Роль денежно-кредитного федерализма в формировании инновационной экономики

Центр экономики федеративных отношений ИЭ РАН отмечал в своих работах [2], что, видимо, исходя из очевидной приоритетности соответствующих задач, федеральное руководство в последние годы существенно перераспределило в свою пользу регулятивные полномочия в сфере инвестиционной и инновационной политики. Между тем все больше утверждается понимание того, что становление инновационной экономики в России возможно, прежде всего, на основе ее региональных звеньев. Поэтому ключевой задачей федеральной региональной политики становится именно формирование пространственной стратегии инновационного развития. Здесь возникает вопрос о том, как вся совокупность полномочий и ответственности будет распределена между двумя уровнями управления - федеральным и региональным.

С точки зрения распределения регулятивных полномочий в области инновационной политики важен Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Он определяет широкий круг вопросов, относимых как к совместному ведению органов государственной власти РФ и ее субъектов, так и к ведению органов государственной власти субъектов РФ.

Однако соответствует ли закрепленное в этих законах распределение полномочий требованиям федерализации стратегического управления в инновационной сфере? Ответ, скорее всего, должен быть отрицательным, поскольку субъекты Федерации (особенно дотационные, а их - абсолютное большинство) ни с точки зрения ресурсов, ни с точки зрения полномочий не располагают реальными возможностями осуществления инновационной деятельности [2] и не заинтересованы в ней.

При абсолютизации принципа симметричности федеративных отношений обеспечить инновационный "прорыв" и формирование прочных региональных звеньев национальной инновационной системы невозможно. Федерализация стратегии инновационного обновления российской экономики должна опираться на концепцию регионов-лидеров, которым на основе двусторонних соглашений с федеральным центром и должны быть переданы соответствующие дополнительные полномочия [4].

Прежде всего имеется в виду совместное с федеральным центром определение четких критериев сохранения в федеральной собственности тех или иных научно-инновационных центров и возможностей их передачи данным субъектам Федерации в статусе научных организаций субъекта РФ с правом их прямого финансирования, а также участия в реализации созданного в его рамках инновационного продукта. Целесообразно участие государственных средств субъектов РФ в капитале вновь создаваемых малых инновационных фирм в форме государственных программ инвестиционной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере новых технологий. Важно также предоставить субъектам Федерации право на введение дополнительных инвестиционно - ориентированных налоговых льгот (инвестиционный налоговый кредит) по налогу на прибыль в пределах ставки, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ; инновационно - ориентированных налоговых льгот в пределах налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ (например, 15-20-процентный возврат уплаченных исследовательскими коллективами налогов). Однако главное - активизировать региональные сегменты инновационной экономики, в частности, путем федерального софинансирования поддержанных регионами программ инновационных разработок или целевой федеральной компенсации суммы региональных налоговых льгот субъектам инновационной деятельности при условии реального повышения доли инновационной продукции в ВРП.



Заключение

Денежно-кредитный федерализм жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов, разностью в их развитии. В многонациональной России денежно-кредитный федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию интересов общества с интересами государства.

В настоящее время судьба денежно-кредитного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, а сколько от того, чтобы оптимальная модель федерализма была гибкой, т.е. вовремя становиться то более централизованной, то более децентрализованной.

Необходимо признать, что в настоящее время денежно-кредитный федерализм в Российской Федерации развит недостаточно. Сложившаяся слабая модель политического и денежно-кредитного федерализма ограничивает эффективное экономическое и политическое развитие, снижает действенность различных структурных реформ, осуществляемых в настоящее время, препятствуя их справедливому воплощению. Россия по-прежнему сталкивается с проблемами в попытках модернизировать собственную федеральную систему - правительству предстоит добиться эффективного внедрения множества предложенных законов и политических принципов на территории всей страны. Стабильность политических и общественных институтов - правовой системы, государственной службы, законодательной власти, федеральной системы и исполнительной власти - является одним из важнейших факторов оценки уровня суверенного рейтинга.

Решение проблем денежно-кредитного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.

Список использованной литературы

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2006.

2.Движение регионов России к инновационной экономике / под. ред. Гранберга А.Г., Валентея С.Д. - М.: Наука, 2008.

3.Деньги, кредит, банки: Учебник / под ред. О.И.Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 2009. - 346с.

4.Инновационный путь развития для новой России / под ред. Горегляда В.П. - М.: Наука, 2005. - 343 с.

5.Конституция РФ от 12.12.1993.

6.Новиков А.Н. Денежно-кредитное регулирование: современные методы и инструменты: Учебное пособие для специальности «Финансы и кредит» - М., 2008. -152 с.

7.Овчинникова О.П. Денежно-кредитный федерализм // Финансы и кредит, 2007, №25. – 42 с.

8.Официальный сайт Банка России - www.cbr.ru.

9.Садков В.Г., Овчинникова О.П. Денежно-кредитный федерализм: сущность, становление и направления развития // Финансы и кредит, 2007, № 31. – 35 с.

10.Улюкаев А.В. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты. // Деньги и кредит. 2008. - №5, с. 3-8.

11.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп.)

12.Чистякова Ф.Г. Денежный рынок в переходной экономике России. // Финансы и кредит, 2009. - №36 (204), с. 43-49.


 


Приложение А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: