Глава 2. Состояние и проблемы денежно-кредитного федерализма в Российской Федерации

Основные тенденции развития денежно-кредитного федерализма

Одной из основных характеристик федеративного государства является соответствие базовых направлений экономической политики, как в действиях федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов Федерации. Однако добиться такой сбалансированности, особенно в российских условиях, - задача более чем непростая.

На сегодняшний день государственное устройство Российской Федерации все больше приобретает черты так называемого «вертикально ориентированного федерализма», который, по сути, является переходом к системе государственного унитаризма и экономического централизма. Его основной чертой является усиление «центра» и смещение в его сторону баланса всех властных полномочий и ресурсов. Это проявляется в настойчивом выстраивании «вертикали власти», реанимирующей многие признаки привычных ранее субординационных отношений между органами власти разных уровней, многослойную иерархию которых венчает глава государства. Введение нового регламента избрания - назначения глав регионов делает Российскую Федерацию еще более похожей на унитарное государство. В том же направлении ориентированы и действия федерального Центра по преобразованию государственно-территориального устройства страны. Разворачивающийся по инициативе «сверху» процесс объединения регионов идет под предлогом пресловутого повышения управляемости, что имеет смысл только в централизованно организованной системе отношений, но не в федеративном государстве. [7]

Денежно-кредитная система РФ в современном состоянии не вполне отражает федеративные начала государственного устройства, поскольку сочетает в себе черты унитарного, федеративного и конфедеративного государства. По уровню децентрализации денежно-кредитных ресурсов Россия практически не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую даже по меркам унитарных государств централизацию налогово-бюджетных полномочий.

Как и любая система, система денежно-кредитного федерализма состоит из элементов. Несмотря на то, что все ученые признают существование такой системы, в научных публикациях нет четкого состава ее элементов.

Так субъектами денежно-кредитного федерализма являются органы власти разных уровней. Главную роль играет Федеральный центр, который должен олицетворять Федерацию в целом, а не Правительство РФ, как это имеет место в настоящее время. Так как основные принципы государственной денежно-кредитной политики формируются именно на федеральном уровне.

К субъектам бюджетного федерализма относятся также властные органы субъектов Федерации, напрямую хозяйствующие субъекты (получатели бюджетных средств по линии министерств и ведомств) и местные органы власти.

Существование системы денежно-кредитного федерализма обусловливает наделение субъектов РФ собственной компетенцией в сфере бюджетной деятельности, что не означает их полной автономии от федерального центра.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: