Производительность труда

 

Наименование показателей

1999 год

2000 год

2001год

Абсолютное изменение отчета 2001 года

Относительное изменение отчета 2001 года

план отчет к 2000г к плану к 2000г к плану
Объем работы, млн.ткм.бр 7030,1 7422,5 7731 7841,4 +418,9 +110,4 105,6 101,4
Среднесписочная численность эксплутацион-ного персонала, чел 887 912 879 907 -5 +28 99,5 103,2
Производитель-ность труда, тыс. ткм.бр.\1чел 7925,7 8138,7 8795,2 8645,4 +506,7 -149,8 106,2 98,3

 

На основании таблицы 6.4 и рис. 6.5 необходимо отметить, что производительность труда растет из года в год: с 7925,7 тыс.ткм.брутто\1чел в 1999 году до 8645,4 тыс.ткм.брутто\1чел в 2001 году. Но в 2001 году хоть и был рост производительности труда к уровню 2000 года на 506,7 тыс.ткм.брутто\1чел,но он все же не достиг планового уровня на 149,8 тыс.ткм.брутто\1чел. Перевыполнение объема тонно-километровой работы в 2001 году было достигнуто за счет пересожержания эксплутационного штата к плановому заданию на 28 человек или на 3,2%, что дало увеличение объема тонно-километровой работы на 110,4 млн.ткм.брутто или 1,4% ив то же время производительность руда снизилась на 1,7%.

Основными путями повышения производительности труда работников железнодорожного транспорта являются: внедрение прогрессивной техники и технологии; механизация и автоматизация производственных процессов; использование достижений научно-технического прогресса; кооперирование и специализация производства; внедрение научной организации труда и повышение ее эффективности; рост объема перевозок; улучшение качественных показателей использования подвижного состава; мотивация труда персонала; совершенствование нормирование труда; улучшение организации планирования и

 

управления перевозочным процессом.

Условные обозначения:


Рис. 6.5. Динамика производительности труда.

 

При анализе производительности труда оценивается влияние на его уровень изменений объема перевозок ΣРLпр, а так же всех качественных факторов, определяющих трудоемкость приведенного тонно-километра в части затрат труда работников, зависящих от объема перевозок, и выполнение норм содержания условно-постоянного контингента.

Произведем пофакторный анализ выполнения производительности труда локомотивного депо за 2001 год.

Индекс приведенных ткм определяем по формуле:

 

 IΣРLпр   =   ΣРLпр / ΣРLпр = 7841,4 / 7731 = 1,014                    (6.6)

 

Зависящий контингент в депо по отчетным данным:

 

      Чэ = 328 чел. и Чэ 359 чел.

 

Определяем численность независящего:

Чэ = Чэ - Чэ                                                     (6.7)

 

                              Чэ = 879 – 328 = 551 чел.

 

                              Чэ = 907 – 359 = 548 чел.

 

Производим корректировку численности эксплутационного штата на фактический объем перевозок:

 

Чэ (ΣРLпр )  = Чэ + IΣРLпр  * Чэ                                      (6.8)

 

                    Чэ (ΣРLпр )  = 551 +1,014 * 328 = 884 чел.

 

Рассчитываем производительность труда скорректированную на фактический объем перевозок (право):

 

Пт (ΣРLпр)   =   ΣРLпр / Чэ (ΣРLпр)                                    (6.9)

 

Пт (ΣРLпр)  = (7841,4 * 103) / 884 = 8870,4 тыс.ткмбр\1чел

 

Определяем величину дополнительных трудовых ресурсов в результате наличия сверхурочных часов (СВР,чел.-час):

 

ЧСВР   = СВР / Фн                                               (6.10)

 

Где: СВР – сверхурочные часы, чел.-час;

Ф н – 2002 час – номинальный фонд рабочего времени за 2001 год

      ЧСВР   = 1811 / 2002 = 0,94 чел. = 1 чел.

      ЧСВР   = 0 - так как сверхурочные часы в депо не планируются

Рассчитываем производительность труда с учетом сверхурочных:

 

Пт  = ΣРLпр / Чэ                                                                           (6.11)

 

Где:  Чэ =  Чэ + ЧСВР = 907 + 1 = 908 чел.                (6.12)

 

Пт  = (7841,4 * 10 3) / 908 = 8635,9 тыс.ткм.брутто\1чел.

 

Результаты вычислений сведем в таблицу 6.5.


Таблица 6.5

Анализ производительности труда локомотивного депо за 2001 год.

 

Показатели План План скорректированный на фактический объем перевозок Факт То же с учетом не уточненных факторов (сверхурочных)
Индекс приведенных тонно-км, IΣРLпр    - 1,014 - -
Численность эксплутационного штата, Чэ  - в том числе в части зависящей от объема перевозок Чэ 879 328 884 350 907 359 908 360
Производительность труда, тыс.ткм.брутто\1чел. 8795,2 8870,4 8645,4 8635,9

 

Произведем пофакторный анализ отклонений производительности труда в локомотивном депо за 2001 год:

1) Рассчитываем темп прироста (+) производительности труда:

 

т  = (Пт  - Пт  ) /  Пт  * 100%                               (6.13)

 

       mПт  = (8645,4 – 8795,2) / 8785,2 * 100% = -1,7%

 

2) Определяем отклонение производительности труда от плановой величины в зависимости от объема перевозок:

 

ΔПт (ΣРLпр)  = (Пт (ΣРLпр) – Пт) / Пт * 100%                   (6.14)

 

ΔПт (ΣРLпр)  = (8870,4  – 8795,2) / 8795,2 * 100% = 0,9%

 

 и других качественных (кf) факторов, определяющих среднесписочную численность работников;

 

ΔП тf) = (Пт - Пт (ΣРLпр) ) / Пт * 100%                       (6.15)

 

ΔП тf) = (8645,4 – 8870,4) / 8795,2 * 100% = -2,6%

 

Баланс отклонений:  ΔПт = 0,9 – 2,6 = -1,7%

 

3) Рассчитываем отклонение производительности труда с учетом неучтенного в результате наличия сверхурочных работ штата:

 

ΔПт (СВР)  = (Пт - Пт ) / Пт * 100%                             (6.16)

 

ΔПт (СВР)  = (8635,9 – 8645,4) / 8645,4 * 100% = - 0,1%

 

4) Определяем действительный рост производительности труда с учетом фактически используемых трудовых ресурсов (сверхурочных часов работы):

 

ΔПт (с учетом СВР)  = ΔПт (ΣРLпр)  + ΔПт (СВР)                     (6.17)

 

ΔПт (с учетом СВР)  = -1,7 – 0,1 = -1,8%

 

По таблице 6.5 и последующим расчетам необходимо отметить, что в локомотивном депо в 2001 году произошел не прирост, а снижение производительности труда на 1,7% к плановому уровню. Основное влияние на это оказали следующие факторы: под влиянием качественных факторов производительность труда уменьшилась на 2,6%, но, в то же время, под воздействием объема перевозок прирост производительности труда составил 0,9%. Действительный «прирост» производительности труда (уменьшение) составил 1,8%, это произошло за счет влияния качественных факторов и наличия неучтенного штата в результате сверхурочных работ, то есть действительное снижение производительности труда составило:

 

ΔПт  = Пт - Пт  = 8795,2 – 8635,9 = 159,3 тыс.ткм.брутто\1чел.

Для дополнительного роста производительности труда необходимо осваивать прирост  объема перевозок без дополнительного привлечения рабочей силы. Качественными факторами увеличения производительности труда, кроме вышеперечисленного, могут служить: изменение структуры перевозок по видам и типам тяги, ведь трудоемкость пассажирских перевозок в 3 – 5 раз выше трудоемкости грузовых перевозок.

 

6.3 Анализ заработной платы и сопоставление темпов роста заработной платы и темпов роста производительности труда

 

Производительность труда не только характеризует количество продукции, производимой в единицу времени на одного работника, но и определяет затраты рабочего времени, а соответственно и расход заработной платы. Поэтому анализ производительности труда тесно связан с анализом использования фонда заработной платы, в ходе которого особое внимание уделяют соответственно темпов роста заработной платы темпам роста производительности труда.

Основными путями повышения производительности труда работников железнодорожного транспорта является: внедрение прогрессивной техники и технологии; механизация и автоматизация производственных процессов; использование достижений научно-технического прогресса; кооперирование и специализация производства; внедрение научной организации труда и повышение ее эффективности; рост объема перевозок; улучшение качественных показателей использование подвижного состава; мотивация труда персонала; совершенствование нормирования труда; улучшение организации планирования и управления перевозочным процессом.

В локомотивном депо применяются следующие формы оплаты труда:

А) Сдельно-премиальная – когда рабочий сверх заработка по прямым сдельным расценкам дополнительно получает премию за определенные количественные и качественные показатели, предусмотренные действующим в депо условием премирования;

Б) повременно-премиальная – когда рабочих сверх заработка по тарифной сетке за фактически отработанное время дополнительно получает премию за выполнение определенных количественных и качественных показателей;

В) Система должностных окладов для руководителей, специалистов и служащих – это абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью. Работник сверх должностного оклада может получать премию за выполнение и перевыполнение установленных показателей.

         
   

Рассмотрим факторы, влияющие на уровень заработной платы:

         
   

Рис. 6.6. Схема классификации факторов, изменение которых влияет

           на фонд заработной платы.

Основным контингентом локомотивного депо являются локомотивные бригады и ремонтный персонал, поэтому рассмотрим методику расчета фонда заработной платы этого контингента.

1) Методика расчета фонда заработной платы локомотивных бригад в тыс.руб.:

 

Е ФЗП = (Чяв * 3мес * 12) / 1000                              (6.17)

 

где: Чяв – явочная численность локомотивных бригад;

3мес – месячная заработная плата;

 

3мес = Смес + ДН + ДКЛ + ДПУ + ДПР + В + П + НВ + НРК + НС (6.18)

 

где: Смес - месячная тарифная ставка, которая рассчитывается как тарифная

            ставка первого разряда умноженная на тарифный коэффициент,

            который зависит от вида движения, роду тяги, типа локомотива;

ДН - доплата за работу в ночное время;

   ДКЛ - доплата машинистов за класс квалификации;

   ДПУ - доплата помощникам машинистов за право управления локомотивом;

   ДПР - доплата за работу в праздничные дни;

   В - вознаграждение за выслугу лет;

   П – премия;

 

П = (Смес + ДН + ДКЛ + ДПУ) * Рп / 100                          (6.19)

 

   Рп - размер премии для локомотивных бригад по видам движения;

   НВ- надбавка за непрерывный стаж работы;

 

НВ = (Смес + ДН + ДКЛ + ДПУ + ДПР + В + П) * РВ / 100         (6.20)

 

   РВ – величина надбавки в % в зависимости от стажа работы;

   НРК- надбавка к районному коэффициенту;

   НС - надбавка за работу в суровых климатических условиях.

Необходимо учитывать, что зарплата локомотивных бригад в грузовом движении оплачивается по сдельно-премиальной системе, а в пассажирском, маневровом и хозяйственном движениях по повременно-премиальной системе.

2) Методика расчета фонда заработной платы ремонтного персонала, работающего по сдельно-премиальной форме оплаты труда:

 

ЕФЗП = ΣNi * СФЗП                                           (6.21)

 

Где: СФЗП – заработная плата за единицу ремонта;

ΣNi  -  программа текущего ремонта.

Расчет фонда заработной платы производить не будем в виду его трудоемкости, связанной с большим количеством категорий персонала, уровня его квалификации, условий труда, форм и методов оплаты труда. Для анализа фондазаработной платы воспользуемсяотчетными данными экономического отдела локомотивного депо.

 Таблица 6.6

Анализ среднемесячной заработной платы по категориям персонала.

 

 

 

Наименование показателей

Среднемесячная заработная плата (отчет), руб

Изменение в 2001 г

к уровню 1999г.

Изменение в 2001 г

к уровню 2000г.

1999г. 2000г. 2001г. Абсолютное, руб. Относительное,% Абсолютное, руб Относительное,%
Локомотивные бригады 4793 6153 8301 +3508 173,2 +2148 134,9
Ремонтный персонал по сдельно-премиальной форме оплаты труда 2927 3370 4309 +1382 147,2 +939 127,9
Ремонтный епрсонал по повременно-премиальной форме оплаты труда 2467 2919 3460 +993 140,2 +541 118,5
ИТР и служащие 5340 5945 6731 +1391 126,0 +786 113,2

 

На основании таблицы 6.6 и рис. 6.7 необходимо отметить: наиболее высокую среднемесячную заработную плату имеют локомотивные бригады и эта динамика удерживается с 2000 года. Здесь же и больший прирост заработной платы, который в 2001 году составил к уровню 1999 года – 3508 руб. (173,2%), а к уровню 2000 года – 2148 руб. (134,9%). Следующим по уровню среднемесячной заработной платы идут ИТР и служащие, хотя прирост здесь небольшой, относительно локомотивных бригад, и составил к уровню 1999 года – 1391 руб. (126%), а к уровню 2000 года – 786 руб. (113,2%). Далее следует ремонтный персонал, работающий по сдельно- премиальной оплате труда. Прирост среднемесячной заработной платы по данной категории составил к уровню 1999 года – 1382 руб. (147,2%), а к уровню 2000 года – 939 руб. (127,9%). И хотя прирост у этой категории персонала выше в процентном отношении, чем у ИТР, но все же абсолютное значение среднемесячной заработной платы значительно ниже. Самой низкооплачиваемой оказалась категория ремонтного персонала, работающая по повременно-премиальной форме оплаты труда. Прирост среднемесячной заработной платы у этой категории рабочих составил к уровню 1999 года -– 993 руб. (140,2%), а к уровню 2000 года – 541 руб. (118,5%).

 

 

 

Рис. 6.7. Динамика роста среднемесячной заработной платы

по категориям работающих.

 

Анализировать рост среднемесячного уровня заработной платы нельзя только с позиции выполнения работ, ведь в период с 1999 по 2001г.г. проводилась неоднократная индексация тарифных ставок:

а) 1999 год –

- с 01.02.99г. по телеграфному указанию МПС НР 479 от 04.02.99г.;

- с 01.06.99г. по телеграфному указанию МПС НР 193У от 22.06.99г.;

- с 01.08.99г. по телеграфному указанию МПС НР 807 от 22.07.99г.;

- с 01.11.99г. по указанию дороги ДВОСТ НР 47Ц от 06.11.99г.;

- с 01.12.99г. по телеграфному указанию МПС НР 996 от 03.12.99г.;

       б) 2000 год -

- с 01.03.2000г. по телеграфному указанию МПС НР 180 от 17.03.2000г.;

- с 01.08.2000г. по телеграфному указанию МПС НР 674ОБ от 31.07.2000г.;

- с 01.12.2000г. по телеграфному указанию МПС НР 914 от 14.11.2000г.;

        в) 2001 год –

- с 01.01.2001г. по телеграфному указанию дороги ДВОСТ НР 325 от 09.01.2001г.;

- с 01.06.2001г. Приказ № 509 от 28.06.2001г.;

- с 01.08.2001г. Приказ № 620 от 02.08.2001г.;

- с 01.11.2001г. Приказ № 1056 от 13.12.2001г..

Тарифные ставки были проиндексированы в 1999 году на 28%, в 2000 году на 23,7%, в 2001 году на 20,7%. В остальном среднемесячная заработная плата увеличивалась за счет увеличения объема работ и др. Проанализируем динамику фонда оплаты труда за период 1999 – 2001годы.




Таблица 6.7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: