Работа главного бухгалтера по формированию персонала бухгалтерии

 

Главный бухгалтер — должность влиятельная и ответственная, а человек, занимающий ее, имеет определенный вес на предприятии. Без подписи (визы)этого должностного лица не совершаются крупные сделки, не проводятся расчеты с контрагентами, не выплачивается зарплата, не уходят в отпуск сотрудники и т.д. Одним словом, ни одно важное событие в жизни субъекта хозяйствования не происходит без участия главного бухгалтера. Однако это в значительной степени (многие удивятся) дань традициям.

Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота.

Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины. организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам предприятия, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.

Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы *. Принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами. Ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив. Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы. Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа. Руководит работниками бухгалтерии.

Главный бухгалтер проводит оценку деятельности персонала бухгалтерии. До 2008 года оценка бухгалтеров проводилась внутри предприятия. В 2009 году по рекомендации главного бухгалтера оценка проводилась сторонней организацией, специалисты которой имеют большой практический опыт по проведению оценки работы персонала: тестирование и участие в комиссиях по приему экзаменов на квалификационный аттестат профессионального бухгалтера и аудитора.

Оценка работы персонала проходила в пять этапов.

1 этап – организационные вопросы:

· структура бухгалтерской службы

· подчиненность

· управляемость

· распределение обязанностей

· закрепление ответственности

· контроль за выполненной работой

· техническая оснащенность

· автоматизация учета

· наличие информационных баз

· наличие печатных изданий и литературы для бухгалтерии

2 этап – оценка уровня квалификации:

· образование работников бухгалтерии

· квалификация по специальности

· стаж работы

· повышение квалификации

3 этап – оценка уровня теоретических знаний:

· тестирование работников

· разбор практических ситуаций, с учетом должностных обязанностей и функций каждого конкретного работника

· знание изменений в области бухгалтерского учета и налогообложения

4 этап – оценка практической деятельности каждого бухгалтера:

· оценка бухгалтеров службы при ведении бухгалтерского учета конкретного участка, закрепленного должностными обязанностями на предмет знаний и практических навыков

5 этап – оценка контроля:

· оценка системы внутреннего контроля организации

· оценка системы контроля руководства организации за ведением бухгалтерского учета

6 этап – обработка полученной информации и подготовка отчета:

· подготовка отчета о проделанной работе с выводами о степени квалификации, практических навыках, обучаемости персонала бухгалтерской службы

· выводы по оценке формирования и работы конкретного работника, а также по оценке деятельности персонала бухгалтерской службы в целом. Выявление слабых мест. Рекомендации по устранению.

По итогам оценки было предложено двум сотрудникам повысить квалификацию по направлению «1С-Бухгалтерия». А также ввести новую штатную единицу «бухгалтер по питанию».

Главный бухгалтер подбирает человека на эту должность. В процессе набора кандидатов первым делом отдел кадров ЗАО «ЦНТ» предлагает пре­тендентам на занятие вакантных мест пред­ставить свое резюме, в котором указываются лич­ные сведения и основная информация об об­разовании, профессиональном опыте, име­ющихся навыках и достижениях.

Следующим этапом процесса набора является сбор и изучение информации, представленной кандидатами в резюме и в стандартной форме "Сведения о кандидате".

На этом этапе бухгалтер проводит индивидуальные собеседования с отобранными кандидатами.

Цель такого собеседования - оценить степень соответствия кандидата портрету идеального сотрудника, его способности выполнять требования должностной инструкции, потенциала профессионального роста и развития, способности адаптироваться в организации.

В принципе, на предприятии можно обнаружить целый ряд проблем, снижающих эффективность таких собеседований как инструмента отбора персонала.

Основа этих проблем имеет эмоциональный и психологический характер. Так, например, существует тенденция принятия решения о кандидате на основе первого впечатления, без учета сказанного в остальной части собеседования. Другая проблема заключается в тенденции оценивать кандидата в сравнении с лицом, с которым проводилось собеседование непосредственно перед этим. Если предыдущий собеседник выглядел особенно плохо, то последующий посредственный кандидат будет выглядеть хорошо или даже очень хорошо. Есть у главного бухгалтера и такая тенденция, как оценка более благоприятно тех кандидатов внешний вид, социальное положение и манеры которых в большей мере напоминают их собственные.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: