Организационно-экономическая характеристика

Введение

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

 На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Целью написания данной дипломной работы является изучение показателей прибыли и рентабельности предприятия, и применение их в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия, используя финансовую отчетность ОАО «Кубинская экспериментальная обувная фабрика».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть их значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области  применения;

- провести анализ уровня прибыли и рентабельности  хозяйственной деятельности ОАО «Кубинская экспериментальная обувная фабрика»;

- предложить эффективные меры по повышению прибыли и рентабельности предприятия;

- сделать необходимые выводы по показателям рентабельности ОАО «Кубинская экспериментальная обувная фабрика».

 

1 Основные теоретические аспекты расчета и анализа прибыли и рентабельности.

1.1 Прибыль и ее основные понятия.

 

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.

Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Законом Украины «О предприятиях в Украине» предусмотрено, что предпринимательская деятельность означает инициативную самостоятельность предприятий, направленную на получение прибыли. При этом предприятие, как хозяйствующий субъект, самостоятельно осуществляющий свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией и остающейся в его распоряжении чистой прибылью. Вместе с тем предпринимательская деятельность предприятий в условиях многообразия форм собственности означает не только распределение прав собственников имущества, но и повышение ответственности за рациональное управление им, формирование и эффективное использование финансовых ресурсов, в том числе прибыли.      

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов как с положительным, так и отрицательным знаком.

Для оценки уровня прибыльности предприятия можно воспользоваться методами комплексного анализа прибыли по технико-экономическим факторам. Эти методы могут быть на вооружении налоговой инспекции, кредитных и финансовых учреждений, органов контроля, арбитража и др., тех звеньев, которые взаимодействуют с данным хозяйствующим субъектом.

Комплексный анализ прибыли рекомендуется проводить в определенной последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является прибыль от реализации товарной продукции. Затем анализируются укрупненные факторы изменения прибыли от выпуска товарной продукции. Важным в этой системе будет анализ технико-экономических факторов снижения (повышения) затрат на денежную единицу товарной продукции. Кроме того, анализируются изменение объема и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на приобретенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Сопоставляется уровень материальных затрат и затрат на оплату труда.

Основными функциями, которые выполняет прибыль предприятия, являются:

1.  Оценочная. Она дает возможность дать оценку эффективности работы предприятия.

2.  Распределительная. Ее сущность заключается в том, что прибыль предприятия является инструментом распределения доходов.

3.  Стимулирующая. Ее сущность заключается в том, что прибыль используется как в интересах предприятия, так и в интересах его работников.

Сумма прибыли не показывает уровень эффективности работы предприятия, поэтому используют ее относительный показатель, который выражается в процентах и называется рентабельностью.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.

Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность может исчисляться по-разному. На протяжении последних 25 лет широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).

Учитывая, что данный показатель в прежних условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что он должен был воздействовать на увеличение выпуска продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних.

Однако, как показал прошедший период, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее данный показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности предприятия. При этом рассуждают так, что поскольку в процессе производства принимают участие как средства труда, так и предметы труда, постольку чем больше «съем» прибыли с каждого рубля производственных фондов, тем лучше и эффективнее работает предприятие и наоборот.

Данный показатель рентабельности исчисляется по формуле:

                                         

                                         П

                  Р = ---------------------------- * 100 %,

                                 ОФ + НОС

где Р - уровень рентабельности производства, %;

П - сумма валовой прибыли, грн.;

ОФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, грн;

НОС - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств (материальных оборотных средств), грн.

Например. Валовая прибыль нашего предприятия - 270,6 млн.грн. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов - 145,2 млн.грн., нормируемых оборотных средств - 65,5 млн.грн.

В данном случае рентабельность производства составит:

                            270,6

                     -------------------- * 100 % = 128,4 %

                       145,2 + 65,5

Такой высокий уровень рентабельности можно объяснить ростом объема производства продукции, а главным образом инфляционным ростом цен на реализуемую продукцию, что и обусловило получение больших сумм прибыли при относительно невысоких размерах основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции.

Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.

Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим при планировании ассортимента производимой продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому весьма важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительный возможности увеличения прибыли.

Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:

                  П                                              П

       Р = ----------- * 100 % и    Р = ------------ * 100 %,

                  Сп                                                                          Цп

где Р - рентабельность продукции, %;

П - валовая прибыль предприятия, грн.;

Сп - полная себестоимость реализованной продукции, грн.;

Цп - объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом НДС и акцизов), грн.

На примере нашего предприятия соотношение уровней рентабельности выглядит следующим образом. За истекший год реализовано продукции, исчисленной по полной себестоимости, на 1280,6 млн.грн., а по действующим ценам (за минусом НДС и акцизов) - на 1676,6 млн.грн.

Валовая прибыль предприятия - 386,5 млн.грн.

В данном случае рентабельность продукции по полной себестоимости составит:

                              386,5 * 100 %

                             --------------------- = 30,1 %,

                                   1280,6

а в действующих ценах:

                               386,5 * 100 %

                              -------------------- = 23 %.  

                                    1676,6

Вполне очевидно, что при данной методике уровень рентабельности продукции, реализованной по соответствующим ценам, будет всегда ниже уровня рентабельности продукции, исчисленной по полной себестоимости (кроме убыточных предприятий). Сравнивая различные показатели рентабельности, можно сказать, что показатель рентабельности производства (128,4 %) несопоставим с показателями рентабельности продукции (30,1 % и 23 %). Тем не менее факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это прежде всего:

*  совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;

*  повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;

*  индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой Валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов. Рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовой доход предприятий.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовой доход от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода.

Во-вторых, в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

В состав валового дохода входит также прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

Наконец, в составе валового дохода отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.

В связи с тем, что подавляющую часть валового дохода (95 - 97 %) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части дохода должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на доход от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.

Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

Не менее важным фактором, влияющим на величину дохода от реализации товарной продукции, является изменение себестоимости продукции. Если изменение объема реализации влияет на сумму прибыли прямо пропорционально, то связь между величиной прибыли и уровнем себестоимости обратная. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению прибыли.

Кроме указанных выше факторов на величину дохода от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. Увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валового дохода. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме валового дохода.

Отдельной составной частью валового дохода выделена прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий могут образовываться У предприятий могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убытки.

Последним элементом валовой продукции являются внереализационные доходы и расходы, т.е. такие, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции. В составе этих внереализационных результатов учитываются следующие доходы (расходы):

доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы от сдачи имущества в аренду; дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; суммы полученных и уплаченных экономических санкций (штрафы, пени, неустойки и др.).

Итак, анализ состава валового дохода предприятия показал ведущее значение прибыли от реализации продукции (работ, услуг), сравнительно небольшую роль прибыли от прочей реализации, а также от реализации основных фондов и другого имущества и усиливающееся в условиях развития предпринимательства значение внереализационных доходов и расходов.

1.2 Рентабельность и ее основные понятия.

 

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Рентабельность бывает следующих видов: 

 а) общая рентабельность объединений, предприятий определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости ос­новных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле:

    П * 100

                                               R = Оф + Об                                      

где R – уровень рентабельности, %

Р - прибыль

   Оф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов

Об - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств

б) фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к фактической среднегодовой стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных средств, не прокредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по ба­лансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.

Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объеди­нения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью про­изводства уровень рентабельности по отношению к производст­венным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях лег­кой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повы­шается, и наоборот.

в) расчетная рентабельность представляет собой, отношение ба­лансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, при­были целевого назначения (прибыль от реализации товаров ши­рокого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от дея­тельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фон­дов, по которым'' предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.

При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности изделиям, важное зна­чение имеет рентабельности определяемая как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Рас­чет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:

 

(О – С) *100

                                           R =         C                                

где R – уровень рентабельности, %

  О – оптовая цена предприятия на изделия

  С – полная себестоимость изделия.

Показатель рентабельности по изделиям отражает эффектив­ность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.

В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула:

Ф Rф

                                             Rм = С – М                                 

                                                                                                    

где Rм – расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат

    Ф – производственные фонды отрасли

    Rф – норматив рентабельности к производственным фондам

    С – М - себестоимость товарной продукции за вычетом прямых материальных затрат.

 Использование показателя нормативной расчетной рентабель­ности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отрас­лей материальных затрат, значительными их колебаниями в себе­стоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.


Система показателей рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют финансовые ре­зультаты и эффективность деятельности предприятия. Они изме­ряют доходность предприятия с различных позиций и группиру­ются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприя­тий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительно­го анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используют­ся как инструмент инвестиционной политики и ценообразования

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы

1) показатели рентабельности капитала (активов),

2) показатели рентабельности продукции;

3) показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются; все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:

 

 

Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования    предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели специфичны тем, что отвечают интере­сам все  участников бизнеса предприятия. Например, администрацию рацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - от­дача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей -доходность акции и т.д.

Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям Рассмотрим    следующую очевидную зависимость:

 

 

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рента­бельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.

 

 

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продук­ции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости.  следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

 

 

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного () и отчетного () периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

 

;

;

или

;

;

,

 

где -  -прибыль от реализации отчетного и базисного пе­риодов;

- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и ба­зисного периодов;

- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

 

Влияние фактора изменения объема реализации определя­ется расчетом (по методу цепных подстановок)

 

 

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

 

Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

ЧПДС -чистый приток денежных средств

 

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

1.3 Методы анализа состава и динамики прибыли и рентабельности.

 

Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.

Налогооблагаемая прибыль – это разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и долевого участия в совместных предприятиях), а также суммы льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль – это прибыль которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и экономических санкций.

Величина балансовой, налогооблагаемой и чистой прибыли зависят от многочисленных факторов (рис.2) и от применяемой учетной политики.

Действующие нормативные акты допускают следующие методы регулирования прибыли субъектом хозяйствования:

1) Изменение стоимостных границ отнесения имущества к основным средствам или к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП), что влечет за собой изменение суммы текущих затрат и прибыли в связи с различными способами начисления износа по основным средствам (ОС) и по МБП;

2) Изменение метода начисления износа по МБП;

3) Использование метода ускоренной амортизации;

4) Применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;

5) Выбор метода оценки потребления производственных запасов (NIFO, FIFO, LIFO);

6) Изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (по фактическим затратам или равномерными частями за счет созданного ремонтного фонда);

7) Изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода;

8) Изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или по моменту ее оплаты).

Учетная политика, формируемая органами управления предприятием, открывает большой простор для выбора методологических приемов, способных радикально менять всю картину финансовых результатов и финансового состояния предприятия.

В процессе анализа финансовых результатов необходимо установить соответствие принятой учетной политики предприятия действующим нормативным документам по ведению бухгалтерского учета.

Кроме того, следует определить влияние изменений в учетной политике на балансовую, налогооблагаемую и чистую прибыли, а также на размер налогов, сумму отчислений в фонды предприятия и сумму выплаченных дивидендов акционерам.

Методика анализа финансовых результатов от реализации продукции (работ, услуг)

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции (работ, услуг).

При анализе финансовых результатов изучается динамика реализации продукции (работ, услуг) и определяются факторы изменения ее суммы.

Факторы:

1) Объем реализации – Vрп;

2) Структура – УДi;

3) Себестоимость – Сi;

4) Уровень среднереализационных цен – Цi.

Характеристика влияния указанных факторов приведена в таб.1.

 

 

Таблица 1 

№ п/п Наименование фактора Характеристика влиния
1. Объем реализации продукции (работ, услуг) Оказывает положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
2. Структура товарной продукции (работ, услуг) Может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
3. Себестоимость Себестоимость и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

 

 

Продолжение таб.1    

№ п/п Наименование фактора Характеристика
4. Уровень среднереализационных цен Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

 

Краткая характеристика способов расчета влияния факторов на сумму прибыли приведена в таб.2.

Таблица 2 

№ п/п Наименование фактора Характеристика способов расчета
1. Объем реализации продукции (работ, услуг) Способ цепной подстановки (последовательная замена плановой величины каждого факторного показателя на фактическое значение)
2. Структура товарной продукции (работ, услуг) Способ цепной подстановки. Ассортиментный анализ (модель абсолютных разниц): - для однородной продукции по формуле          (УДiф – УДiпл) х Ппл ∆ Пудi = ∑[ _________________ ] х Vрп общ.ф                        100 где ∆ Пудi – влияние структурного фактора на изменение прибыли; Vрп общ.ф - фактический общий объем реализованной продукции; УДiф – удельный вес i – го вида продукции в общем объеме реализации в условно – натуральном выражении или нормо-часах, %; Ппл – сумма прибыли на условную единицу продукции или на один нормо-час. - для неоднородной продукции по формуле        (УДiф – УДiпл) х Riпл ∆ Пудi = ∑[ _________________ ] х ∑Vрпiф х Сiпл                   100 где Riпл – плановая рентабельность i-го вида  
3. Себестоимость Метод сравнения фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж
4. Уровень среднереализационных цен 1. Метод цепной подстановки                             Вусл1 – Вусл2 ∆Ц = ———————                                Vрп общ.ф   Где Вусл1 = ∑(Vрп общ.ф х УДiф) х Ц iпл   Вусл2 = ∑(Vрп общ.ф х УД iпл) х Ц iпл   2. Метод абсолютных разниц                    ∑(УД iф – УДiпл) х Цiпл ∆Ц = ———————————                                        100  

        

 

 

Методика анализа внереализационных и иных финансовых результатов

Доход держателя акций складывается из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции вследствие роста их цены. Сумма дивиденда зависит от количества акций и уровня дивиденда на одну акцию, величина которого определяется уровнем рентабельности предприятия, его дивидендной политикой, уровнем процентной ставки за кредит, налоговой и амортизационной политикой и т.п. В процессе анализа определяется динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

Доход от других ценных бумаг (облигаций, депозитных сертификатов, векселей) зависит от их количества, стоимости и уровня процентных ставок.

Доходы от сдачи в аренду основных средств

Доходы от сдачи в аренду основных средств зависят от количества сданных объектов в аренду или от размера земельной площади и уровня арендной платы.

Получение штрафов. Убытки от выплат штрафов

Убытки от выплат штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных нарушений.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля со стороны предприятия в отношении них.

Убытки от списания невостребованной дебиторской задолженности

Убытки от списания невостребованной дебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне, а также по причине банкротства клиентов.

Прочие финансовые результаты

В состав прочих финансовых результатов можно включить:

- некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (уничтожение и порча производственных запасов, готовых изделий и других материальных ценностей, потери от остановки производства и прочее), включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий, за вычетом стоимости полученного при этом металлолома, топлива и других материалов;

- некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, других чрезвычайных событий, вызванных экстремальными ситуациями. При этом необходимо учитывать, что компенсации потерь помимо выплаты страхового возмещения следует относить использование резервного фонда, образуемого организациями в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, предоставление государственных и других субсидий т.п.;

- затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, не давшие продукции (за исключением потерь, возмещаемых заказчиками), за вычетом стоимости используемых материальных ценностей;

- затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;

- судебные издержки и арбитражные сборы;

- убытки от хищений, виновники которых по решениям суда не установлены;

- налоговые платежи, относимые в соответствии с законодательством на финансовые результаты деятельности организации.

 Методика анализа рентабельности предприятия

 

    Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. В широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность или доходность. Предприятие считается рентабельным, если результаты от продажи продукции покрывают издержки производства и образуют сумму прибыли достаточную для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта через характеристику системы показателей. Общий их смысл – определение прибыли с одного рубля вложенного в капитал. Так как это относительные показатели, то они практически не подвержены влиянию инфляции.

    Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

- показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

- показатели, характеризующие прибыльность продаж;

- показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Интересно рассмотреть методику анализа показателей рентабельности на примере анализа общей рентабельности.

1) Общая рентабельность равна прибыли от продаж делённой на сумму промышленно-производственных основных фондов и оборотных активов.

Умножив и числитель и знаменатель на выручку от продаж можно получить вторую и третью формулы общей рентабельности:

2) Общая рентабельность равна рентабельности продаж умноженной на фондоотдачу;

3) Общая рентабельность равна рентабельности продаж поделённой на сумму фондоёмкости и коэффициента закрепления оборотных активов.

Пример расчетов произведен на основании данных, приведенных в таб.3.

 

 

Таблица 3 

Показатели Пред. год Отчётный год
1. Прибыль от продаж 2130 2730
2. Выручка от продаж 12600 17200
3. Стоимость основных пром. фондов 7242 9010
4. Стоимость оборотных активов 1278 1640
5. Рентабельность продаж 0,169 0,159
6. Фондоёмкость 0,579 0,524
7. Коэффициент закрепления оборотных активов 0,101 0,095
8. Фондоотдача 1, 479 1,615

 

 

    Объект анализа в рассматриваемом примере равен на 0,006. Он определяется как разность между общей рентабельностью отчётного периода и предыдущего.

    Проанализируем показатель общей рентабельности тремя способами.

    На изменение показателя общей рентабельности могут оказать влияние следующие факторы:

- изменение стоимости промышленно-производственных основных фондов;

- изменение стоимости оборотных активов;

- изменение прибыли от продаж.

    Влияние факторов определяется методом цепных подстановок.

    Изменение стоимости промышленно-производственных основных фондов и оборотных активов оказали отрицательное влияние на уровень общей рентабельности в размере -0,04 и -0,01 пункта соответственно.

    Влияние изменения прибыли составило 0,056 пункта.

    Проанализировав данную ситуацию можно сделать вывод, что в отчётном году предприятие работало более эффективно по сравнению с предыдущим годом. В предыдущем году на каждый рубль средств, авансированных в основные и оборотные активы предприятие получило 25 копеек прибыли. В отчётном году эта величина составила 25,6 копеек. Таким образом, уровень рентабельности возрос на 0,6 копеек. Рост уровня рентабельности является результатом взаимодействия положительных факторов.

    В отчётном году было получено прибыли больше на 600 тысяч рублей, чем в предыдущем году. Это обеспечило рост уровня рентабельности на 0,056 пункта. В то же время два остальных фактора оказали негативное влияние на уровень рентабельности, снизив его в общей сложности на 0,05 пункта. Это произошло за счёт увеличения стоимости основных производственных фондов на 1768 тысяч рублей и оборотных средств на 362 тысяч рублей.

    Следующим этапом анализа рентабельности является изучение зависимости уровня рентабельности от эффективности использования как основных производственных фондов, так и оборотных средств. Это связано с тем, что исходя из формулы расчёта общей рентабельности можно сделать вывод, что предприятию невыгодно увеличивать вложения в основные и оборотные средства, но предприятие должно расширять своё производство, поэтому рост фондов является необходимостью. Для того, чтобы дать верную оценку работы предприятия необходимо определить насколько эффективно используются эти фонды несмотря на их увеличение.

    Согласно второй формуле общей рентабельности на изменение прибыли влияют два фактора:

- изменение рентабельности продаж (Рент.П)

- изменение фондоотдачи (Ф)

 

    Рассчитаем влияние факторов методом абсолютных разниц.

 

∆Рент.(Ф) = (Ф1-Ф0) х Рент.П0

 

∆Рент.(Рент.П) = (Рент.П1-Рент.П0) х Ф1

 

    Проведенные расчёты позволяют сделать вывод о том, что уровень рентабельности возрос на 0,006 пункта вследствие влияния двух факторов: изменения рентабельности продаж; изменения фондоотдачи.

    При этом первый фактор снизил возможный уровень рентабельности, а второй способствовал её увеличению. Так рентабельность продаж в отчётном периоде составила 15,9% в предыдущем 16,9%. Это привело к снижению общей рентабельности на 0,016 пункта, то есть произошло снижение прибыли на каждый рубль проданной продукции на одну копейку. В то же время несколько повысилась эффективность использования фондов, о чём свидетельствует показатель фондоотдачи. В отчётном периоде фондоотдача оказалась выше, чем в предыдущем на 0,136 пункта. Это позволило предприятию повысить общий уровень рентабельности на 2,3 %. Таким образом, на анализируемом предприятии несмотря на увеличение стоимости промышленно-производственных основных фондов и оборотных активов они использовались эффективно. Так темпы роста объёма продаж превышают темпы роста стоимости фондов, это обеспечило рост уровня общей рентабельности предприятия, но в то же время за отчётный период сумма прибыли увеличилась на 600 тыс. руб. и этого будет недостаточно, чтобы обеспечить увеличение рентабельности продаж. Другими словами темп роста прибыли от продажи ниже темпа роста объёма продаж.

Факторный анализ общей рентабельности по третьей формуле осуществляется методом цепных подстановок.

    Общая рентабельность равна рентабельности продаж делённой на сумму фондоёмкости и коэффициента закрепления оборотных активов.

После цепных подстановок определим влияние на изменение общей рентабельности, рентабельности продаж, фондоёмкости и коэффициента закрепления оборотных активов.

    Проведённые расчёты подтверждают, что рост уровня общей рентабельности связан с повышением эффективности использования как основных, так и оборотных средств. Так, значение фондоёмкости уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 0,051. Это повлекло увеличение уровня рентабельности на 1,9%. Также снизился коэффициент закрепления оборотных средств на 0,006. В результате влияния этого фактора уровень общей рентабельности возрос на 0,2%. Рентабельность продаж оказала отрицательное влияние на изменение уровня общей рентабельности, он снизился на 1,5 %.

    Таким образом, показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

 Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

    Для определения резервов роста прибыли при увеличении объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида.

    Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции (работ, услуг) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов его роста.

    Подсчет резервов роста прибыли при улучшении качества продукции осуществляется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта (кондиции) умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты суммируются и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции.

Аналогично подсчитываются резервы роста прибыли за счет изменения роста сбыта.

Основным источником резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции (Р↑П) снижение себестоимости товарной продукции (Р↓С).

Для подсчета резервов может быть использована следующая формула:

                                                                                    

                                          Пф +Р↑П              Пф

Р↑R = Rв – Rф = ———————— х 100 - ——— х 100

                                     ∑(Vрпiв х Сiв)       Зф

 

где

Р↑R – резерв роста рентабельности;

Rв – рентабельность возможная;

Rф - рентабельность фактическая;

Пф - фактическая сумма прибыли;

Vрпiв - возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

Сiв - возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;

Зф - фактическая сумма затрат по реализованной продукции.

 

 



Организационно-экономическая характеристика.

2.1 Организационная характеристика предприятия ОАО «Кубинская экспериментальная обувная фабрика».

       ОАО «Кубинская экспериментальная обувная фабрика» организовано в 1994году и специализируется на выпуске обуви. Предприятие расположено в пригороде г. Москвы. На территории предприятия находятся: здание заводоуправления; материальный склад и склад готовой продукции; два производственных здания с рабочим и силовым оборудованием; ремонтно-механические мастерские; гараж.

Структура предприятия

                           Цех по производству женской обуви

Цех 1 по производству заготовок;

Цех 2 по раскрою материала, тканей и пошива;

Цех 3 набойка, сборка и упаковка.

 

Цех по производству мужской обуви

Цех 1 по производству заготовок;

Цех 2 по раскрою материала, тканей и пошива;

Цех 3 набойка, сборка и упаковка.

 

 

Вспомогательные службы

Ремонтно-механические мастерские обеспечивают текущий и профилактический ремонт оборудования, заточку и замену инструмента.

Автотранспортный участок занимается внешними и внутренними перевозками грузов, а именно:

- доставкой сырья и материалов на материальный склад предприятия и внутризаводским перемещением грузов со склада к производственным участкам;

- доставкой готовой продукции из цеха на склад и от склада до потребителя.

 

Управленческая структура предприятия

Экспертная группа – состоит из главных менеджеров предприятия, которая определяет техническую, финансовую и перспективную политику развития производства и сбыта продукции;

Технический отдел – обеспечение производства конструкторской, технологической и нормативной документацией;

Планово-производственный отдел – выдача плановых заданий, определение потребности в сырье и материалах, расчет цен и себестоимости продукции;

Бухгалтерия – ведет всю необходимую документацию по учету производимых затрат, отчетность перед налоговой инспекцией, расчеты с поставщиками и потребителями, расчеты с работниками предприятия;

Снабженческо-сбытовой отдел – отвечает за бесперебойное обеспечение производства материальными ресурсами и инструментом, а также за отгрузку готовой продукции потребителям.

Для производства продукции предприятие использует в основном сырье и материалы отечественных производителей.

Выпускаемые изделия реализуются в основном в пределах области через торговые точки по договорам большими партиями. Предприятие имеет долгосрочные партнерские отношения с клиентами.

Для того чтобы успешно конкурировать на современном обувном рынке сбыта на предприятии ведется постоянная и целенаправленная работа по улучшению потребительских свойств выпускаемых изделий – используются современные дизайнерские разработки, новые прогрессивные виды материалов.

Участие в выставках помогает пропагандировать продукцию в обувном мире, выпуск буклетов, рекламных щитов и другой рекламной продукции позволяет предприятию находить новых клиентов, наращивать объемы производства и продаж.

Ассортимент производимой продукции в настоящее время широк и разнообразен, он рассчитан на потребителя с разным уровнем достатка, реализуется в пределах области в другие регионы.

В результате проводимой работы предприятию удалось в 2002 году увеличить объем производства и продаж по сравнению с предыдущим годом в полтора раза. Это положительно повлияло на финансовое состояние предприятия, его экономические показатели и кадровую стабильность.

Приоритетным направлением своей деятельности руководство предприятия считает повышение качества выпускаемой продукции, улучшение ее дизайна, применение современных материалов и технологий.

Оснащение производства современным оборудованием и инструментом является главным условием увеличения выпуска продукции, улучшения ее потребительских свойств, повышения финансовой устойчивости предприятия и успешная конкуренция в обувном бизнесе.

Поэтому очень важно проанализировать эффективность использования имеющихся основных фондов и наметить конкретные мероприятия по улучшению экономических характеристик предприятия в этом направлении.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: