Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости населения на 2009 год

В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.   С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.   На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени. Для повышения эффективности и производительности труда, для адаптации к кризису и повышения конкурентоспособности предприятия должны освобождаться от излишней и неэффективной занятости. Этот процесс объективен. Сохранение неэффективных рабочих мест «бьёт», прежде всего, по самим работникам, сохраняя неопределённость их перспектив, снижая доходы, не давая им повысить свою квалификацию и найти более достойное рабочее место. Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей [8,C.26] на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек. Одним из важных направлений переподготовки будет подготовка специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Также в целях повышения эффективности функционирования ЖКХ будут создаваться временные рабочие места в области управления домовым хозяйством многоквартирных домов (работа «управдомов»).   Дополнительные бюджетные средства будут выделены на переподготовку и повышение квалификации в виде субсидий из федерального бюджета на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации. Стоимость принятых региональных программ составляет более 25 млрд. рублей, из которых 90% составляют субсидии из федерального бюджета. Объем бюджетных ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки безработных граждан и осуществление активных программ содействия занятости безработных граждан будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку граждан, признанных в установленном порядке безработными.

Повышена информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации организована работа консультационных пунктов и телефонных «горячих линий». Для содействия занятости безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся под риском увольнения (проживающих во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного портала «Работа в России». Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов. Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Отдельной важной задачей будет обеспечение занятости выпускников школ и вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь будут предприняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время - 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах и ссузах. Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

В этих целях будет проводиться мониторинг востребованности экономики в соответствующих специалистах, а также проведение профориентационной работы среди выпускников образовательных учреждений. Предполагается создание более 2,5 тысяч малых предприятий, что позволит создать до 30 тысяч рабочих мест, в первую очередь для выпускников вузов.

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов будет уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством соответствующих социальных услуг. В частности, будет значительно расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временн ы е и финансовые затраты граждан.

В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли.

 

Заключение

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Безработица - это сложное, многоаспектное, социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг, не может реализовать свои физические и умственные способности при помощи рынка труда. Согласно определению международных организаций (МОТ и Общество экономического сотрудничества и развития) безработные – это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился, но еще не приступил к работе. Российским законом о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Все население страны в трудоспособном возрасте, способное трудиться (то есть за вычетом инвалидов, психически больных и заключенных), делиться на 2 категории:

- экономически активное;

- экономически неактивное.

Состояние экономики характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется отношением официально зарегистрированных полностью безработных к численности самодеятельного населения, к которому относятся люди, живущие в основном на доходы своего труда. Однако сам по себе показатель уровня безработицы не позволяет получить достоверное представление о безработных в самодеятельном населении, не учитывает фактор времени, то есть продолжительность пребывания людей без работы. Поэтому более высокий показатель уровня безработицы может оказаться для экономики предпочтительнее по сравнению с менее низким показателем, если в первом случае сроки продолжительности безработицы окажутся значительно короче по отношению к безработице во втором случае. Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы:

Уровень безработицы = (безработица/рабочая сила)*100%.

К причинам возникновения безработицы можно отнести: относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем национального производства; безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе – в технологии (структурная безработица). Это безработица является временной, так как на смену старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые; безработица может временно увеличиваться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица; особенно сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т. д.; в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

В российском законодательстве нет определения «безработный гражданин», но в ст. 3 Закона о занятости названы условия, с учетом которых гражданин может быть признан безработным:1) он должен быть трудоспособным, не иметь работы и заработка (трудового дохода), должен искать работу и быть готовым приступить к ней, быть зарегистрирован в органах службы занятости; 2) условие предполагает, что он относится к числу незанятых граждан и, как следствие, не имеет заработка; 3) поиск подходящей работы и готовность приступить к ней – документальное подтверждение имеет не всегда. 4) регистрация в органах службы занятости.

Безработица по-прежнему остается важнейшей проблемой, затрагивающей интересы и государства, и миллионов людей и, следовательно, особую актуальность сохраняет вопрос об оценке последствий этого явления. В известной нам литературе в основном указывают на экономические потери, к которым относят: сумму пособий и различных выплат по безработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихся безработными. Кроме того, рассматриваются объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные, и сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фонды страхования. Вместе с тем, необходимо отметить, что последствия безработицы проявляются практически во всех областях экономической и социальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только на экономику страны, но и на каждого участника экономического процесса.

Нынешний 2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Сейчас экономический кризис уже затронул экономику всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Сейчас безработных в России становится все больше и больше. Росстат подвел итоги очередного квартального обследования населения по проблемам занятости (по итогам опроса населения по состоянию на третью неделю февраля). По статистическим данным Росстата, численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2009г. составила 74,8 млн. человек, или 53% от общей численности населения страны (142 млн. человек). В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировалось как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек – как безработные с применением критериев МОТ. Уровень безработицы в феврале 2009 года составил 9,5% и был на 2,5-2,4%  процентного пункта выше, чем в ноябре 2008 г. и феврале 2008 года. Численность занятого населения в феврале 2009г. снизилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 2,9 млн. человек, или на 4,2%, по сравнению с февралем 2008г. - на 1,8 млн. человек, или на 2,6%.

Роструд обнародовал новые данные по числу безработных в России. Численность безработных на нынешний день составляет 2 034 тыс. - это те, которые зарегистрированы в органах занятости и в перспективе получат статус безработных и пособие по безработице. Необходимо отметить, что реальная численность безработных в настоящее время в несколько раз больше цифр, опубликованных Рострудом, так как на биржу труда обращаются крайне мало людей. В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации приняло специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.   С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.   Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс. человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек. Все эти и другие методы должны способствовать снижению безработицы в нашей стране. Однако, чтобы существенно снизить безработицу нужно создавать предпосылки для создания рабочих мест в частном секторе, нужно создавать преимущества и льготы для открытых малых предприятий. К, сожалению, в России этому препятствуют бюрократия и коррупция на местах. Меры по борьбе с произволом чиновников проводятся, но для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему требуется значительное время.

 

 



Список литературы

1. Бреев Б. Экономические последствия безработицы: оценка потерь// Общество и экономика.- 2002.- №5.- С. 98-110.

2. Варданян Р. Рынок труда в России: состояние и перспективы// Народонаселение. - 2008. - №4.- С.52-59.

3. Гендлер Г. Порядок и основание признания граждан безработными// Человек и труд. - 2006. - №4.- С. 15-18.

4. Ивантер А. Безработица и неполная занятость нарастают// Эксперт. – 2009. - №11. – С. 17-20.

5. Капелюшников Р. Российская модель рынка труда// Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. - 2009. - №8. - С. 20-22.

6. Котлер А. О понятии рынка труда// Вопросы экономики. – 2000. - 2 февраля. – С. 33-34.

7. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию// Вопросы экономики. - 2009. - №1. – С. 12-17.

8. Кулешов В. Антикризисные меры правительства РФ в сфере занятости на 2009 год// ЭКО. - 2008. - №10. - С. 25-31.

9. Сабирьянова К. Микроэкономический анализ динамических изменений на российском рынке труда//Вопросы экономики. – 1998. – 1 января. - С. 42-46.

10. Шохина Е. Цунами на рынке труда// Эксперт Online. - 2009. - 11 марта. - С. 15-17.

11. Федеральная служба государственной статистики. Занятость и безработица// Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. - 2009. - №7. - С.72-73.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: