Анализ структуры доходов и расходов предприятия

 

В процессе хозяйственной деятельности предприятие имеет доходы и расходы (затраты). В соответствии с нормативными актами, действующими в России (ПБУ 9/99), и международными стандартами финансовой отчетности под доходами понимается приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.

Доходы состоят из следующих частей:

1) выручка от продаж или доходы от основной деятельности – основная форма доходов для предприятий – характеризует основную деятельность;

2) прочие доходы.

Основными задачами анализа доходов предприятия являются изучение уровня и структуры доходов в отчетном периоде, сравнение уровней и структур доходов в отчетном и базовом периодах, оценка структурной динамики доходов и выяснение причин.

Анализ доходов целесообразно начинать с сопоставления данных отчетного периода с данными предыдущего по всем видам доходов формы №2 «отчет о прибылях и убытках»: выручка от продаж, проценты к получению, прочие доходы;

В результате этого сопоставления, возможно, выявить изменение величин доходов и причин их снижение или увеличения.

Чтобы оценить влияние различных факторов на формирование доходов необходимо провести анализ структуры доходов.

Структура доходов – это доля, которую составляет тот или иной доход в общих доходах. Расчет структуры производится по следующей формуле:

 

D = Дi / Д х 100%                                                                              (1)

где D – доля определенного вида дохода, %;

Дi – доходы от вида деятельности;

Д – общие доходы.

Анализ структуры доходов показывает какой вид деятельности приносит большую часть дохода.

Структура доходов

                                                                                           Таблица 2.                

Виды дохода

Сумма за предыдущий период

Отчетный период

Изменения

т. руб. % т. руб. % т. руб. %
От основных видов деятельности            
Прочие доходы            
Всего   100%   100%   100%

 

Наибольший удельный вес в доходах организации занимает выручка от продажи выпускаемой продукции, работ, услуг.

Выручка от продаж определяется по формуле:

          

                                                                                                (2)

где Ni – количество произведенной и реализованной продукции в натуральном выражении;

Ci – цена реализационной продукции, руб.;

n – количество позиций реализации продукции.

Кроме выручки от реализации товаров (работ, услуг), имуще­ства и имущественных прав предприятие имеет прочие доходы- это прибыль прошлых лет, выявленные в отчетном году; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы от валютных операций; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные пени, штрафы и неустойки.

Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию.

Доходы от сдачи в аренду основных средств и земли зависят от количества сданных объектов в аренду или от размера земельной площади и уровня арендной платы.

Анализ расходов проводят по данным отчета Формы №2 «отчет о прибылях и убытках» путем сопоставления данных отчетного периода с данными предыдущего периода по всем видам расхода.

Структура расходов

                                                                                                   Таблица 3.

Вид расходов

Сумма за предыдущий период

Отчетный период

Изменения

т. руб. % т. руб. % т. руб. %
Материальные расходы            
Расходы на оплату труда            
Отчисления во внебюджетные фонды            
Амортизация            
Прочие расходы            
Всего   100%   100%   100%

 

Общая сумма прямых материальных затрат в целом по предприятию зависит от объема производства продукции(VВП), ее структуры(Удi) и изменения удельных материальных затрат на отдельные виды продукции(УМЗi). Уровень последних, в свою очередь, может измениться из-за количества (массы) расходуемых материальных ресурсов на единицу продукции(УРi) и средней стоимости единицы материальных ресурсов(Цi).

Анализ целесообразно начать с изучения факторов изменения материальных затрат на единицу продукции, для чего используется следующая факторная модель:                                            

                                                           (3)

Общая сумма прямой заработной платы зависит от объема производства продукции, ее структуры и уровня затрат на отдельные изделия. Последний, в свою очередь, определяется трудоемкостью и уровнем оплаты труда за 1чел.-ч.

Отчисления во внебюджетные фонды — денежные отчисления организаций в Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, осуществляемые в процентной доле от общей величины средств на оплату труда работников организации. Включаются в себестоимость производимой организацией продукции, представляют социальный налог.

Амортизация-это распределение первоначальной стоимости внеоборотного актива на период его эксплуатации способом, учитывающим остаточную стоимость этого актива.

Существует два основных метода расчета амортизации:

1. равномерное начисление износа;

2. начисление износа с сокращающейся балансовой стоимости.

В методе равномерного начисления износа предполагается, что предприятие получает от использования актива равноценную пользу в течение всего периода эксплуатации. Расчет ежегодного начисляемого износа производится по следующей формуле:

Ежегодное начисление на износ =                                                 (4)       

где S-первоначальная стоимость актива, P-остаточная стоимость актива, n-период эксплуатации актива.

Для некоторых внеоборотных активов предприятие получает максимальную пользу в первые годы их эксплуатации. Тогда при начислении амортизации используется норма амортизации-величина, показывающая, какую долю от оставшейся балансовой стоимости актива нужно списать в очередной год.

Норма амортизации вычисляется по следующей формуле:                         Норма амортизации= 1-                                                               (5)

где S-первоначальная стоимость актива, P-остаточная стоимость актива(P≠0), n-период эксплуатации актива. Если остаточная стоимость P=0, то метод начисления износа с сокращающейся балансовой стоимости использовать нельзя.

Прочие расходы — это убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые раз­ницы по операциям в иностранной валюте; выпла­ченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадеж­ной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки иско­вой давности; убытки от стихийных бедствий; убытки от недостачи и уценки имущества, судебные издержки и др.                                                                                                            Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, орга­низациями и учреждениями. При анализе устанавливаются при­чины невыполнения обязательств, принимаются меры для их пред­отвращения.                           Изменение суммы полученных штрафов может произойти не толь­ко в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового конт­роля со стороны предприятия в отношении их. Поэтому при ана­лизе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств поставщикам были предъяв­лены соответствующие санкции.       Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится не на должном уровне. Убытки прошлых лет, выявленные в текущем году, так­же свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.                                                                                         Анализ структуры затрат предприятия проводится на основе данных бухгалтерского учета и управленческой отчетности, представленных соответствующими службами предприятия. Этот вид анализа также достаточно трудоемок, особенно на этапе сбора информации, и потребует существенных затрат времени как экспертов, так и сотрудников экономических служб. Однако он является, пожалуй, наиболее информативным для оценки эффективности деятельности предприятия и разработки перспективных планов его развития, поскольку позволяет выявить резервы снижения себестоимости и соответственно повышения рентабельности компании. В зависимости от величины компании и ресурсов, которые она может направить на проведение аналитических процедур и сбор информации, анализ может проводиться очень подробно или по укрупненным статьям, однако в том или ином объеме, с той или иной регулярностью анализ структуры расходов и затрат проводится практически всеми предприятиями.

 

 

 

 


Направления проведения анализа
                                                                                              

     
 

 


Рисунок 12. Схема направлений проведения анализа.

 

Анализ расходов и анализ затрат требуют для своего проведения разной информации и по-разному расставленных акцентов. Так, анализ расходов более важен для регулирования денежного потока компании, а анализ затрат и себестоимости - для формирования бухгалтерской отчетности. Однако методики их проведения аналогичны, и в конечном итоге выводы, сделанные по результатам проведения аналитических процедур, характеризуют эффективность управления предприятием. Поскольку исторически так сложилось, что в анализе финансово-хозяйственной деятельности российских предприятий бухгалтерским аспектам отводится большее внимание, нежели управленческим, имеет смысл более подробно рассмотреть именно анализ затрат и себестоимости.

Наиболее полезную информацию даст такой анализ, если он ведется одновременно в двух срезах: по центрам затрат, структурным единицам или видам деятельности в разрезе статей или элементов.

Любое предприятие имеет более или менее сложную организационную структуру. Если на предприятии есть несколько цехов, подразделений, департаментов, дивизионов, групп или иных структурных единиц, выпускающих разную продукцию, состав затрат в этих структурных подразделениях будет существенно различаться. В этом случае изучение структуры затрат, проведенное на уровне всего предприятия, в целом будет гораздо менее аналитичным и полезным с управленческой точки зрения, чем анализ по отдельным подразделениям.                                                   С другой стороны, анализ затрат некоторых структурных подразделений, в первую очередь вспомогательных производств и административных единиц с небольшой численностью персонала и сравнительно небольшими бюджетами, потребовав немалых трудозатрат, тоже мало что даст для определения перспектив предприятия и процедур планирования. Информацию, наиболее полезную для принятия решений и планирования дальнейшей деятельности предприятия, дает анализ затрат, проведенный не по всем единицам, выделенным в структуре предприятия, а по так называемым центрам затрат. Выделение их на каждом предприятии - процесс достаточно субъективный, а проводится он в рамках процедур управленческого учета. Обычно в центры затрат выделяют все основные производства предприятия. Вспомогательные, побочные производства, административные, управленческие и другие структурные единицы группируются в центры затрат тем или иным способом в зависимости от их функций, роли в структуре предприятия и величины бюджетов.

Кроме того, в состав себестоимости включаются некоторые непроизводственные расходы: потери от брака, затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи материальных ценностей при отсутствии виновных лиц, выплаты по возмещению вреда, причиненного производственными травмами, и т.п.

Разумеется, каждое конкретное предприятие в своей хозяйственной деятельности сталкивается не со всеми приведенными видами затрат. Кроме того, величины расходов по разным статьям существенно различаются. Некоторые из них могут сильно варьировать из месяца в месяц или из квартала в квартал. Поэтому группировку статей для целей анализа каждое предприятие проводит самостоятельно исходя из специфики своей деятельности. В общем случае целесообразно выделять следующие элементы затрат: материальные затраты (за вычетом возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

Анализ структуры и объема затрат по статьям или по элементам проводят в сравнении с плановыми или нормативными показателями. Особое внимание следует уделять отклонениям от обоснованных нормативов и анализу причин этих отклонений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: