Проблемы рационального природопользования. Экономика природопользования Поволжского экономического района

 

Деградация природной среды, истощение природных ресурсов являются результатом нерационального природопользования. Изменить ситуацию возможно лишь при использовании новых подходов к ведению хозяйства, эксплуатации ресурсов, при введении принципов рационального природопользования.

Под рациональным природопользованием понимается хозяйственная деятельность, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов, наиболее эффективный режим их охраны и воспроизводства [7].

Рациональное природопользование подразумевает применение системы разработанных мер и принципов, которые помогают решить задачу управления природопользованием и охраной окружающей среды. Главные из них следующие;

- экологические - предусматривают систему экологических ограничений, включение экологических требований в процедуру оценки социально-экономического эффекта эксплуатации ресурсов; проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую природную среду;

- экономические - установление платы за сбросы загрязняющих веществ, компенсация ущерба от различных видов воздействия, опирающаяся на систему территориальных кадастров природных ресурсов, с их стоимостными оценками;

- правовые - использование системы экологического законодательства, обеспечивающей экологическую безопасность; сочетание экономических и экологических интересов; разработка нормативных актов, устанавливающих порядок применения мер ответственности за экологические правонарушения;

- санитарно-гигиенические, демографические, этнические - предполагают использование мер, направленных на снижение риска для здоровья в связи с загрязнением и вредным воздействием на окружающую среду; создание для людей здоровой среды обитания.

При соблюдении общих для страны принципов рационального природопользования важно учитывать особенности отдельных регионов, их природно-ресурсный потенциал, степень деградации среды и т.д. Поэтому каждый регион должен иметь свою программу природопользования. Территориальный аспект природопользования включает и различные формы отношений между отдельными территориями, например взаиморасчет за ущерб, нанесенный окружающей среде трансграничным переносом загрязняющих веществ, затоплением земель водохранилищем, находящимся на соседней территории [8].

Природопользование - это не только ресурсопользование. Оно включает также сохранение природного фонда, видового разнообразия. Сохранение природного потенциала возможно с помощью создания сети природоохранных территорий - заповедников, национальных парков. В России эти территории образуют единую систему, предназначенную для сохранения и изучения природного разнообразия, поддержания экологического равновесия и проведения экологического мониторинга.

Источниками негативного воздействия на природную среду являются практически все отрасли материального производства - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство. Значителен вклад населения, особенно проживающего в городах. Размеры влияния коммунально-бытового хозяйства можно сравнить с промышленным.

О степени воздействия различных отраслей хозяйства можно судить по их вкладу в общий объем загрязнения. Так, на загрязнение атмосферы в значительной степени оказывают влияние производственные процессы, связанные с сжиганием топлива, высокотемпературными технологиями. Промышленность объединяет отрасли, отличающиеся многообразием воздействия на природу и человека. Прежде всего выделяются добывающая и перерабатывающая отрасли, не только технологическими процессами, но и масштабами и особенностями техногенного влияния.

Специфика воздействия зависит от способа добычи (открытый или закрытый), добываемого ресурса, природных особенностей территории, где идет добыча. Перерабатывающая промышленность оказывает наибольшее влияние на состояние атмосферы, водных ресурсов; многочисленные твердые отходы приводят к загрязнению почв, подземных вод. Среди многочисленных отраслей перерабатывающей промышленности можно выделить группу крупнотоннажных по выбросам вредных веществ. К ним относятся прежде всего черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная отрасли промышленности.

Поволжский район представляет собой многоотраслевой хозяйственный комплекс, воздействие которого идет в нескольких направлениях. Происходит загрязнение р. Волги сбросами предприятий нефтеперерабатывающей, нефтехимической, машиностроительной отраслей промышленности, сельскохозяйственными стоками, коммунально-хозяйственными водами городов, речным транспортом. Волга находится в состоянии экологического кризиса. Максимальная антропогенная нагрузка на территорию создается в Самарской Луке, где размещена мощная промышленность Самары, Сызрани, Тольятти, Чапаевска. В атмосфере этих городов в концентрациях, во много раз превышающих нормативы, фиксируются особо токсичные вещества - бенз(а)пирен, фтористый водород, диоксин, этилбензол, сероводород и другие. Наиболее острой экологической проблемой Калмыкии является деградация земель, образование техногенной пустыни [9].

       Основной задачей развития производства Поволжья является ком­плексное использование и охрана водных ресурсов р. Волги, которая превратилась в цепочку водохранилищ. На территории Волжского бас­сейна, занимающей около 8 % всей территории России, в течение мно­гих лет шло наращивание промышленного и сельскохозяйственного потенциала страны.

Создание в бассейне Волги крупной промышленности, за­грязняющей ее воды, интенсивное развитие речного транспор­та, сельское хозяйство, применяющее в больших объемах ми­неральные удобрения, значительная часть которых смывается в Волгу, непродуманное строительство гидроэлектростанций па­губно влияют на Волгу. В настоящее время стоит задача спасе­ния Волги, вывода ее из состояния экологического бедствия, возвращение России великой реки. Принятые решения и раз­работанные проекты по охране Волги от загрязнения создают основу для ее оздоровления.

На сегодняшний день здесь производится около 50% всей продук­ции сельского хозяйства страны, расположено много городов, где скон­центрировано приблизительно 45% промышленного производства страны. Все это приводит к катастрофическому ухудшению экологи­ческой ситуации. К сожалению, речная вода превращается в коктейль из таких загрязнений, как соединения азота, тяжелые металлы, фенолы, нефтепродукты, органика и др. В Республике Калмыкия сильно пострадало озеро Сарпа, куда без очистки сбрасываются коллекторно-дренажные воды с рисовых полей.

       В последние годы район сталкивается с серьезными экологическими проблемами, связанными с быстрым ростом городов, насыщением территории района промышленными предприятиями, загрязняющими воды Волги, ее притоков и атмосферный воздух. Чрезмерная распаханность земельных угодий и несоблюдение агротехнических приемов к ускорению развития эрозионных процессов. Перегрузка пастбищных угодий и бессистемный выпас скота в Нижнем Поволжье (особенно в Калмыкии) приводят к выбиванию травостоя и опустыниванию пастбищных угодий [10].

Серьезной экологической проблемой является повышение уровня Каспийского моря, что привело к затоплению обширных территорий Прикаспийской низменности и подтоплению портовых сооружений, городских и сельских поселений, предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспортных коммуникаций и других объектов народного хозяйства.

Для устранения или смягчения негативных экологических явлений требуются крупные инвестиции. Однако из-за серьезных экономических трудностей многие предприятия не имеют свободных средств, которые могли бы пойти на эти цели.

Проблема загрязнения волжской воды стала сейчас одной из острейших проблем не только Поволжья, но и всей России, так как Волга протекает по обширной территории Центральной России. На многих предприятиях, расположенных в бассейне Большой Волги, средства фильтрации и очистные сооружения либо отсутствуют, либо требуют срочной и кардинальной модернизации. Из-за отсутствия жесткого экологического законодательства многие предприятия просто не хотят тратить значительные средства на это заведомо, по их мнению, нерентабельное переоснащение.

Для предотвращения опустынивания земель в Калмыкии разработана и реализуется «Федеральная программа действий по борьбе с опустыниванием территории». Получены первые положительные результаты по предупреждению и предотвращению опустынивания земель в этом регионе разработана также и реализуется «Федеральная программа, социальных, экономических и экологических проблем, связанных с подъемом уровня Каспийского моря».

Одна из главных проблем Поволжья – проблема Большой Волги. Так в свое время назывался проект ее преобразования путем создания нескольких плотин и водохранилищ. Он преследовал решение нескольких основных задач:

· энергетической

· транспортной

· орошение засушливых территорий

· водообеспечения промышленности и населения

Фактически успешно была решена только энергетическая проблема.

На Волге и Каме построено 11 ГЭС общей мощностью 13,5 млн кВт (35% мощности всех ГЭС России). Однако водохранилища не увеличили пропускную способность, 1/3 их занимают мелководья, и фарватер проходит по старому руслу Волги. Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к тому, что 80% его территории находится в критическом состоянии. Гибнут приволжские леса.

Обеспечение промышленности и населения водой не только не улучшилось, но, напротив, стало сложнее из-за ее сильного загрязнения. Прозрачность волжской воды снизилась в десятки раз, и это неудивительно. Волга ежегодно несет в Каспийское море 32 тыс. т нитратов, 591 тыс. т взвешенных веществ, 29 тыс. т/ нефтепродуктов, 7,3 тыс. т мыльной пены, 313 тыс. т фенолов. Плотины и сильное загрязнение воды поставили под угрозу исчезновения крупнейшее в мире (90%) стадо осетровых рыб[11].

За последние 20 лет улов рыбы здесь сократился в два раза. Через очистные сооружения проходит всего 36% сбрасываемых сточных вод. Поэтому ежегодный ущерб от гибели осетровых оценивается в десятки миллиардов рублей. Сколько всего их погибло в результате осуществления проекта Большая Волга, неизвестно. Добавим к этому затопление огромных площадей плодородных земель, разрушение перенесение или затопление 96 городов и поселков городского типа, 2500 сел и деревень, тысяч памятников истории и культуры. Как развязать сложный узел волжских проблем? Некоторые предлагают взорвать все волжские плотины. Вряд ли это разумно, учитывая многомиллиардные затраты на их строительство [12].

Основными направлениями развития народного хозяйства Поволжского экономического района являются:

- преодоление экономического кризиса, приведшего к резкому сокращению производства, повышению уровня безработицы, к взаимным неплатежам, нарушению внутрирайонных и межрайонных связей, к снижению уровня жизни населения;

- расширение топливной базы, поиск новых месторождений нефти и газа, внедрение современных методов разработки месторождений, увеличение объемов добычи нефти и газа для обеспечения сырьем нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в районе;

- в машиностроительном комплексе – проведение серьезной реконструкции, модернизации предприятий, усиление внутриотраслевых связей по кооперации;

- в агропромышленном комплексе – повышение уровня энерго- и фондовооруженности сельского хозяйства, рациональное использование земельных угодий, обеспечение сельского хозяйства необходимой техникой и минеральными удобрениями по доступным ценам, поддержание ирригационных систем в рабочем состоянии и рациональное использование орошаемых земель, создание прочной кормовой базы для животноводства, восстановление поголовья скота до уровня 1990 г., повышение его продуктивности;

- приведение земельной реформы в действие, реструктуризация крупных сельскохозяйственных предприятий с учетом условий каждого региона, создание условий для успешного развития фермерских хозяйств;

- создание сети мелких перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий в местах производства сельскохозяйственной продукции, а в городах и промышленных центрах – крупных перерабатывающих предприятий для более глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;

- решение социальных проблем и повышение уровня жизни населения на основе достижения утраченных позиций и дальнейшего развития отраслей материального производства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.).

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации: Учебное пособие.

2-е изд., перераб. и доп.: В 2 ч. Ч.II. Экономическое районирование. Внешние экономические связи. Самара: Издательство Самарск. гос. экон.акад., 1997. - 280 с.

2. Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. М.: Госкомстат России. 2007.

3. Чистобаев А.Н. Развитие экономических районов: Теория и методы исследования. М.: Наука, 1998.

4. Клавдиенко В.П. Сырьевая составляющая устойчивого развития мирового сообщества // Вестник МГУ, сер. 6, Экономика, 2002, № 2, С. 23-39.

5. Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. - М., 1998.

6. Экономика природопользования. Под ред. Т.С. Хачатурова. - М.: Издательство Московского университета, 1991.

7. Экономическая география России. Под ред. В.И. Видяпина. Инфра-М, 2004. – 568 с

8. Ю.В.Новиков. Охрана окружающей среды. -М.: Высшая школа, 1987.

9. Экономическая география России. И.А. Родионова. Московский лицей, 1998.

10. В.Ф.Протасов, А.В.Молчанов. Экология, здоровье и природопользование в России. -М.: Финансы и статистика, 1995.

11. География. Население и хозяйство России. В.Я. Ром, В.П. Дронов. Дрофа, 1998.

 

12.Экономическая и социальная география России: Под. ред. проф. А.Т. Хрущева.- М.: Дрофа, 2002. – 672 с.

13. Комар И.В. Рациональное использование природных ресурсов и ресурсные циклы. - М., 1999.

 

                              

 

 

Приложение А

 

Добыча нефти, включая газовый конденсат, по субъектам Российской Федерации
(тысяч тонн)

  1970 1980 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Российская Федерация 284753 546729 516183 306827 323517 348133 379563 421341 459318 470175 480507
Северо-Западный федеральный округ 7602 21712 16962 10306 13457 14487 15418 18009 21584 24513 26040
Республика Коми 7602 20386 14645 6876 8181 9158 9568 9879 10263 11204 11602
Архангельская область                      
(Ненецкий автономный округ) - 1 1164 2661 4527 4586 5105 7376 10497 12091 12998
Калининградская область - 1325 1153 769 749 743 745 755 825 1218 1440
Южный федеральный округ 41791 22610 11976 7823 10635 11582 12324 12768 13307 13469 13554
Республика Адыгея 300 28 18 11 0,8 1,3 1,0 0,5 0,3 0,8 0,3
Республика Дагестан
}
2179

731 636 323 327 345 337 342 348 336 331
Республика Ингушетия Чеченская Республика 20274 7383 4205 110 629 164 73 188 722 146 1493 126 1779 119 1975 123 2200 108 2119
Кабардино-Балкарская Республика - - - - 9,0 9,5 9,8 1,7 0,8 1,0 1,5
Республика Калмыкия 351 407 455 403 248 269 237 260 248 244 202
Республика Северная Осетия –Алания - - - - 6,8 4,5 4,1 5,0 8,1 5,3 5,0
Краснодарский край 5657 4606 1995 1559 1716 1787 1847 1869 1789 1689 1838
Ставропольский край 6423 6042 1776 744 1022 1079 1015 1026 1004 980 1130
Астраханская область - - 771 1439 3441 3703 3826 4007 4067 4197 4173
Волгоградская область 6607 3413 2120 2605 3629 3471 3407 3351 3746 3690 3643
Ростовская область - - - - - 2,7 2,1 1,7 3,0 3,4 3,4
Приволжский федеральный округ 201457 187225 109559 78324 75156 78678 82989 89249 92922 93183 95500
Республика Башкортостан 39194 36879 24988 15654 11704 11439 11383 11235 11119 11060 11000
Республика Татарстан 101913 83070 34962 25692 27295 28274 28716 29157 29946 30710 31296
Удмуртская Республика 476 10408 11084 8415 7680 7870 7793 8555 9394 10160 10226
Пермский край 16082 14885 11673 9398 9372 9628 9865 10087 10083 10367 10990
Кировская область - - - - 3,9 4,8 6,0 5,4 3,8 3,8 4,2
Оренбургская область 7387 15457 10345 8687 9067 9673 11454 14528 16754 17530 18617
Пензенская область - 19 36 14 25 57 89 150 199 195 192
Самарская область 35034 25033 15068 9096 8100 9728 11433 12963 13379 10772 10865
Саратовская область 1371 1459 1347 1193 1534 1608 1727 2004 1429 1615 1621
Ульяновская область - 15 56 175 374 397 523 566 616 770 690
Уральский федеральный округ 28509 307867 365342 201592 213469 231253 254165 283169 310002 320237 325493
Тюменская область 28509 307867 365342 201592 213469 231253 254165 283169 310002 320237 325493
в том числе:                      
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 28509 304917 305981 169179 180888 194226 209897 233150 255780 268002 275590
Ямало-Ненецкий автономный округ - 2950 59352 32371 32025 36345 43431 49125 53037 50784 48440
Сибирский федеральный округ 2921 4796 10318 6874 7019 7930 10997 14574 17599 14346 13346
Красноярский край - - 5 108 52 46 57 71 85 77 106
в том числе:                      
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ - - - - 0,7 0,6 0,5 12 22 22 29
Эвенкийский автономный округ - - 5 108 51 45 56 59 63 55 77
Иркутская область - - - - 26 44 48 76 143 161 162
Новосибирская область - - 7 25 38 85 238 485 932 1427 1820
Омская область - - - - - 0,4 62 286 497 952 1113
Томская область 2921 4796 10306 6741 6903 7754 10592 13656 15942 11729 10147
Дальневосточный федеральный округ 2472 2519 2026 1908 3781 4203 3670 3572 3905 4427 6573
Республика Саха (Якутия) - - 108 185 419 436 418 365 359 412 411
Сахалинская область 2472 2519 1918 1723 3362 3767 3252 3208 3546 4014 6162

 

Приложение Б



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: