Вновь присоединяющееся государство становится членом ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ним и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. Практика ВТО зарегистрировала самые продолжительные переговоры, продлившиеся 123 мес. (с Болгарией). Переговоры о присоединении КНР превысили эту продолжительность. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержатся в докладах рабочих групп и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.
В 1993-1997 гг. десять из 12 стран СНГ (включая Россию) начали переговоры о присоединении к ВТО, и первой из них в декабре 1998 г. присоединилась Киргизия, затем ряд других государств[45].
Известно, что Советский Союз в первые послевоенные годы активно участвовал в формировании политических и экономических основ мира. Представители СССР участвовали в разработке Бреттон-вудских соглашений, в Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила Советскому Союзу стать участником ГАТТ. В начале 80-х гг. XX в. представители СССР установили неформальные контакты с Генеральным директором ГАТТ. В середине 80-х гг. со стороны Советского Союза была предпринята попытка стать участником многосторонних торговых переговоров в рамках Уругвайского раунда (она была заблокирована США). Тем не менее в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. Российская Федерация унаследовала этот статус в 1992 г. и повела дальнейшую работу по сближению с ГАТТ. В 1994 г. в связи с образованием ВТО это заявление было переадресовано в ВТО. Летом 1995 г. начались активные переговоры о присоединении России к ВТО. К началу 1998 г. завершился информационный этап переговоров. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющими значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна определить конкретные условия своего участия в ВТО[46].
|
|
В соответствии с процедурой, установившейся в рамках ГАТТ, а теперь и в ВТО, формальные переговоры о присоединении к ВТО проходят в рамках Рабочей группы, круг ведения которой является стандартным для всех присоединившихся стран и сформулирован следующим образом:
«Изучить заявление Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании статьи XII и представить Генеральному совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении»[47].
|
|
Первый практический шаг к присоединению был сделан в феврале 1994 г., когда был представлен Меморандум о внешнеторговом режиме России (документ L/7410). В 1995 г. начались формальные заседания Рабочей группы и неформальные встречи и консультации.
За прошедший период проделана значительная работа: в течение четырех лет с особой тщательностью изучалось российское законодательство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные отрасли хозяйств, и было достигнуто согласие участников ВТО перейти к следующему этапу переговорного процесса - выработке условий присоединения России к ВТО. Сейчас переговоры все более приближаются к моменту, когда их итог, с одной стороны, будет зависеть от политического решения России; с другой стороны - от политического решения США, ЕС и Японии, которое откроет путь для России в ВТО.
Переговоры о присоединении России к ВТО породили много вопросов в торговых и промышленных кругах страны: Что получит Россия, присоединившись к ВТО? Сможет ли она реализовать выгоды и преимущества, которые может дать этот шаг, или прежде всего окажется перед лицом связывающих обязательств? Какое значение будет иметь этот шаг для развития экономики страны и ее законодательной базы? и др.
Ответить на вопросы прежде всего поможет опыт других государств. Свыше 160 государств посчитали для себя выгодным стать членами ВТО или вступили на путь присоединения к ВТО. На их долю приходится более 90% внешнеторгового оборота России. Страны-участницы ВТО образуют то, что принято именовать «мировая торговая система», базой которой является во многом унифицированное мировое правовое пространство. Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры. Кроме того, Россия получит другие торгово-политические преимущества, которые в итоге будут содействовать ее организованному вхождению в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли, защите российских интересов за рубежом. (Оставаясь за пределами ВТО, Россия рискует оказаться в торгово-политической изоляции.)[48] Вместе с тем договоренности ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров.
Далее, членство в ВТО позволит России использовать механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо возросла в 90-е гг., когда в ответ на серьезное открытие внутреннего рынка Россия столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем товарам и услугам, где Россия обладает сравнительными преимуществами во внешней торговле) и недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм как на внешнем, так и на внутреннем рынках страны.
Вопрос об участии в ВТО следует рассматривать и в более широком контексте. Создание ВТО повлекло за собой серьезные изменения в общей системе развития правовых норм международной торговли. Сейчас многие положения ВТО проходят период становления. Отношение к ним со стороны различных стран неоднозначно. В этом, в частности, один из уроков Конференции министров стран-членов ВТО в Сиэтле. России необходимо хорошо знать, понимать и использовать в своих интересах эту «неоднозначность»: искать союзников, блокировать противников и привлекать на свою сторону возможно большее число государств. Однако активная внешнеторговая дипломатия возможна только при полноценном членстве в ВТО. Кроме того, оно открывает перед Россией возможность участия в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли. Эти переговоры уже идут и значительно расширятся в будущем. Неучастие России в этих переговорах поставит страну в практическую изоляцию от процесса развития мировой торговой системы и лишит ее возможности отстаивать и защищать свои национальные торговые интересы, как это делают страны-члены ВТО. Причем чем дольше Россия будет оставаться вне ВТО, тем сильнее она будет отставать от процессов, идущих в мире, и тем с большим объемом требований и обязательств она встретится при присоединении.
|
|
Для вступления в ВТО необходимо приведение российского законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации. Выполнение Россией одного из главных для членства в ВТО условий связано с обеспечением, помимо соответствия нормам ВТО федеральных нормативных правовых актов, также соответствия последним нормативных правовых актов субъектов Федерации. Перевод на нормы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только для присоединения к ВТО. Правовая работа в этом направлении выведет российское законодательство на правовые нормы, которыми руководствуются все страны мира, уменьшит ведомственный характер законодательных актов и будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых поступают жалобы со стороны не только внешнеторговых партнеров России, но и отечественных экспортеров и импортеров.
|
|
Однако присоединение к ВТО отнюдь не означает лишь приобретения. Очевидны и потери, неизбежно последующие в случае присоединения России к этой организации. Эти потери могут быть следующими:
• защита многих российских производств, находящихся в кризисе, будет серьезно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок;
• ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в федеральный бюджет от снижения импортных пошлин. Учитывая напряженное состояние бюджета, трудности с пополнением его доходной части, придется, видимо, компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов;
•вступление в ВТО может затруднить возможности продвижения России по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза существует договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна из стран под пишет Соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда ее обязательства перед ВТО в силу договоренности между странами-участницами союза станут определенным стандартом для других стран-участниц. В то же время некоторые обязательства, приемлемые для одной из них, окажутся неприемлемыми для других;
• членство в ВТО существенно ограничивает возможности государства в области государственного регулирования внешне экономической деятельности;
• вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор[49].
Присоединение России к ВТО связано с решением многих проблем, но для этого нужно, чтобы они были правильно поняты с учетом правовых особенностей ВТО, о чем и пойдет речь далее.
Главная особенность Заключительного акта, определившая правовую структуру ВТО, состояла в том, что результаты Уругвайского раунда были представлены как единый пакт правовых документов, принятие которых обязательно для стран-членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений. Этот принцип -«все или ничего» - означал важнейший политический поворот в организации международной торговой системы.
Такое новое положение в международной торговле создало сложную ситуацию для ряда стран, еще не полностью готовых для реализации новых договоренностей. Немалые трудности возникли в связи с этим для России, и в этом плане она не одинока.
ВТО представляет собой межгосударственную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей. Она выполняет функции организатора будущих торговых переговоров и функции арбитра в урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации Генерального соглашения. Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) предназначен только для финансирования названной функции ВТО - организации выполнения соглашений и договоренностей Раунда. В этом плане ВТО существенно отличается от большинства международных организаций как системы ООН, так и вне ее.
Есть еще одна важная особенность ВТО - круг ее ведения определяется соглашениями и договоренностями, содержащимися в приложении[50]. Сейчас их 56, и они охватывают торговлю товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Однако будущие переговоры, решения будущих министерских конференций могут включить в круг ведения ВТО новые вопросы. Уже сейчас обозначились некоторые направления: торговля и экология; прямые иностранные инвестиции; ограничительная деловая практика и режим конкуренции; информационные технологии.
Другими словами, правовая структура ВТО открыта для дальнейшего развития - включения новых направлений. Это может изменить с трудом достигнутый баланс интересов и обязательств. Будущее ответит, сможет ли конструкция, созданная в Марракеше, выдержать эту дополнительную нагрузку и окажется ли она управляемой.
Мировая торговля развивается еще по одному направлению: торговля в рамках крупных транснациональных компаний и торговля между транснациональными компаниями. В этих двух случаях действуют разные экономические интересы, требующие разного правового подхода. Попытки согласовать их в рамках ВТО, очевидно, встретят большие трудности. Все это ставит перед руководителями ВТО сложную задачу - определение правильного курса в развитии правовой и организационной структуры ВТО.
Другая сложность - изменение положения развивающихся стран в правовой структуре ВТО.
Как уже отмечалось, Россия ведет переговоры о присоединении к международному правовому механизму, конструкция которого во всех деталях в данный момент не известна. Вместе с тем место России в международной торговле и в мировой политической системе в настоящее время таково, что она не может подстроить под себя эту многостороннюю систему. Страны-члены ВТО, вне всякого сомнения, не будут перестраивать ВТО ради присоединения России[51].
Однако, став членом ВТО, Россия, безусловно, сможет влиять на ее дальнейшее развитие. В этом один из аргументов в пользу того, что процесс присоединения не следует затягивать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, наши экономические отношения со странами ЕС получили хороший импульс к развитию после ратификации в 1997г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Существующая договорно-правовая база этих отношений, думается, уже может быть признана в целом достаточной для того, чтобы основное внимание партнеров было сосредоточено на решении конкретных практических задач взаимодействия. В заключение хотелось бы подчеркнуть: перспективы дальнейшего сближения России с ЕС, создания зоны свободной торговли между ними и превращение РФ в органическую часть общеевропейского экономического пространства зависят не только от эффективности внешнеэкономической политики, но и в наибольшей мере – от успешности решения внутренних антикризисно-реформационных проблем.
Внешняя открытость экономики, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются целью преобразований в России, а служат важной предпосылкой повышения эффективности российской экономики, ее оптимальной интеграции в мировые хозяйственные связи для повышения, в конечном счете, благосостояния народа. Наличие оптимальной степени открытости российской экономики как основы для интеграции в мировые экономические процессы является необходимым условием получения эффекта от процессов глобализации мировой экономики.
Однако в любом случае на развитие межрегионального сотрудничества в России будут оказывать влияние следующие объективные условия, принципиально отличающие ее от как от каждого европейского государства, так и от ЕС в целом:
ü Колоссальные масштабы территории страны, что ставит естественным образом вопрос о необходимости более тесного сотрудничества и взаимодействия смежных регионов, хотя бы принимая во внимание лишь один фактор – необходимость экономии на транспортных затратах;
ü Исключительно сильное разнообразие природно-климатических, ресурсных, структурных, демографических, этнических и других условий и факторов развития ее субъектов Федерации и наличие невиданной в мире асимметрии в социально-экономическом развитии регионов;
ü Асимметричность российского федерализма (фактическое правовое неравенство различных субъектов Федерации - национальных республик, краев и областей) и усложненная и «утяжеленная» федеративная (административно-территориальная) структура страны;
ü Отсутствие опыта и менталитета «федерализма сотрудничества» у политических региональных элит;
ü Слабость федеральной региональной политики российского государства.
Очевидно, что специфику интеграционных процессов в России будут определять и такие факторы, как «наследие» жестких централистских традиций бывшего Союза ССР (и, кстати, царской России), а также проявившийся в последнее время (и часто преувеличенный) «синдром опасности»[52] влияния сопредельных государств на развитие отдельных российских регионов (чаще всего имеется в виду опасность «китаизации» ряда дальневосточных субъектов Федерации).
Вырабатывая эффективную стратегию интеграции в мировое хозяйство, российская экономическая политика должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий и некоторые другие.
В целом место и роль России в мировой экономике будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, результатами проводимой экономической реформы, кардинальным обновлением структуры общественного производства, развитием экспортного потенциала.
Список литературы:
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М.: 2000.
2. Григорьев Ю.А. Практика внешнеэкономической деятельности.- М.: "Паимс", 1993.
3. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь-справочник. — М.: Высшая школа, 1990.
4. Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. – М.: Логос, 2000.
5. Жуков Е.Ф., Капаева Т.И Международные экономические отношения: Учебник для ВУЗов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000
6. Киреев А.А. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 1997.
7. Орешкин В. А. Внешнеэкономический комплекс России – проблемы и перспективы развития.- М.: ВНИКИ, 2000.
8. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – М.: Юристъ, 2002.
9. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2000.
10. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
11. Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000.
12. Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.
13. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. — М.: Catallaxy, 1998.
14. Международные экономические отношения / Под ред. Р.И. Хазбулатова. — М.: Новости, 1991.
15. Мировая экономика. Учебник для Вузов.//Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2001.
16. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. — М.: Анкил, 1995.
17. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фоминского. — М.: Международные отношения, 1995.
18. Российский статистический ежегодник, Госкомстат России.- М.,1995.
19. International Financial Caustics Yearbook 2000. Wash., 2000.
Журналы
1. Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2001.
2. Батенев В. Современная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве.- Внешняя торговля, №12,1995.
3. Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии. – Газета «Союз: Беларусь-Россия», №6, 2001.
4. Заставенко В., Райзберг Б. Государственные программы и рынок.- Экономист, № 3, 1991.
5. Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России. – Экономист, № 1, 1998.
6. Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век. – РЭЖ, № 8, 1999.
7. Мерзляков И.П.О становлении рыночной экономики.- Финансы, № 1, 1994.
8. Михеев В. Россия в мировой экономике. – Журнал «Pro et Contra», № 2, 2002.
9. Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции. – Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2000.
10. Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2000.
11. Шеховцев А., Шестакова М., Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России.- Вопросы экономики, №10, 2000.
12. Шишков Ю. Россия и мировой рынок; структурный аспект.- МЭ и МО, №1,1997.
13. Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран.- МЭ и МО,№ 6, 2000.
14. Russia; Foreign Economic Relations. Trends and Prospects. VNIKI, M., № 4, 1997; № 1,2000.
[1] Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М., 2000.с.4.
[2] WTO. International Trade Statistics 2000.- Genewa, 2000. P. 27.
[3] Батенев В. Современная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве. // Внешняя торговля. – 1995. - №12
[4] Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2000. с.18.
[5] Михеев В. Россия в мировой экономике. – Журнал «Pro et Contra», № 2, 2002. с.4.
[6] Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2001. с.25.
[7] Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2002. с.42.
[8] Мировая экономика. Учебник для Вузов. Под. ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2001. с.64.
[9] Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции. – Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2000. с. 47.
[10] Там же с.81.
[11] Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004. с.95.
[12] Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов. ЮНИТИ-ДАНА, 2003.с.89
[13] Там же с.91.
[14] Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2001.с 47.
[15] Международные экономические отношения: Учебник для ВУЗов Жуков Е.Ф., Капаева Т.И Москва.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. с. 91.
[16] Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии. – Газета «Союз: Беларусь-Россия», №6, 2001. с.13.
[17] Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2001. с.66
[18] Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век. – РЭЖ, № 8, 1999. с.12
[19] Там же с.15.
[20] Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2000. с.7.
[21] Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век. – РЭЖ, № 8, 1999. с.19
[22] Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004. с.121.
[23] Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000. с. 24.
[24] Михеев В. Россия в мировой экономике. – Журнал «Pro et Contra», № 2, 2002. с.21.
[25] Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии. – Газета «Союз: Беларусь-Россия», №6, 2001. с.13.
[26] Михеев В. Россия в мировой экономике. – Журнал «Pro et Contra», № 2, 2002. с.27.
[27] Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век. – РЭЖ, № 8, 1999. с.31.
[28] Там же с.32-34.
[29] Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2000. с.25.
[30] Батенев В. Современная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве. // Внешняя торговля. – 1995. - №12. с.13.
[31] Там же с.14-16.
[32] Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000. с.42.
[33] Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000. с.51-54.
[34] Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2002. с.58.
[35] Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России. – Экономист, № 1, 1998. с.16.
[36] Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России. – Экономист, № 1, 1998. с.21.
[37] Там же с. 34.
[38] Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004. с.132.
[39] Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000. - №10. с.13.
[40] Там же с.17.
[41] Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000. - №10. с.21.
[42] Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фоминского. — М., Международные отношения, 1995. с.78.
[43] Мировая экономика / под ред. В.К. Ломакина. — М., Анкил, 1995. с.43.
[44] Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000. - №10. с.23.
[45] Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2000. с.28.
[46] Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии. – Газета «Союз: Беларусь-Россия», №6, 2001. с.13.
[47] Там же с.17.
[48] Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. – М.: Логос, 2000. с.124.
[49] Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции. – Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2000. с.14.
[50] Там же с.17-18.
[51] Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции. – Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2000. с.21.
[52] Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2001. с.3.