента – подразумевает наличие у сайта качественно визуализированной, без орфографических и стилистических ошибок, хорошо структурированной, лаконичной и полной информации, которая соответствует уровню восприятия целевой аудиторией;
|
|
· концепция дизайна – визуальная концепция сайта обязана быть информационно-коммерческой, то есть – ориентирована на удобное предоставление всей информации, необходимой потенциальному клиенту для принятия решения и заказа услуг или совершения иного активного действия, способного перерасти в полноценные коммуникации и завершиться продажей услуги;
· реализация дизайна – грамотная реализация фирменного стиля банка также является очень важным критерием оценки. Важно добиться ясности и простоты восприятия всех визуальных элементов сайта, при этом любой графический элемент должен способствовать улучшению восприятия текстовой информации;
· PR активность банка в Интернете – современные PR-кампании банков должны быть направлены на помощь в ориентировании клиента на рынке, на обеспечение координации выполненных действий, а также не сколько на желание заинтересовать, а, что немаловажно, – заинтересовать и удержать интерес клиента;
· широта охвата целевой аудитории – наличие для каждого сегмента целевой аудитории собственных информационных разделов. Необходимо учитывать, что целевая аудитория сайта банка очень дифференцирована и у разных разделов сайта может быть своя целевая аудитория.
Для разработки методики оценки сайтов была использована шкала Лейкерта, в которой существует две зоны: положительная зона – т.е. когда сайт соответствует выбранному критерию, и отрицательная зона – когда сайт не соответствует выбранному критерию. В каждой зоне оценивается уровень качества соответствия или несоответствия сайта критерию. А именно:
|
|
4 – отлично соответствует критерию
3 – по большинству важных параметров соответствует критерию
2 – в целом соответствует
1 – по ряду параметров соответствует критерию
-1 – не соответствует критерию, но без существенных потерь для эффективности сайта
-2 – в целом не соответствует критерию
-3 – по большинству важных параметров не соответствует критерию
-4 – критично не соответствует критерию
Данная методика была разработана для следующих 19 банков: Сбербанк, Газпромбанк, Внешторгбанк, Райффазенбанк, Еврофинанс Моснарбанк, Банк Москвы, Росбанк, Петрокоммерц, КМБ-банк, Альфа-банк, МБРР, Уралсиб, Транскредитбанк, Банк Зенит, Сибакадембанк, Банк "Северная казна", Промсвязьбанк, НОМОС-банк и АК БАРС банк.
Для реализации данной методики была разработана база данных, которая включает в себя 3 таблицы (рис.1):
· Criteria (Критерии), которая состоит из полей Kod_criteria (Код критерия) и Criteria_name (Название критерия);
· Marks (Оценки), которая состоит из полей Kod_bank (Код банка), Kod_criteria (Код критерия) и Mark (Оценка);
· Banks (Банки), которая состоит из полей Kod_bank (Код банка) и Bank_name (Название банка)
Рисунок. Диаграмма
Данные таблиц Criteria (Критерии), Marks (Оценки) и Banks (Банки) изображены на рисунках 2, 3 и 4 соответственно:
Рисунок. Таблица Criteria (Критерии)
Рисунок. Таблица Marks (Оценки)
Рисунок. Таблица Banks (Банки)
Разработанная методика выполняет 9 запросов, которые позволяют дать оценку банковских сайтов с точки зрения маркетинга:
1. Вывести список банковских сайтов, которые получили высшие оценки по критерию «Актуальность информации» (рис.5)
Рисунок. Запрос 1
2. Вывести список банковских сайтов, которые получили высшие оценки (рис.6)
Рисунок. Запрос 2
3. Вывести список банковских сайтов, которые получили максимальное количество высших оценок (рис.7)
Рисунок. Запрос 3
4. Вывести список банковских сайтов, которые получили минимальное количество высших оценок (рис.8)
Рисунок. Запрос 4
5. Вывести список банковских сайтов, которые получили максимальное количество низших оценок (рис.9)
Рисунок. Запрос 5
6. Вывести список критериев, по которым получено максимальное количество низших оценок (рис.10)
Рисунок. Запрос 6
7. Вывести список критериев, по которым получено максимальное количество высших оценок (рис.11)
Рисунок. Запрос 7
8. Вывести список банковских сайтов, которые получили максимальное количество положительных оценок (рис.12)
Рисунок. Запрос 8
9. Вывести список банковских сайтов, которые получили максимальное количество отрицательных оценок (рис.13)
Рисунок. Запрос 9
Заключение
В моей работе я изучила основные понятия, связанные с банковским Интернет-маркетингом, и различные способы применения Интернет-маркетинга банками. Кроме того, в рамках научной работы была разработана методика оценки банковских сайтов с точки зрения маркетинговой концепции для 19 банков по шести различным критериям.
Для реализации методики была создана база данных, включающая в себя три таблицы: Criteria (Критерии), Marks (Оценки) и Banks (Банки). В результате разработанная методика выполняет 9 запросов, которые позволяют дать оценку банковских сайтов по шести критериям.
Список использованной литературы
i Байков, В. Д. Интернет: поиск информации и продвижение сайтов [Текст] - СПб.: «БХВ-Санкт-Петербург», 2008. - 288с.
ii Халлиган, Б. Маркетинг в Интернете: как привлечь клиентов с помощью Google, социальных сетей и блогов [Текст] / Брайан Халлиган, Дхармеш Шах - М.: «Диалектика», 2010. - 256с.
iii Голик, В.С. Эффективность Интернет-маркетинга в бизнесе [Текст] – М.: Дикта, 2008. - 196с.
iv Соболев А. Критерии оценки банковских сайтов в рамках номинации «Лучший Интернет-сайт банка» Первого Всероссийского конкурса «Рекламная кампания года в банковской сфере» [Электронный ресурс] < http://blog.artus.ru/category/luchshij-sajt-banka-2006-g/> (24.02.2009)
|
|