Построение модели в нотации IDEF3

Нотация IDEF3 – вторая важнейшая нотация (после IDEF0), предназначенная для описания потоков работ (Work Flow Modeling). Она широко используется для создания моделей бизнес-процессов организации на нижнем уровне – при описании работ, выполняемых в подразделениях и на рабочих местах. Следует отметить, что нотация IDEF3 была взята за основу при создании методики описания процессов ARI- еЕРС – «расширенной цепочки процесса, управляемого событиями».
Методология IDEF3 позволяет графически описать и составить исчерпывающую документацию процессов, фокусируя внимание на ходе их выполнения и на отношениях процессов и важных объектов, являющихся частями этих процессов.

IDEF3 предполагает построение двух типов моделей:

· модель отражает некоторые процессы в их логической последовательности, позволяя увидеть, как функционирует организация;

· модель показывает «сеть переходных состояний объекта», предлагая вниманию аналитика последовательность состояний, в которых может оказаться объект при прохождении определенного процесса.

С помощью диаграмм IDEF3 можно анализировать сценарии из реальной жизни, например, как закрывать магазин в экстренных случаях или какие действия должны выполнить менеджер и продавец при закрытии. Каждый такой сценарий предусматривает описание процесса и может быть использован, для того чтобы наглядно показать или лучше задокументировать бизнес-функции организации.
В IDEF3 различают три типа связей:

- связь предшествования (Precedence) – показывает, что, прежде чем начнется работа-приемник, должна завершиться работа-источник. Обозначается сплошной линией;

- связь отношения (Relational) – показывает связь между двумя работами или между работой и объектом ссылки. Обозначается пунктирной линией;

- поток объектов (Object Flow) – показывает участие некоторого объекта в двух или более работах, например объект производится в ходе выполнения одной работы и потребляется другой работой. Обозначается стрелкой с двумя наконечниками;

- перекрестки (Junction-) – используются в диаграммах IDEF3, чтобы показать ветвления логической схемы моделируемого процесса и альтернативные пути развития процесса, которые могут возникнуть во время его выполнения. Различают два типа перекрестков:

ü перекресток слияния (Fan-in Junction) – узел, собирающий множество стрелок в одну, указывая на необходимость условия завершенности работ-источников стрелок для продолжения процесса;

ü перекресток ветвления (Fan-out Junction) – узел, в котором единственная входящая в него стрелка ветвится, показывая, что работы, следующие за перекрестком, выполняются параллельно или альтернативно;

ü объекты ссылок (Referent-) – служат для выражения идей и концепций без использования специальных методов, таких как стрелки, перекрестки или работы.

Для того чтобы избежать неоднозначности описания потоков работ, в нотации IDFE3, т.к. перекресток не может использоваться одновременно для слияния и для разветвления. При внесении перекрестка в диаграмму необходимо указать тип перекрестка. Классификация возможных типов перекрестков приведена в таблице.

 

Обозначение Наименование Смысл в случае слияния стрелок (Fan-in Junction) Смысл в случае разветвления стрелок (Fan-out Junction)
Асинхронное «И» (Asynchronous AND) Все предшествующие процессы должны быть завершены Все следующие процессы должны быть запущены
Синхронное «И» (Synchronous AND) Все предшествующие процессы завершены одновременно Все следующие процессы запускаются одновременно
Астнхронное «ИЛИ» (Asynchronous OR) Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены Один или несколько следующих процессов должны быть запущены
Синхронное «ИЛИ» (Synchronous OR) Один или несколько предшествующих процессов завершаются одновременно Один или несколько следующих процессов запускаются одновременно
Исключающее «ИЛИ» (Exclusive OR) Только один предшествующий процесс завершен Только один следующий процесс запускается

Все перекрестки в диаграмме нумеруются, каждый номер имеет префикс"J".

 

 

Основные графические объекты модели, используемые в IDEF3, – четырехугольники и стрелки. Первые служат для описания функций (работ, процессов), вторые – для отражения в модели последовательности выполнения функций во времени либо последовательности выполнения функций, обусловленной потоком материальных ресурсов.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: