Базисные условия поставок

Комплексы обязательств продавцов и покупателей по доставке товара, по моментам перехода риска случайной порчи или гибели товара с продавца на покупателя в договорах купли-продажи товаров называются базисными усло­виями контрактов. Поскольку базисные условия длительное время имели характер обычаев, то при их применении нередко между продавцами и покупателями возникали разногласия в трактовании взаимных прав и обязанностей. Чтобы избежать таких разногласий, наносящих вред участникам торговых операций, Международная торговая палата (Париж) разработала единые для всех Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» (Incoterms). Первая редакция базисных условий появилась в 1936г. Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и 2000 г.г. для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли. Поэтому для того, чтобы при исполнении контрактов не возникли разногласия, надо при ссылках на базисные условия указывать год принятия поправок, например, "Инкотермс - 2000".

"Инкотермс" изначально предназначался для использования в тех случаях, когда товары продавались для поставки через национальные границы. Однако, на практике эти условия часто включаются в договоры для продажи товаров в пределах внутренних рынков. Так, на внутреннем рынке Украины условия "Инкотермс" стали активно использоваться с конца 1990 г.

Следует подчеркнуть, что сфера действия "Инкотермс" ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (под словом товары здесь подразумеваются "материальные товары", исключая "нематериальные товары", такие как компьютерное программное обеспечение).

Для удобства пользования правила "Инкотермс - 2000" сгруппированы по четырем тематическим категориям: первая группа включает термин, согласно которому продавец только предоставляет товар покупателю на собственной территории продавца (E - термин EX WORKS); далее идет вторая группа, в соответствии с которой продавец обязан поставить товар перевозчику, назначенному покупателем (F - термины FCA, FAS и FOB); затем группа C - термины, в соответствии с которыми продавец должен заключить контракт на перевозку, но не принимает на себя риск потери или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, имеющих место после отгрузки и отправки (CFR, CIF, CPT и CIP); и, наконец, группа D - термины, которые определяют, что продавец самостоятельно должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара в страну назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

Применяемый при обозначении базисных условий термин "свободно" ("франко") означает, что покупатель свободен от рисков и всех расходов по доставке товара до пункта, обозначенного за словом "франко".

В таблице представлена классификация торговых терминов:

ИНКОТЕРМС 2000

Группа Е Отправление EXW Франко - завод (... название места)
Группа F Основная перевозка не оплачена FCA FAS FOB Франко - перевозчик (... название места назначения) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки) Франко - борт (... название порта отгрузки)
Группа С Основная перевозка оплачена CFR CIF CPT CIP Стоимость и фрахт (... название порта назначения) Стоимость, страхование и фрахт (... название порта назначения) Фрахт/перевозка оплачены до (... название места назначения) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (... название места назначения)
Группа D Прибытие DAF DES DEQ DDU DDP Поставка до границы (... название места доставки) Поставка с судна (... название порта назначения) Поставка с пристани (... название порта назначения) Поставка без оплаты пошлины (... название места назначения) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)

Условия "Инкотермс"

"С завода" ("со склада") или "франко-завод". Данное условие обозначает, что обязанность продавца ограничивается предоставлением товара в распоряжение покупателя на своем заводе или складе. Покупатель несет все расходы и риски перевозки товара до места назначения.

1. "Свободно у перевозчика" или "франко-перевозчик" (в определенном пункте). По этому условию продавец сдает товар в распоряжение перевозчика в пункте, оговоренном в контракте. Покупатель за свой счет заключает договор с перевозчиком и несет все риски с момента перехода товара к перевозчику.

2. "Фас" ("свободно вдоль борта судна"). При этом базисном условии продавец обязан поставить за свой счет товар в обусловленный в контракте порт погрузки, в согласованный срок и расположить товар вдоль борта судна, зафрахтованного покупателем.

3. " ФОВ " ("свободно на борту судна"). Продавец обязан поставить за свой счет товар на борт судна, зафрахтованного покупателем, в согласованном порту и в установленный срок.

4. "Стоимость и фрахт". По этому условию продавец обязан за свой счет зафрахтовать судно, оплатить стоимость фрахта до определенного в контракте пункта (порта) и погрузить товар на борт судна в порту отправления в установленный срок. Расходы по выгрузке товара в порту назначения несет покупатель (кроме случаев перевозки на судах регулярных судоходных линий, когда расходы по выгрузке входят во фрахт и, следовательно, оплачиваются продавцом). Риски случайной гибели товара переходят с продавца на покупателя в момент фактического перехода товара через поручни судна в порту погрузки.

5. "Сиф" ("стоимость, страховка, фрахт"). При этом условии продавец несет такие же расходы, как и при "Каф", в обязанности продавца также входит страхование от транспортных рисков. Риски случайной гибели товара переходят на покупателя так же, как и при "Каф".

6. "Провозная плата оплачена до... (место назначения)”. Это условие применимо к любым видам перевозок. Обязанности продавца заканчиваются при поставке или сдаче товара перевозчику. В этот же момент на покупателя переходят все риски гибели и повреждения товара. Покупатель оплачивает все расходы, связанные с дальнейшей транспортировкой товаров.

7. "Провозная плата и страховка оплачена до... (место назначения)”. Это условие применимо к любым видам перевозок. В обязанности продавца входит доставка товара в оговоренное в контракте место, страхование товара в пользу покупателя. Покупатель несет все риски и расходы в процессе дальнейшей транспортировки груза. Риск гибели товара переходит с продавца на покупателя при передаче товара первому перевозчику.

8. “Поставлено на границу “ ("свободно на границе", "франко-граница"). Это условие используют при поставках товаров по железной дороге или автодорожным транспортом, когда транспортный процесс прерывается. Согласно данному условию продавец выполнит свои обязательства, если товар прибудет на границу перед пунктом таможенного контроля страны, названной в контракте. Покупатель за свой счет выполняет таможенные формальности и несет все расходы по выгрузке товара по прибытии в пункт поставки на границе. Там же переходит и риск случайной гибели товара на покупателя.

9. "Поставлено на судне" ("франко-порт назначения"). В данном случае продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя, на борту судна в порту назначения. Он несет все расходы и риски, связанные с доставкой товара в порт назначения. Покупатель оплачивает разгрузку товара в порту назначения.

10. "Поставлено на пристани" ("франко-пристань в порту назначения"). Согласно этому условию продавец несет все расходы по доставке товара в срок на пристань в порту назначения, включая оплату фрахта и расходы по выгрузке товара. Вопрос об оплате таможенной пошлины решается включением в это условие оговорок: "пошлина оплачена" или "пошлина за счет покупателя". Покупатель несет все расходы и риски, падающие на товар, с момента, когда товар находится на пристани в порту назначения.

11. "Поставлено без оплаты пошлины”. Продавец несет расходы и риски до момента фактической поставки товара в обусловленное место и в срок, указанный в договоре. Он не оплачивает пошлины, налоги и другие официальные сборы по оформлению таможенных деклараций и не несет риски. Покупатель оплачивает дополнительные расходы и несет риски, связанные с непредвиденными во время таможенными формальностями.

12. “Поставлено с оплатой пошлины”. Это условие используется для всех видов транспорта. Оно включает максимальные обязанности продавца. Обычно это условие используется при доставке товара на склад покупателя.




double arrow
Сейчас читают про: