Формирование и развитие педагогических способностей

Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у учителя профессионально значимых качеств личности. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различаются четыре подструктуры (или четыре блока, как их именуют некоторые психологи):       1. Коммунистическое мировоззрение, убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры. Для учителя это действительно профессионально необходимые качества, так как осуществлять коммунистическое воспитание детей может лишь тот, кто сам коммунистически воспитан. 2. Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т. е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе. И это- профессионально необходимое качество личности, так как не может быть хорошим учителем тот, кто равнодушно и безразлично относится к своей работе. 3. Педагогические способности (о них речь будет идти специально). 4. Профессионально-педагогические знания, умения и навыки. Педагогические способности как раз и реализуются в педагогических знаниях и умениях, определяя быстроту и легкость овладения ими (12,с.323).

 Педагогическими способностями называется совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

 Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы- личностные (связанные с отношением к детям), дидактические (связанные с передачей информации детям) и организационно- коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).

 

 

 Личностные способности.

Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность), в искренности и простоте обращения с ними. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излишней возбудимости. Учитель должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.

А.С.Макаренко, например, говорил, что никогда не позволял себе в общении с воспитанниками «иметь печальную физиономию или грустное лицо», даже тогда, когда он был или у него случались неприятности. Все это важно потому, что психическое самочувствие, активность и работоспособность учеников очень зависят от настроения учителя. И это понятно, унылый, грустный учитель- унылые позы и лица учеников. Если учитель пришел в класс уже недовольным, мрачным, суровым, хмурым, как говорят, «не в духе», то это угнетающе действует на психику школьников, снижает их умственную активность. Легко наблюдать, как в классе при этом наступает напряженная тревожная тишина («Боюсь отвечать, хотя хорошо знаю урок»; «Все валится из рук»; «Убежал бы с урока куда глаза глядят»; «Замораживает мозг»). И наоборот, хорошее настроение учителя создает бодрый, жизнерадостный тон и в классе («Время на уроке летит незаметно»; «Трудное становится легким»; «Приятно работать») (7,с.87-90).

 Дидактические способности.

  Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснять и разъяснятьтрудное и неподатное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным, для учащихся, проявляя методическую изобретательность, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, доходчиво и просто, вызывает интерес к предмету, воз­буждает у учащихся активную, самостоятельную мысль. Учитель умеет в случае необходимости трудное делать легким, сложное - простым, непонятное - понятным. В основе этого лежит постоян­ная установка на учет психологии учащихся. Учитель учитывает уровень их подготовки, развития, помнит о том, что они знают и чего еще не знают, что уже могли забыть, предвидит и предупреж­дает возможные затруднения учеников.

Академические способности.Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки.

Под академическими способностями также понимают эрудицию учителя, способность достигать капитального уровня знаний, ши­роту его умственного кругозора. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний. Такой учитель знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей науке. В. А. Сухомлинский говорил, чтобы дать ученикам искорку знаний, надо выпить целое море света. Хороший учитель изучает опыт других учителей, заимствует у них все ценное, но никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он другой человек (10,с.69).

Речевая способность.Это способность ясно и четко выражать свей мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой вырази­тельной мимикой и пантомимикой (речевую способность иногда называют ораторской). Речевая способность — одна из важнейших в профессии учителя, так как передача информации от учителя к учащимся носит в основном второсигнальный, словесный харак­тер. Здесь имеются в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Ученики должны чувствовать заинтересованность учителя в том, что он говорит. Учитель избе­гает длинных фраз, сложных словесных конструкций и выражает мысли просто и понятно для учащихся. Очень оживляет речь и уместный юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония.

Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с четкой дик­цией, отличаться, отсутствием стилистических, грамматических, фонетических погрешностей. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает скуку, вялость, безразли­чие, равнодушие. Слишком торопливый темп речи мешает усвое­нию и тоже быстро вызывает утомление. Так же влияет и громкость речи. Чересчур громкая, резкая, крикливая речь учителя нервирует учащихся; слабый, тихий голос учителя плохо слышен. Жесты оживляют речь, но слишком частые, однообразные, сует­ливые жесты и движения раздражают

Организаторские способности.Они проявляются в двух видах. Во-первых, в способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во-вто­рых, в способности правильно организовать собственную работу, что предполагает аккуратность и четкость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Коммуникативная способность.Это способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возраст­ные особенности.  

Педагогическая наблюдательность.Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, свя­занная с тонким пониманием личности ребенка и его временных психических состояний. Способный учитель, воспитатель по незна­чительным признакам, едва заметным внешним проявлениям улав­ливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика, понимает, о чем говорят эти внешние признаки, правильно истол­ковывает их. А. С. Макаренко обозначал эту способность кратко и выразительно: «Способность читать на лице» (9,с.10-12).

Педагогический такт.Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, прини­мая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, и в зависимости от конкретной ситуации. Такт выражается в уме­лом сочетании уважения и требовательности к ученику, доверия и систематического контроля, в правильном использовании одобре­ния и осуждения. Тактичный учитель доброжелателен, чуток, от­зывчив. Он прост и естествен в обращении с детьми.

Суггестивная способность(в переводе с латинского — «осно­ванная на внушении»). Это способность эмоционально-волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться безусловного их выполнения. Суггестивная способ­ность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитание школьников, от убежденности учителя в своей правоте. Причем речь идет о спо­собности требовать, добиваться своего, но добиваться спокойно, без грубого нажима, принуждения и угроз. Такие же черты учи­теля, как мягкотелость, наивная доверчивость, вялость, беспринципная снисходительность, безволие, не содействуют успеху педа­гогической деятельности. Когда учитель постоянно обращается к ученикам только просительно-неуверенным тоном, внутренне ощущая собственное бессилие, не чувствует себя хозяином поло­жения, ученики обычно бравируют своей безнаказанностью.

Педагогическое воображение.Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получится из ученика в будущем, в способности прогно­зировать развитие тех или иных его качеств. Эта способность связана с педагогическим оптимизмом, верой в могущество вос­питания, верой в человека.

Распределение внимания.Хороший учитель обладает высоко­развитой способностью распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем, как он излагает материал, как развертывает свою мысль (или слушает ответ ученика), в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, случаи нарушения дисциплины и, наконец, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой и т. д.).. Неопытный учитель, нередко погру­жаясь целиком в процесс изложения материала, не замечает в это время учащихся, упускает их из-под контроля, а если пытается внимательно наблюдать за учащимися, то теряет нить изложения.

Педагогические способности у будущих учителей — учащихся педагогических училищ формируются и развиваются в системе учебно-воспитательной работы педагогических училищ. Но это не значит, что учащиеся должны ориентироваться только на это и  пассивно ожидать, пока к концу обучения у них сформируются педагогические способности. Самовоспитание педагогических спо­собностей каждым будущим учителем является существенным дополнением к соответствующим формам учебно-воспитательной работы педагогического училища.

Таким образом, каждый из вас должен систе­матически стремиться к развитию у себя педагогических способно­стей, заниматься профессиональным самовоспитанием.

2.2 Педагогическое мастерство и его элементы

Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Впрочем, классики русской и советской педагогики всегда ставили проблему формирования педагогического мастерства как одну из важнейших в обучении будущих учителей. Невозможно изменить духовный мир личности без влияния опытного педагога, который должен в совершенстве владеть умением воздействовать на учащегося, формировать его потребности и убеждения, способности и практические навыки.

 Педагогическое мастерство- это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей, потребности в социально значимой деятельности.

Элементы педагогического мастерства:

 Гуманистическая направленность:

 - интересы;

 - ценности;

 - идеалы.     

Профессиональное знание:

 - предмета, его методики преподавания;

 - педагогики;

 - психологии.

Педагогические способности:

 - коммуникативность;

 - перцептивные способности;

 - динамизм;

 - эмоциональная устойчивость;

 - оптимистическое прогнозирование;

 - креативность.

 Педагогическая техника:

 - умение управлять собой;

 - умение взаимодействовать (15,с.50).

Мастерство в любой деятельности является своеобразным качественным ориентиром, к которому надо стремиться. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер- это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство, которое чаще всего определяют как сплав личностно- деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, как комплекс свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности. Составляющие мастерства педагога, предлагаемые разными авторами, достаточно многообразны и обширны. Но все они могут быть объединены в несколько групп (схема).

 

     
 
Индивидуальный стиль деятельности

 

 


Педагогическое мастерство выражается в профессиональной деятельности педагога, следовательно, его можно рассматривать как частный вариант профессиональной деятельности личности и отдельно от личности не существует. Поэтому личностно- деятельностный подход наиболее корректен для понимания сущности педагогического мастерства.

 Педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, отражающее ее духовно- нравственную и интеллектуальную готовность к творческому осмыслению социокультурных ценностей общества, а также теоретическую и практическую готовность к творческому применению знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности.

 Педагогическое мастерство- достаточно подвижная система, поскольку в нем отражаются и объективные условия существования личности в обществе, осуществление ею в этом обществе профессиональной деятельности, и субъективные особенности этой личности. Оба этих фактора отличает динамические характеристики.

Мастер … По Далю, это особенно искусный в своем деле. Учитель- мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, чему ее учит, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания. Поразительны успехи А.С.Макаренко, который смог из трудных, исколеченных детских судеб создать уникальный жизнетворный коллектив, как в сжатые сроки и, главное, с радостью все дети успешно постигают самые сложные проблемы математики и физики. Примеры можно продолжить.

Сводить педагогическое мастерство к системе отдельных приемов слишком узко- это некий технологический подход в понимании сущности педагогического мастерства. Даже в педагогических технологиях существенно больше личностного, нежели сугубо технологического.

 Возникает еще ряд вопросов: как соотносятся педагогический опыт и педагогическое мастерство? «Опытный учитель» и «учитель- мастер»- эти понятия нужно рассматривать как синонимы или они содержат качественное различие? Как взаимосвязаны понятия «опытный учитель» и «учитель с большим педагогическим стажем работы»? Есть ли детерминанты педагогического мастерства? Насколько возможность состояться мастером обусловлена чертами характера педагога? В какой связи находятся собственная профессиональная деятельность педагога и его опыт взаимодействия со своими учителями, наставниками в прошлом (в роли ученика)? Можно ли состояться педагогом- мастером, если от школы остались преимущественно неприятные воспоминания? Может ли произойти утрата педагогического мастерства? Может ли педагогическое мастерство быть представлено дискретно?

Прямые ответы на эти вопросы даны не будут, но они заданы,- и будущий педагог- мастер должен о них задуматься.

По глубокому убеждению А.С.Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. Педагогическое мастерство- это сплав личностных и профессиональных качеств.

Учитель- мастер выгодно отличается от просто опытного учителя прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса. Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Не случайно В.А.Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство,- в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это- желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее школы» (5,с.513).             

Мастерство проявляется в деятельности. Именно такое понимание мастерства и принято в педагогике. Оно определяется как «высший уровень педагогической деятельности… проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов», или же как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения», или как «синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя». Мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организованного учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать не только в умениях, а в том сплаве свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действовать продуктивно и творчески.

На основе своеобразного сплава знаний, способностей и уме­ний рождается мастерство— высший уровень профессионализма. Быть мастером педагогического труда — значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого. Исследователь проблем мастерства Ю. П. Азаров дает такую его трактовку:

«Мастерство является единичным и особенным по отношению к всеобщему, к практике... Мастерство как единичное проклады­вает дорогу всеобщему...

Мастерство — то великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа... Снова и снова я готов повто­рять одну и ту же формулу мастерства, сущность которой в триа­де: технология, отношения, личность...

В педагогическом мастерстве игра — лишь форма, а содержа­ние — всегда утверждение высших человеческих ценностей... все­гда освоение культуры и развитых форм общения.

Становление педагогического мастерства всегда связано с не­обходимостью разрешать сложнейшие противоречия в самой твор­ческой деятельности воспитателей, разных по своим убеждени­ям, способам общения с детьми» (6, с. 247—248).

Таким образом, мастерство неотделимо от творчества — от способности выдви­гать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, короче — конструировать учеб­но-воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность.

 

 


Заключение

Данная исследовательская работа показала, что профессия учителя является одним из самых почетных и ответственных в нашей стране. Учитель- основной организатор педагогического процесса в школе.

 Важнейшими качествами учителя является гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовно-нравственная культура, ответственность и общительность, трудолюбие и работоспособность. Ведущим условием становления профессионально-педагогической направленности личности являются открытие ею своего педагогического призвания и формирование профессионально-ценностных ориентаций. Учитель должен быть ученым, мастером своего дела.

Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма педагогов:

1. Подготовка в учебных заведениях высококвалифицированных учителей, обладающих как теоретической и технологической готовностью к педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели: осознанный выбор профессии, внутренняя предрасположенность к педагогической деятельности, высокий уровень коммуникативной культуры и профессиональной компетентности.

2. Постоянное повышение уровня профессионализма и квалификации, совершенствование педагогической деятельности.

 Характеристикой высокого уровня профессионализма педагога могут быть: профессиональный статус и следующие умения:

 - аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы); 

- прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);

- проективные (определение программы деятельности, исходя из системного понимания ситуации);

- рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);

- коммуникативные (владение культурой межличностного общения); Одним из важнейших особенностей для учителя является- овладение ЗУН-ами. Так как психолого- педагогические и специальные знания- важное, но недостаточное условие профессиональной компетентности учителя. Так как многие теоретико- практические и методические знания являются только предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков.

Педагогические способности реализуются в педагогических знаниях, умениях и навыках, определяя быстроту и легкость овладения ими. Все педагогические способности подразделяют на три группы: личностные (связанные с отношением к детям), дидактические (связанные с передачей информации детям), и организационно- коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).

Также мы рассматриваем особенности педагогического мастерства, которое выражается в профессиональной деятельности педагога, можно рассматривать как свойство личности. Особое значение уделяется и элементам педагогического мастерства.

Таким образом, мы считаем, что наша гипотеза нашла подтверждение в теоретической части работы.

 

 

 Список использованных источников

1. Андриади, И.П. Основы педагогического мастерства [Текст]/И.П. Андриади.-М.: Академия, 1999.- 160 с.

2. Зязюн, И.А.Основы педагогического мастерства [Текст] / учебная пособия для вузов/ И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич. - М.: Просвещение, 1989.- 302 с.

3. Зарецкая, И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя [Текст]/ И.И.Зарецкая. - М.: Сентябрь, 2002.- 160 с.

4.  Крутецкий, В.А. Психология [Текст]/ В.А. Крутецкий.- М.: Просвещение, 1986.- 323 с.

5. Коджаспирова, Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: [Текст]/  Г.М. Коджаспирова. – М.: Учитель, 1994. – 150 с.

6. Клемантович, И.К. Новая профессия—социальный педагог [Текст]/                  И. Клемантович.- М.: Школа, 1998. - №3.— 14 с.

7   Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя [Текст]/ Н.В. Кузьмина. — М.: ВЛАДОС, 1992. – 110 с. 

8.Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику [Текст]/                          А.В. Мудрик. — Пенза: Владос – пресс, 1994. - 180 с.

9. Никитин, В.А. Начала социальной педагогики [Текст]/ В.А. Никитин. — Тула: Проспект, 1996. - 130 с.

10. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст]/ Н.Н.Никитина. - М.: Академия, 2004.- 256 с.

11.Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: практикум [Текст]/ А.А.Орлов, А.С.Агафонова.- М.: Академия, 2004.- 256 с.

12.Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность(Текст)/ А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова.- М.: Академия, 2004.- 208 с.

13.Сластенин, В.А. Учителю о педагогической технике [Текст]/                        В.А. Сластенин. – Казань, 1993. – 98 с.

14.Смирнов, С.А.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии [Текст]/ С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов. - М.: Академия, 2000-512 с.                              

15.Сухомлинский, В.А.Сердце отдаю детям [Текст]/В.А.Сухомлинский.- Киев: Экспресс, 1969.- 513 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: