Основные приобретения и проблемы на пути вступления России в ВТО

   Вновь присоединяющееся государство становится членом ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров меж­ду ним и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. Практика ВТО зарегистрировала самые продолжительные переговоры, продлившиеся 123 мес. (с Болга­рией). Переговоры о присоединении КНР превысили эту продол­жительность. Условия присоединения каждой страны носят ин­дивидуальный характер. Они содержатся в докладах рабочих групп и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, вклю­чающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.

В 1993-1997 гг. десять из 12 стран СНГ (включая Россию) нача­ли переговоры о присоединении к ВТО, и первой из них в декабре 1998 г. присоединилась Киргизия, затем ряд других государств[45].

Известно, что Советский Союз в первые послевоенные годы активно участвовал в формировании политических и экономи­ческих основ мира. Представители СССР участвовали в разра­ботке Бреттон-вудских соглашений, в Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила Советскому Союзу стать участником ГАТТ. В начале 80-х гг. XX в. представители СССР установили неформальные контакты с Генеральным директором ГАТТ. В середине 80-х гг. со сторо­ны Советского Союза была предпринята попытка стать участни­ком многосторонних торговых переговоров в рамках Уругвайс­кого раунда (она была заблокирована США). Тем не менее в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. Российская Федерация унаследовала этот статус в 1992 г. и повела дальней­шую работу по сближению с ГАТТ. В 1994 г. в связи с образова­нием ВТО это заявление было переадресовано в ВТО. Летом 1995 г. начались активные переговоры о присоединении России к ВТО. К началу 1998 г. завершился информационный этап пере­говоров. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с си­стемой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющими значение для присо­единения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно перего­ворный этап, в ходе которого Россия должна определить конк­ретные условия своего участия в ВТО[46].

В соответствии с процедурой, установившейся в рамках ГАТТ, а теперь и в ВТО, формальные переговоры о присоединении к ВТО проходят в рамках Рабочей группы, круг ведения которой является стандартным для всех присоединившихся стран и сфор­мулирован следующим образом:

«Изучить заявление Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании статьи XII и представить Генеральному совету рекомендации, ко­торые могут включать проект Протокола о присоединении»[47].

Первый практический шаг к присоединению был сделан в феврале 1994 г., когда был представлен Меморандум о внешне­торговом режиме России (документ L/7410). В 1995 г. начались формальные заседания Рабочей группы и неформальные встречи и консультации.

За прошедший период проделана значительная работа: в те­чение четырех лет с особой тщательностью изучалось российс­кое законодательство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные отрасли хозяйств, и было достигнуто согласие участ­ников ВТО перейти к следующему этапу переговорного процес­са - выработке условий присоединения России к ВТО. Сейчас пе­реговоры все более приближаются к моменту, когда их итог, с одной стороны, будет зависеть от политического решения Рос­сии; с другой стороны - от политического решения США, ЕС и Японии, которое откроет путь для России в ВТО.

Переговоры о присоединении России к ВТО породили мно­го вопросов в торговых и промышленных кругах страны: Что получит Россия, присоединившись к ВТО? Сможет ли она реали­зовать выгоды и преимущества, которые может дать этот шаг, или прежде всего окажется перед лицом связывающих обяза­тельств? Какое значение будет иметь этот шаг для развития эко­номики страны и ее законодательной базы? и др.

Ответить на вопросы прежде всего поможет опыт других госу­дарств. Свыше 160 государств посчитали для себя выгодным стать членами ВТО или вступили на путь присоединения к ВТО. На их долю приходится более 90% внешнеторгового оборота России. Страны-участницы ВТО образуют то, что принято именовать «ми­ровая торговая система», базой которой является во многом уни­фицированное мировое правовое пространство. Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на правовое простран­ство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как: режим наи­большего благоприятствования и национальный режим для рос­сийских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутрен­них налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, за­щита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компен­сационные меры. Кроме того, Россия получит другие торгово-политические преимущества, которые в итоге будут содействовать ее организованному вхождению в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли, защите российских интересов за рубежом. (Ос­таваясь за пределами ВТО, Россия рискует оказаться в торгово-политической изоляции.)[48] Вместе с тем договоренности ВТО в пра­вовом плане выполняют роль многостороннего торгового дого­вора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров.

Далее, членство в ВТО позволит России использовать меха­низм разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО. Нужда в нем для российских предпринима­телей ощутимо возросла в 90-е гг., когда в ответ на серьезное от­крытие внутреннего рынка Россия столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем товарам и услугам, где Россия обладает сравнительными преиму­ществами во внешней торговле) и недобросовестной конкурен­цией ряда зарубежных фирм как на внешнем, так и на внутрен­нем рынках страны.

Вопрос об участии в ВТО следует рассматривать и в более широком контексте. Создание ВТО повлекло за собой серьезные изменения в общей системе развития правовых норм международ­ной торговли. Сейчас многие положения ВТО проходят период становления. Отношение к ним со стороны различных стран нео­днозначно. В этом, в частности, один из уроков Конференции ми­нистров стран-членов ВТО в Сиэтле. России необходимо хорошо знать, понимать и использовать в своих интересах эту «неодноз­начность»: искать союзников, блокировать противников и привле­кать на свою сторону возможно большее число государств. Одна­ко активная внешнеторговая дипломатия возможна только при полноценном членстве в ВТО. Кроме того, оно открывает перед Россией возможность участия в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли. Эти переговоры уже идут и значительно расширятся в будущем. Неучастие России в этих переговорах поставит страну в практическую изоляцию от процесса развития мировой торговой системы и лишит ее возмож­ности отстаивать и защищать свои национальные торговые инте­ресы, как это делают страны-члены ВТО. Причем чем дольше Рос­сия будет оставаться вне ВТО, тем сильнее она будет отставать от процессов, идущих в мире, и тем с большим объемом требований и обязательств она встретится при присоединении.

Для вступления в ВТО необходимо приведение российского законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как федерального законодательства, так и законодатель­ства субъектов Федерации. Выполнение Россией одного из глав­ных для членства в ВТО условий связано с обеспечением, поми­мо соответствия нормам ВТО федеральных нормативных право­вых актов, также соответствия последним нормативных правовых актов субъектов Федерации. Перевод на нормы ВТО российско­го внешнеторгового законодательства важен не только для при­соединения к ВТО. Правовая работа в этом направлении выве­дет российское законодательство на правовые нормы, которыми руководствуются все страны мира, уменьшит ведомственный ха­рактер законодательных актов и будет способствовать укрепле­нию стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторго­вого режима России, на недостаточность которых поступают жалобы со стороны не только внешнеторговых партнеров Рос­сии, но и отечественных экспортеров и импортеров.

Однако присоединение к ВТО отнюдь не означает лишь при­обретения. Очевидны и потери, неизбежно последующие в слу­чае присоединения России к этой организации. Эти потери мо­гут быть следующими:

• защита многих российских производств, находящихся в кри­зисе, будет серьезно затруднена в результате значительного сни­жения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и ус­луг на российский рынок;

• ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в феде­ральный бюджет от снижения импортных пошлин. Учитывая на­пряженное состояние бюджета, трудности с пополнением его до­ходной части, придется, видимо, компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних нало­гов;

•вступление в ВТО может затруднить возможности продвиже­ния России по пути интеграции со странами СНГ и внутри Тамо­женного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза существует договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна из стран под­ пишет Соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда ее обязательства перед ВТО в силу договоренности между страна­ми-участницами союза станут определенным стандартом для других стран-участниц. В то же время некоторые обязательства, при­емлемые для одной из них, окажутся неприемлемыми для других;

• членство в ВТО существенно ограничивает возможности государства в области государственного регулирования внешне­ экономической деятельности;

• вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор[49].

Присоединение России к ВТО связано с решением многих про­блем, но для этого нужно, чтобы они были правильно поняты с учетом правовых особенностей ВТО, о чем и пойдет речь далее.

Главная особенность Заключительного акта, определившая правовую структуру ВТО, состояла в том, что результаты Уруг­вайского раунда были представлены как единый пакт правовых документов, принятие которых обязательно для стран-членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений. Этот принцип -«все или ничего» - означал важнейший политический поворот в организации международной торговой системы.

Такое новое положение в международной торговле создало сложную ситуацию для ряда стран, еще не полностью готовых для реализации новых договоренностей. Немалые трудности воз­никли в связи с этим для России, и в этом плане она не одинока.

ВТО представляет собой межгосударственную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и догово­ренностей. Она выполняет функции организатора будущих торго­вых переговоров и функции арбитра в урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации Гене­рального соглашения. Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) пред­назначен только для финансирования названной функции ВТО - организации выполнения соглашений и договоренностей Раунда. В этом плане ВТО существенно отличается от большинства меж­дународных организаций как системы ООН, так и вне ее.

Есть еще одна важная особенность ВТО - круг ее ведения опре­деляется соглашениями и договоренностями, содержащимися в при­ложении[50]. Сейчас их 56, и они охватывают торговлю товарами, ус­лугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Однако будущие переговоры, решения будущих министерских кон­ференций могут включить в круг ведения ВТО новые вопросы. Уже сейчас обозначились некоторые направления: торговля и экология; прямые иностранные инвестиции; ограничительная деловая прак­тика и режим конкуренции; информационные технологии.

Другими словами, правовая структура ВТО открыта для даль­нейшего развития - включения новых направлений. Это может изменить с трудом достигнутый баланс интересов и обязательств. Будущее ответит, сможет ли конструкция, созданная в Марракеше, выдержать эту дополнительную нагрузку и окажется ли она управляемой.

Мировая торговля развивается еще по одному направлению: торговля в рамках крупных транснациональных компаний и тор­говля между транснациональными компаниями. В этих двух слу­чаях действуют разные экономические интересы, требующие разного правового подхода. Попытки согласовать их в рамках ВТО, очевидно, встретят большие трудности. Все это ставит перед ру­ководителями ВТО сложную задачу - определение правильного курса в развитии правовой и организационной структуры ВТО.

Другая сложность - изменение положения развивающихся стран в правовой структуре ВТО.

Как уже отмечалось, Россия ведет переговоры о присоединении к международному правовому механизму, конструкция которого во всех деталях в данный момент не известна. Вместе с тем место Рос­сии в международной торговле и в мировой политической системе в настоящее время таково, что она не может подстроить под себя эту многостороннюю систему. Страны-члены ВТО, вне всякого со­мнения, не будут перестраивать ВТО ради присоединения России[51].

Однако, став членом ВТО, Россия, безусловно, сможет влиять на ее дальнейшее развитие. В этом один из аргументов в пользу того, что процесс присоединения не следует затягивать.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, наши экономические отношения со странами ЕС получили хороший импульс к развитию после ратификации в 1997г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Существующая договорно-правовая база этих отношений, думается, уже может быть признана в целом достаточной для того, чтобы основное внимание партнеров было сосредоточено на решении конкретных практических задач взаимодействия. В заключение хотелось бы подчеркнуть: перспективы дальнейшего сближения России с ЕС, создания зоны свободной торговли между ними и превращение РФ в органическую часть общеевропейского экономического пространства зависят не только от эффективности внешнеэкономической политики, но и в наибольшей мере – от успешности решения внутренних антикризисно-реформационных проблем.

Внешняя открытость экономики, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются целью преобразований в России, а служат важной предпосылкой повышения эффективности российской экономики, ее оптимальной интеграции в мировые хозяйственные связи для повышения, в конечном счете, благосостояния народа. Наличие оптимальной степени открытости российской экономики как основы для интеграции в мировые экономические процессы является необходимым условием получения  эффекта от процессов глобализации мировой экономики.

Однако в любом случае на развитие межрегионального сотрудничества в России будут оказывать влияние следующие объективные условия, принципиально отличающие ее от как от каждого европейского государства, так и от ЕС в целом:

ü Колоссальные масштабы территории страны, что ставит естественным образом вопрос о необходимости более тесного сотрудничества и взаимодействия смежных регионов, хотя бы принимая во внимание лишь один фактор – необходимость экономии на транспортных затратах;

ü Исключительно сильное разнообразие природно-климатических, ресурсных, структурных, демографических, этнических и других условий и факторов развития ее субъектов Федерации и наличие невиданной в мире асимметрии в социально-экономическом развитии регионов;

ü Асимметричность российского федерализма (фактическое правовое неравенство различных субъектов Федерации - национальных республик, краев и областей) и усложненная и «утяжеленная» федеративная (административно-территориальная) структура страны;

ü Отсутствие опыта и менталитета «федерализма сотрудничества» у политических региональных элит;

ü Слабость федеральной региональной политики российского государства.

Очевидно, что специфику интеграционных процессов в России будут определять и такие факторы, как «наследие» жестких централистских традиций бывшего Союза ССР (и, кстати, царской России), а также проявившийся в последнее время (и часто преувеличенный) «синдром опасности»[52] влияния сопредельных государств на развитие отдельных российских регионов (чаще всего имеется в виду опасность «китаизации» ряда дальневосточных субъектов Федерации).

Вырабатывая эффективную стратегию интеграции в мировое хозяйство, российская экономическая политика должна основываться на системе приоритетов, ведущих звеньях экономики, отраслях-локомотивах. Такими приоритетными отраслями российской экономики могут стать лесопромышленный, нефтегазовый комплексы, а также наукоемкие отрасли, отрасли высоких технологий и некоторые другие.

В целом место и роль России в мировой экономике будет определяться главным образом общим уровнем экономического развития страны, результатами проводимой экономической реформы, кардинальным обновлением структуры общественного производства, развитием экспортного потенциала.

 

Список литературы:

1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М.: 2000.

2. Григорьев Ю.А. Практика внешнеэкономической деятельности.- М.: "Паимс", 1993.

3. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь-справочник. — М.: Высшая школа, 1990.

4. Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. – М.: Логос, 2000.

5. Жуков Е.Ф., Капаева Т.И Международные экономические отношения: Учебник для ВУЗов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000

6. Киреев А.А. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 1997.

7. Орешкин В. А. Внешнеэкономический комплекс России – проблемы и перспективы развития.- М.: ВНИКИ, 2000.

8. Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – М.: Юристъ, 2002.

9. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2000.

10. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

11. Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000.

12. Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004.

13. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. — М.: Catallaxy, 1998.

14. Международные экономические отношения / Под ред. Р.И. Хазбулатова. — М.:             Новости, 1991.

15. Мировая экономика. Учебник для Вузов.//Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2001.

16. Мировая экономика / Под ред. В.К. Ломакина. — М.: Анкил, 1995.

17. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фоминского. — М.: Международные отношения, 1995.

18. Российский статистический ежегодник, Госкомстат России.- М.,1995.

19. International Financial Caustics Yearbook 2000. Wash., 2000.

Журналы

1. Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2001.

2. Батенев В. Современная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве.- Внешняя торговля, №12,1995.

3. Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии. – Газета «Союз: Беларусь-Россия», №6, 2001.

4. Заставенко В., Райзберг Б. Государственные программы и рынок.- Экономист, № 3, 1991.

5. Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России. – Экономист, № 1, 1998.

6. Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век. – РЭЖ, № 8, 1999.

7. Мерзляков И.П.О становлении рыночной экономики.- Финансы, № 1, 1994.

8. Михеев В. Россия в мировой экономике. – Журнал «Pro et Contra», № 2, 2002.

9. Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции. – Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2000.

10. Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2000.

11. Шеховцев А., Шестакова М., Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России.- Вопросы экономики, №10, 2000.

12. Шишков Ю. Россия и мировой рынок; структурный аспект.- МЭ и МО, №1,1997.

13. Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран.- МЭ и МО,№ 6, 2000.

14. Russia; Foreign Economic Relations. Trends and Prospects. VNIKI, M., № 4, 1997; № 1,2000.

 


[1] Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М., 2000.с.4.

 

[2] WTO. International Trade Statistics 2000.- Genewa, 2000. P. 27.

[3] Батенев В. Современная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве. // Внешняя торговля. – 1995. - №12

 

[4] Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. – М.: ЮНИТИ, 2000. с.18.

 

[5] Михеев В. Россия в мировой экономике. – Журнал «Pro et Contra», № 2, 2002. с.4.

[6] Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2001. с.25.

 

[7] Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2002. с.42.

[8] Мировая экономика. Учебник для Вузов. Под. ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2001. с.64.

 

[9] Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции. – Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2000. с. 47.

[10] Там же с.81.

 

[11] Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004. с.95.

 

[12] Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для Вузов. ЮНИТИ-ДАНА, 2003.с.89

 

[13] Там же с.91.

[14] Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2001.с 47.

 

[15] Международные экономические отношения: Учебник для ВУЗов Жуков Е.Ф., Капаева Т.И Москва.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000. с. 91.

[16] Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии. – Газета «Союз: Беларусь-Россия», №6, 2001. с.13.

[17] Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2001. с.66

 

[18] Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век. – РЭЖ, № 8, 1999. с.12

[19] Там же с.15.

 

[20] Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2000. с.7.

 

[21] Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век. – РЭЖ, № 8, 1999. с.19

 

[22] Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004. с.121.

[23] Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000. с. 24.

 

[24] Михеев В. Россия в мировой экономике. – Журнал «Pro et Contra», № 2, 2002. с.21.

[25] Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии. – Газета «Союз: Беларусь-Россия», №6, 2001. с.13.

 

[26] Михеев В. Россия в мировой экономике. – Журнал «Pro et Contra», № 2, 2002. с.27.

[27] Менаев В., Шмелёв Н. Экономические отношения России и ЕС, заглядывая в XXI век. – РЭЖ, № 8, 1999. с.31.

 

[28] Там же с.32-34.

 

[29] Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2000. с.25.

[30] Батенев В. Современная Россия в международном научно-техническом сотрудничестве. // Внешняя торговля. – 1995. - №12. с.13.

 

[31] Там же с.14-16.

[32] Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000. с.42.

[33] Смирнов П. С., Хребтов В. А. Россия на пути к ВТО. – М., 2000. с.51-54.

 

[34] Покровская В. В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник. – Юристъ. 2002. с.58.

 

[35] Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России. – Экономист, № 1, 1998. с.16.

 

[36] Лесняков Г. Стратегия западноевропейской интеграции и отношение к России. – Экономист, № 1, 1998. с.21.

 

[37] Там же с. 34.

[38] Спиридонов И. А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА-М, 2004. с.132.

[39] Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000. - №10. с.13.

 

[40] Там же с.17.

[41] Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000. - №10. с.21.

 

[42] Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фоминского. — М., Международные отношения, 1995. с.78.

[43] Мировая экономика / под ред. В.К. Ломакина. — М., Анкил, 1995. с.43.

 

[44] Шеховцев А., Шестакова М., громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России// Вопросы экономики. – 2000. - №10. с.23.

 

[45] Шапиро А. Интеграция стран СНГ. – Мировая экономика и международные отношения, № 7, 2000. с.28.

 

[46] Гребенюк В. Интеграции – государственные гарантии. – Газета «Союз: Беларусь-Россия», №6, 2001. с.13.

 

[47] Там же с.17.

[48] Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. – М.: Логос, 2000. с.124.

[49] Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции. – Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2000. с.14.

 

[50] Там же с.17-18.

[51] Синцеров Л. Длинные волны глобальной интеграции. – Мировая экономика и международные отношения, № 5, 2000. с.21.

 

 

[52] Аксенов В. Интеграционное противоборство. – Независимая газета, № 54, 2001. с.3.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: