Возрастные особенности в карьере менеджеров

Для того чтобы управлять карьерой, необходимо знать, что происходит с людьми на различных этапах их жизни. Для этого в организациях проводятся специальные исследования.

Одно из таких исследований осуществлялось на базе МК «Диет-продукт» и центра профессионального и личностного консультирования при факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета. В исследовании приняли участие 400 менеджеров в возрасте от 25 до 45 лет. Полученные данные были систематизированы по возрастным группам с шагом в 5 лет, затем был проведён их статистический анализ. В итоге были получены описания каждой возрастной группы.

Первая возрастная группа 25-30 лет. В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, появляется потребность  в самоутверждении, которая сталкивается с отсутствием опыта. В этом возрасте наиболее характерными особенностями для менеджеров являются: высокая потребность в автономии, неудовлетворённость собой, заниженная или неустойчивая самооценка при позитивном восприятии уже сделанного, ориентированность на карьерный рост.

Для молодого специалиста свойственна высокая потребность в общении и романтизация происходящего, поэтому собственные промахи производят на него сильный негативный эмоциональный эффект, и их восприятие распространяется на личность в целом. Таким образом, важна не только адаптация, но и постоянная психологическая поддержка. Однако в этом возрасте есть свои плюсы, например, высокая мотивация достижений, направленность на карьерный рост и готовность жертвовать досугом, ради нужд и целей организации.

Вторая возрастная группа 31-35 лет. В возрасте 30 лет человек переживает кризис достижения, возникает противоречие между устроенностью жизни и потребностью в изменениях. В этот период происходит замедление темпа деятельности, общая удовлетворённость даже при невысоком статусе. Это можно объяснить тем, что в этом возрасте большинство людей выборки данного исследования вступают в брак, а основной эмоционально ценностной ориентацией является потребность в душевном и физическом комфорте. Менеджер становится более прагматичным: главной целью для него является повышение своего материального благосостояния.

На этом этапе профессиональная деятельность становится главной, а учебная нужна лишь для того, чтобы обеспечить потребности развития. Также следует отметить, что в этом возрасте менеджер решает для себя, кто ответственен за происходящие события: он сам или какие-то внешние факторы.

Возрастная группа 36-40 лет. В этот период менеджер, как правило, уже достиг определённой должности, которой вполне доволен, поэтому он делает упор на профессиональное развитие. Таким образом, этот период отлично подходит для обучения, тем более прошло достаточно много времени с момента получения основного образования, для того чтобы обновить свои знания.

Если в 25-30 лет у менеджеров отсутствовала связь между прошлым опытом и планированием дальнейшего пути, то в 36-40 лет именно эта связь позволяет управлять перспективами развития собственной карьеры. Однако, на этом этапе велика вероятность нехватки потенциала или желания работать на ещё более высоком уровне. В российских организациях этому способствует дефицит должностей для дальнейшего вертикального развития карьеры.

Возрастная группа 41-45 лет. В этот период количество планируемых событий у менеджеров минимально. Так же респонденты, имеющие стаж более 15 лет, считают, что в их карьере произошло небольшое количество событий. Это легко объясняется тем, что респонденты преодолели более 2/3 профессионального пути.

На этом этапе у менеджеров самая низкая удовлетворённость карьерными достижениями. Для них характерна негативная окраска профессиональной деятельности: они недовольны своим прошлым и не ждут ничего хорошего от будущего. Карьерные притязания в этот период уступают лишь периоду в 25-30 лет.

На этом этапе менеджер снова переживает кризис достижения. Возникает необходимость поиска нового смысла жизни, новых ценностей, создания новой психической и физической среды. Для выхода из кризиса менеджер должен оценить свои способности, плюсы и минусы своего должностного положения. Последствием кризиса может стать повышение значимости карьеры и семьи и понижение значимости досуга. По сравнению с другими группами досуг не столь важен. Тем не менее, это может привести к трудоголизму, что, в свою очередь, поставит мотивацию избегания ошибок над мотивацией достижения, повысится потребность в безопасности.

Представленные выше возрастные группы имеют свои особенности, и, не зная их, можно допустить множество ошибок при управлении карьерой и прогнозировании дальнейшего профессионального пути менеджеров компании. Полученные данные, хоть и не являются исчерпывающими, без сомнения могут помочь избежать этих ошибок. [4]

 

Управление карьерой после утраты достигнутого положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: