Наименование показателей | 1999 год | 2000 год | 2001год | Абсолютное изменение отчета 2001 года | Относительное изменение отчета 2001 года | |||
план | отчет | к 2000г | к плану | к 2000г | к плану | |||
Объем работы, млн.ткм.бр | 7030,1 | 7422,5 | 7731 | 7841,4 | +418,9 | +110,4 | 105,6 | 101,4 |
Среднесписочная численность эксплутацион-ного персонала, чел | 887 | 912 | 879 | 907 | -5 | +28 | 99,5 | 103,2 |
Производитель-ность труда, тыс. ткм.бр.\1чел | 7925,7 | 8138,7 | 8795,2 | 8645,4 | +506,7 | -149,8 | 106,2 | 98,3 |
На основании таблицы 6.4 и рис. 6.5 необходимо отметить, что производительность труда растет из года в год: с 7925,7 тыс.ткм.брутто\1чел в 1999 году до 8645,4 тыс.ткм.брутто\1чел в 2001 году. Но в 2001 году хоть и был рост производительности труда к уровню 2000 года на 506,7 тыс.ткм.брутто\1чел,но он все же не достиг планового уровня на 149,8 тыс.ткм.брутто\1чел. Перевыполнение объема тонно-километровой работы в 2001 году было достигнуто за счет пересожержания эксплутационного штата к плановому заданию на 28 человек или на 3,2%, что дало увеличение объема тонно-километровой работы на 110,4 млн.ткм.брутто или 1,4% ив то же время производительность руда снизилась на 1,7%.
|
|
Основными путями повышения производительности труда работников железнодорожного транспорта являются: внедрение прогрессивной техники и технологии; механизация и автоматизация производственных процессов; использование достижений научно-технического прогресса; кооперирование и специализация производства; внедрение научной организации труда и повышение ее эффективности; рост объема перевозок; улучшение качественных показателей использования подвижного состава; мотивация труда персонала; совершенствование нормирование труда; улучшение организации планирования и
управления перевозочным процессом.
Условные обозначения:
Рис. 6.5. Динамика производительности труда.
При анализе производительности труда оценивается влияние на его уровень изменений объема перевозок ΣРLпр, а так же всех качественных факторов, определяющих трудоемкость приведенного тонно-километра в части затрат труда работников, зависящих от объема перевозок, и выполнение норм содержания условно-постоянного контингента.
Произведем пофакторный анализ выполнения производительности труда локомотивного депо за 2001 год.
Индекс приведенных ткм определяем по формуле:
IΣРLпр = ΣРLпр / ΣРLпр = 7841,4 / 7731 = 1,014 (6.6)
Зависящий контингент в депо по отчетным данным:
Чэ = 328 чел. и Чэ 359 чел.
Определяем численность независящего:
Чэ = Чэ - Чэ (6.7)
Чэ = 879 – 328 = 551 чел.
|
|
Чэ = 907 – 359 = 548 чел.
Производим корректировку численности эксплутационного штата на фактический объем перевозок:
Чэ (ΣРLпр ) = Чэ + IΣРLпр * Чэ (6.8)
Чэ (ΣРLпр ) = 551 +1,014 * 328 = 884 чел.
Рассчитываем производительность труда скорректированную на фактический объем перевозок (право):
Пт (ΣРLпр) = ΣРLпр / Чэ (ΣРLпр) (6.9)
Пт (ΣРLпр) = (7841,4 * 103) / 884 = 8870,4 тыс.ткмбр\1чел
Определяем величину дополнительных трудовых ресурсов в результате наличия сверхурочных часов (СВР,чел.-час):
ЧСВР = СВР / Фн (6.10)
Где: СВР – сверхурочные часы, чел.-час;
Ф н – 2002 час – номинальный фонд рабочего времени за 2001 год
ЧСВР = 1811 / 2002 = 0,94 чел. = 1 чел.
ЧСВР = 0 - так как сверхурочные часы в депо не планируются
Рассчитываем производительность труда с учетом сверхурочных:
Пт = ΣРLпр / Чэ (6.11)
Где: Чэ = Чэ + ЧСВР = 907 + 1 = 908 чел. (6.12)
Пт = (7841,4 * 10 3) / 908 = 8635,9 тыс.ткм.брутто\1чел.
Результаты вычислений сведем в таблицу 6.5.
Таблица 6.5
Анализ производительности труда локомотивного депо за 2001 год.
Показатели | План | План скорректированный на фактический объем перевозок | Факт | То же с учетом не уточненных факторов (сверхурочных) |
Индекс приведенных тонно-км, IΣРLпр | - | 1,014 | - | - |
Численность эксплутационного штата, Чэ - в том числе в части зависящей от объема перевозок Чэ | 879 328 | 884 350 | 907 359 | 908 360 |
Производительность труда, тыс.ткм.брутто\1чел. | 8795,2 | 8870,4 | 8645,4 | 8635,9 |
Произведем пофакторный анализ отклонений производительности труда в локомотивном депо за 2001 год:
1) Рассчитываем темп прироста (+) производительности труда:
mПт = (Пт - Пт ) / Пт * 100% (6.13)
mПт = (8645,4 – 8795,2) / 8785,2 * 100% = -1,7%
2) Определяем отклонение производительности труда от плановой величины в зависимости от объема перевозок:
ΔПт (ΣРLпр) = (Пт (ΣРLпр) – Пт) / Пт * 100% (6.14)
ΔПт (ΣРLпр) = (8870,4 – 8795,2) / 8795,2 * 100% = 0,9%
и других качественных (кf) факторов, определяющих среднесписочную численность работников;
ΔП т(кf) = (Пт - Пт (ΣРLпр) ) / Пт * 100% (6.15)
ΔП т(кf) = (8645,4 – 8870,4) / 8795,2 * 100% = -2,6%
Баланс отклонений: ΔПт = 0,9 – 2,6 = -1,7%
3) Рассчитываем отклонение производительности труда с учетом неучтенного в результате наличия сверхурочных работ штата:
ΔПт (СВР) = (Пт - Пт ) / Пт * 100% (6.16)
ΔПт (СВР) = (8635,9 – 8645,4) / 8645,4 * 100% = - 0,1%
4) Определяем действительный рост производительности труда с учетом фактически используемых трудовых ресурсов (сверхурочных часов работы):
ΔПт (с учетом СВР) = ΔПт (ΣРLпр) + ΔПт (СВР) (6.17)
ΔПт (с учетом СВР) = -1,7 – 0,1 = -1,8%
По таблице 6.5 и последующим расчетам необходимо отметить, что в локомотивном депо в 2001 году произошел не прирост, а снижение производительности труда на 1,7% к плановому уровню. Основное влияние на это оказали следующие факторы: под влиянием качественных факторов производительность труда уменьшилась на 2,6%, но, в то же время, под воздействием объема перевозок прирост производительности труда составил 0,9%. Действительный «прирост» производительности труда (уменьшение) составил 1,8%, это произошло за счет влияния качественных факторов и наличия неучтенного штата в результате сверхурочных работ, то есть действительное снижение производительности труда составило:
|
|
ΔПт = Пт - Пт = 8795,2 – 8635,9 = 159,3 тыс.ткм.брутто\1чел.
Для дополнительного роста производительности труда необходимо осваивать прирост объема перевозок без дополнительного привлечения рабочей силы. Качественными факторами увеличения производительности труда, кроме вышеперечисленного, могут служить: изменение структуры перевозок по видам и типам тяги, ведь трудоемкость пассажирских перевозок в 3 – 5 раз выше трудоемкости грузовых перевозок.
6.3 Анализ заработной платы и сопоставление темпов роста заработной платы и темпов роста производительности труда
Производительность труда не только характеризует количество продукции, производимой в единицу времени на одного работника, но и определяет затраты рабочего времени, а соответственно и расход заработной платы. Поэтому анализ производительности труда тесно связан с анализом использования фонда заработной платы, в ходе которого особое внимание уделяют соответственно темпов роста заработной платы темпам роста производительности труда.
Основными путями повышения производительности труда работников железнодорожного транспорта является: внедрение прогрессивной техники и технологии; механизация и автоматизация производственных процессов; использование достижений научно-технического прогресса; кооперирование и специализация производства; внедрение научной организации труда и повышение ее эффективности; рост объема перевозок; улучшение качественных показателей использование подвижного состава; мотивация труда персонала; совершенствование нормирования труда; улучшение организации планирования и управления перевозочным процессом.
В локомотивном депо применяются следующие формы оплаты труда:
А) Сдельно-премиальная – когда рабочий сверх заработка по прямым сдельным расценкам дополнительно получает премию за определенные количественные и качественные показатели, предусмотренные действующим в депо условием премирования;
|
|
Б) повременно-премиальная – когда рабочих сверх заработка по тарифной сетке за фактически отработанное время дополнительно получает премию за выполнение определенных количественных и качественных показателей;
В) Система должностных окладов для руководителей, специалистов и служащих – это абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью. Работник сверх должностного оклада может получать премию за выполнение и перевыполнение установленных показателей.
Рассмотрим факторы, влияющие на уровень заработной платы:
Рис. 6.6. Схема классификации факторов, изменение которых влияет
на фонд заработной платы.
Основным контингентом локомотивного депо являются локомотивные бригады и ремонтный персонал, поэтому рассмотрим методику расчета фонда заработной платы этого контингента.
1) Методика расчета фонда заработной платы локомотивных бригад в тыс.руб.:
Е ФЗП = (Чяв * 3мес * 12) / 1000 (6.17)
где: Чяв – явочная численность локомотивных бригад;
3мес – месячная заработная плата;
3мес = Смес + ДН + ДКЛ + ДПУ + ДПР + В + П + НВ + НРК + НС (6.18)
где: Смес - месячная тарифная ставка, которая рассчитывается как тарифная
ставка первого разряда умноженная на тарифный коэффициент,
который зависит от вида движения, роду тяги, типа локомотива;
ДН - доплата за работу в ночное время;
ДКЛ - доплата машинистов за класс квалификации;
ДПУ - доплата помощникам машинистов за право управления локомотивом;
ДПР - доплата за работу в праздничные дни;
В - вознаграждение за выслугу лет;
П – премия;
П = (Смес + ДН + ДКЛ + ДПУ) * Рп / 100 (6.19)
Рп - размер премии для локомотивных бригад по видам движения;
НВ- надбавка за непрерывный стаж работы;
НВ = (Смес + ДН + ДКЛ + ДПУ + ДПР + В + П) * РВ / 100 (6.20)
РВ – величина надбавки в % в зависимости от стажа работы;
НРК- надбавка к районному коэффициенту;
НС - надбавка за работу в суровых климатических условиях.
Необходимо учитывать, что зарплата локомотивных бригад в грузовом движении оплачивается по сдельно-премиальной системе, а в пассажирском, маневровом и хозяйственном движениях по повременно-премиальной системе.
2) Методика расчета фонда заработной платы ремонтного персонала, работающего по сдельно-премиальной форме оплаты труда:
ЕФЗП = ΣNi * СФЗП (6.21)
Где: СФЗП – заработная плата за единицу ремонта;
ΣNi - программа текущего ремонта.
Расчет фонда заработной платы производить не будем в виду его трудоемкости, связанной с большим количеством категорий персонала, уровня его квалификации, условий труда, форм и методов оплаты труда. Для анализа фондазаработной платы воспользуемсяотчетными данными экономического отдела локомотивного депо.
Таблица 6.6
Анализ среднемесячной заработной платы по категориям персонала.
Наименование показателей | Среднемесячная заработная плата (отчет), руб | Изменение в 2001 г к уровню 1999г. | Изменение в 2001 г к уровню 2000г. | ||||
1999г. | 2000г. | 2001г. | Абсолютное, руб. | Относительное,% | Абсолютное, руб | Относительное,% | |
Локомотивные бригады | 4793 | 6153 | 8301 | +3508 | 173,2 | +2148 | 134,9 |
Ремонтный персонал по сдельно-премиальной форме оплаты труда | 2927 | 3370 | 4309 | +1382 | 147,2 | +939 | 127,9 |
Ремонтный епрсонал по повременно-премиальной форме оплаты труда | 2467 | 2919 | 3460 | +993 | 140,2 | +541 | 118,5 |
ИТР и служащие | 5340 | 5945 | 6731 | +1391 | 126,0 | +786 | 113,2 |
На основании таблицы 6.6 и рис. 6.7 необходимо отметить: наиболее высокую среднемесячную заработную плату имеют локомотивные бригады и эта динамика удерживается с 2000 года. Здесь же и больший прирост заработной платы, который в 2001 году составил к уровню 1999 года – 3508 руб. (173,2%), а к уровню 2000 года – 2148 руб. (134,9%). Следующим по уровню среднемесячной заработной платы идут ИТР и служащие, хотя прирост здесь небольшой, относительно локомотивных бригад, и составил к уровню 1999 года – 1391 руб. (126%), а к уровню 2000 года – 786 руб. (113,2%). Далее следует ремонтный персонал, работающий по сдельно- премиальной оплате труда. Прирост среднемесячной заработной платы по данной категории составил к уровню 1999 года – 1382 руб. (147,2%), а к уровню 2000 года – 939 руб. (127,9%). И хотя прирост у этой категории персонала выше в процентном отношении, чем у ИТР, но все же абсолютное значение среднемесячной заработной платы значительно ниже. Самой низкооплачиваемой оказалась категория ремонтного персонала, работающая по повременно-премиальной форме оплаты труда. Прирост среднемесячной заработной платы у этой категории рабочих составил к уровню 1999 года -– 993 руб. (140,2%), а к уровню 2000 года – 541 руб. (118,5%).
Рис. 6.7. Динамика роста среднемесячной заработной платы
по категориям работающих.
Анализировать рост среднемесячного уровня заработной платы нельзя только с позиции выполнения работ, ведь в период с 1999 по 2001г.г. проводилась неоднократная индексация тарифных ставок:
а) 1999 год –
- с 01.02.99г. по телеграфному указанию МПС НР 479 от 04.02.99г.;
- с 01.06.99г. по телеграфному указанию МПС НР 193У от 22.06.99г.;
- с 01.08.99г. по телеграфному указанию МПС НР 807 от 22.07.99г.;
- с 01.11.99г. по указанию дороги ДВОСТ НР 47Ц от 06.11.99г.;
- с 01.12.99г. по телеграфному указанию МПС НР 996 от 03.12.99г.;
б) 2000 год -
- с 01.03.2000г. по телеграфному указанию МПС НР 180 от 17.03.2000г.;
- с 01.08.2000г. по телеграфному указанию МПС НР 674ОБ от 31.07.2000г.;
- с 01.12.2000г. по телеграфному указанию МПС НР 914 от 14.11.2000г.;
в) 2001 год –
- с 01.01.2001г. по телеграфному указанию дороги ДВОСТ НР 325 от 09.01.2001г.;
- с 01.06.2001г. Приказ № 509 от 28.06.2001г.;
- с 01.08.2001г. Приказ № 620 от 02.08.2001г.;
- с 01.11.2001г. Приказ № 1056 от 13.12.2001г..
Тарифные ставки были проиндексированы в 1999 году на 28%, в 2000 году на 23,7%, в 2001 году на 20,7%. В остальном среднемесячная заработная плата увеличивалась за счет увеличения объема работ и др. Проанализируем динамику фонда оплаты труда за период 1999 – 2001годы.
Таблица 6.7