Функционально – деятельностный компонент

  Системообразующие ценности.

Здоровье - главное условие человеческой жизни. За основу взята программа В.Н.Косаткина, разрабатывается программа по здоровью «Я здоровье сберегу» Компетенции в воспитательной системе приобрели следующие направления.

 Теоретической основой выделения групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что:

  человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев);

  человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев)

1.Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности.

2.Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми.

3.Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту                          деятельности, общения. Они суть:

компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы

компетенции социального взаимодействия: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; деловая переписка; коммуникативные задачи.

3.    Компетенции, относящиеся к деятельности человека

компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией.

Эти компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся, как отмечалось нами выше, его личностными качествами, свойствами. Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими.

Функции воспитательной системы по отношению к ребенку:

образовательная – направленная на формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира;

воспитательная – содействующая духовно-нравственному, физическому становлению личности школьника, его самореализации;

защитная – связана с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды;

компенсирующая – предполагает создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации а таких сферах деятельности, как познание, игра, общение;

интегрирующая и корректирующая – заключается в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.

Педагогическое обеспечение:

аналитическая -  изучение и анализ особенностей детей, уровня воспитанности ребенка, детского коллектива;

прогностическая – предвидение результата намеченного, построение модели, определение ближних и дальних перспектив;

коммуникативная – регулирование, содействие, установление, построение оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик»;

организационно-координирующая - помощь и сотрудничество в планировании, обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, с общественностью, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения. Стимулирование творческой, исследовательской деятельности учащихся, защита прав и свобод воспитанника, ведение документации.

Формы и методы организации совместной деятельности и общения.

Циклы тематических классных часов.

Книга рекордов класса.

Летопись класса «Наш классный класс».

Презентация класса «Богатырь»

Игра – путешествие по нашей большой Родине.

Защита проекта «Что нужно растениям для жизни?»

Ролевая игра «Учимся дружить»

Спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья»

Творческие дела «Птичкам зимой надо помогать»

Экскурсии.

Встреча с интересным человеком.

Портфолио учащихся и класса.

Развитию и проявлению индивидуальности ребенка способствуют следующие

формы и приемы:

Тренинг саморазвития;

 Интервью.

Вопросник.

«Мозговой штурм».

Листы достижений.

Анкета «Я познаю себя»;

Практикум «Правила поведения» (составление эталонов поведения для своего возраста);

Практикум «Правила здорового человека»;

Дневник здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: