Банк России как субъект денежно-кредитной политики

Как уже упоминалось выше, основным проводником денежно-кредитной политики является Центральный Банк Российской Федерации.

Цель его деятельности – обеспечение устойчивости российской валюты, покупательной способности рубля и минимизации инфляции, а также эффективности и стабильности всей банковской системы и системы расчетов в интересах экономики в целом. Сам Банк России по закону независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти, подотчетен законодательной власти. Он в своей деятельности руководствуется лишь законами РФ и своим уставом. Банк России является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не отвечает по обязательствам правительства, как и правительство по обязательствам Банка.

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы в Российской Федерации может быть успешным лишь в том случае, если государство через Центральный Банк РФ способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. По действующему законодательству существует лишь один специализированный орган по управлению кредитно-банковской системой. Этим органом является Банк России, к числу основных задач которого отнесены регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. Именно он выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, устанавливает обязательные экономические нормативы для банков и других кредитных организаций, осуществляет надзор за соблюдением ими этих нормативов, а также контролирует правильное применение банковского законодательства, устанавливает для банков объемы и сроки предоставления отчетности, необходимой для надзора, определяет правила работы в банках и других кредитных организациях, включая правила совершения банковских операций.

Важнейшей задачей Банка России является разработка и осуществление совместно с Правительством России единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля, а также снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Это является важным фактором сохранения финансовой стабильности, формирования позитивных ожиданий, повышения уровня жизни населения и расширения спроса на производимую продукцию и услуги, что определяет базовые макроэкономические условия для высоких темпов экономического роста. Стабильная национальная валюта – важная предпосылка устойчивого развития экономики и повышения доверия к проводимой экономической политики. Как представляется, успешное достижение этих целей и есть основной вклад денежно-кредитной политики в поддержание устойчивого экономического роста.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002г. №86-ФЗ (ст.45) предусмотрено, что Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект указанного документа направляются Президенту РФ и в Правительство РФ.

Государственная Дума после рассмотрения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год принимает соответствующее решение не позднее принятия ею федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год.

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период с 2008 до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России представили основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Согласно представленному документу, главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции в 2008 году до 6-7%, в 2009 году – до 5,5–6,5%, в 2010 году – до 5-6%. Укрепление реального эффективного курса рубля в 2007 году может составить 4-5%. В документе представлены три варианта сценария макроэкономического развития в 2008 году, зависящие от цены нефти.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России, согласно закону «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (ст.35), являются:

- процентные ставки по операциям Банка России;

- нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование кредитных организаций;

- валютные интервенции;

- установление ориентиров роста денежной массы;

- прямые количественные ограничения;

- эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставка рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

На протяжении 1991-1995 годов ставка рефинансирования неоднократно пересматривалась в диапазоне от 10 до 200% годовых, в зависимости от экономической ситуации в стране. В 1997-1998 годах Банк России определил в качестве задачи в области процентной политики постепенное снижение процентных ставок в экономике до уровня, стимулирующего неинфляционный рост спроса на заемные ресурсы. В то же время, с октября 1997 года по август 1998 года процентная политика Банка России испытывала на себе влияние внешних условий. Приоритетным направлением процентной политики Банка России стало поддержание стабильного курса национальной валюты и недопущение системного банковского кризиса. В течение последующих лет эта линия денежно-кредитной политики развивалась постоянно.

На ближайшие 3 года главным инструментом денежной политики Банк России определяет меры, направленные на использование процентной ставки. Банк начинает проводить более активную процентную политику. Если в предыдущие годы уровень ставки рефинансирования Банка России корректировался в основном вслед за снижением инфляции и устойчивым уменьшением ставок на рынке межбанковских кредитов, отражая уже произошедшие изменения в состоянии денежной сферы, то сейчас Банк стремится воздействовать с помощью ставки по своим инструментам на уровень ликвидности банковской системы, объем денежного предложения и, соответственно, инфляцию. Так, в начале 2006 года для изъятия избыточной ликвидности Банк Росси несколько раз повышал ставки по депозитам коммерческих банков в Центральном Банке. Для денежно-кредитной политики это означало усиление внимания к процентной политике в процессе контроля за темпами денежного предложения.

Нормативы обязательных резервов – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке.

Ониустанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.

Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения.

Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

Операции на открытом рынке.

Эмитентом ценных бумаг является Правительство Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации. Банк России выполняет роль главного дилера и агента по обслуживанию государственного долга.

В начале 1992 года Банк России совместно с Минфином России начали подготовку по созданию инфраструктуры современного рынка государственных ценных бумаг. При этом ставилась двуединая задача: обеспечить неинфляционное финансирование дефицита бюджета и создать условия для регулирования денежного обращения экономическими методами. На рынке ценных бумаг в 1993 году начали обращаться государственные краткосрочные облигации (ГКО) и казначейские обязательства (КО), а также другие ценные государственные бумаги. Банк России и коммерческие банки стали активными участниками фондового рынка.

Несмотря на временное прекращение функционирования рынка ценных бумаг после августа 1998 года Банк России не отказался от этого метода регулирования денежного обращения. В сентябре 1998 года Центральный Банк выпустил в обращение облигации Банка России (ОБР) и начал операции с ними. ОБР использовались в качестве залога под ломбардные, внутридневные кредиты и кредиты «овернайт», а также для поведения с ними сделок «репо».

В 2001 году Банк России активизировал свое участие в операциях на открытом рынке за счет более активного использования выпускаемых им облигаций, а также возобновления операций с государственными ценными бумагами.

Рефинансирование банков является частью процентной политики Банка Росси, которая рассматривалась выше.Это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей.  

Банк России предоставляет кредиты банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

До середины июня 1998 года Банк России предоставлял банкам, выполняющим его требования, два вида кредитов: ломбардные кредиты под залог государственных ценных бумаг и однодневные расчетные кредиты «овернайт». После событий 17 августа 1998 года Совет директоров Банка России оперативно принимал решения о внесении изменений в действующий механизм кредитования банков с целью сокращения рефинансирования банков.

В течение 2000-2002 годов Банк России для поддержания ликвидности, повышения финансовой устойчивости, проведения мероприятий по финансовому оздоровлению принимал решения о предоставлении кредитов банкам регионов стран, а также отдельно социально значимым банкам. Процедура рефинансирования была восстановлена.

В 2001-2002 годах наиболее остро встала проблема избыточности ликвидности в банковском секторе. При этом основная задача состоит не в изъятии временно свободных денежных средств, а их использование в реальном секторе экономики. 

Валютные интервенции. Этот метод заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

Исходя из роли валютного курса и его влияние на денежное обращение в стране, Банк России осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс тубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.

Введение «валютного коридора» способствовало регулируемости валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финасовое положение предприятий, осуществляющих внешне- экономическую деятельность, на финансовое положение банков.

Правительство и Банк России придерживаются системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватными кредитно-денежной программе. Они рассматривают политику в области обменного курса в свете развития макроэкономической ситуации.

Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливает минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 года, Банк России принимал ежегодно две промежуточные цели – предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США. В 2000 году в качестве основного был принят ориентир по уровню инфляции.

Прямые количественные ограничения применяются в виде установления максимальных уровней сделок, а в ряде случаев прямого ограничения кредитования, регулирования конкретных видов кредита и замораживания процентных ставок. Обычно такие прямые административные ограничения могут осуществляться в исключительных случаях и после консультаций с Правительством РФ.

Эмиссия облигаций. Банк России имеет право осуществлять от своего имени эмиссию облигаций, которые размещаются среди кредитных организаций. Предельный размер эмиссии облигаций равен разнице между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов, рассчитанной по действующему на момент выпуска облигаций нормативу.

 

 

Заключение.

Денежно-кредитная политика – один из мощнейших инструментов экономической политики, находящихся в распоряжении государства. Однако следует учитывать, что общие итоги экономического развития зависят не только от проводимой денежно-кредитной политики, но и от эффективности всего комплекса мер структурной, бюджетно-налоговой политики, политики, регулирующей внешнеэкономическую деятельность.

К преимуществам денежно-кредитной политики следует отнести ее гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур) и независимость от политического давления (существует закон о Центральном банке, определяющий его функции и полномочия).

Обладая такими инструментами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки, операции на открытом рынке, а также с помощью некоторых административных (прямых) методов регулирования центральные банки могут оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через денежное предложение – на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

Значимость и механизм денежно-кретной политики по-разному оцениваются в кейнсианской и монетаристской теориях. Кейнсианцы полагают, что в основу денежно-кредитного регулирования должен быть положен определенный уровень процентной ставки. Они считают также, что денежно-кредитная политика уступает по силе воздействия на экономику фискальной политике. Монетаристы же утверждают, что в основе денежно-кредитного регулирования лежит спрос и предложение денег.

Используя рекомендации представителей различных школ, находя компромиссные решения, центральные банки реализуют денежно-кредитную политику.

 

 

Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является основным проводником денежно-кредитной политики в России. Он сохраняет преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства. В настоящее время снижение инфляции и обеспечение устойчивого курса рубля по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики.

При проведении денежно-крединой политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в данный момент в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся экономическим условиям.

 

Список использованной литературы:

1. Антонов Н.Г. Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: АО «Финстатинформ», 1995.

2.  Вахрин П.И. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

3. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998.

4. Колпакова Г.М. Финансы, денежное обращение, кредит: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Макконнелл К.Р. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. проф. А.Г.Грязновой и проф. Н.Н.Думной. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007.

7. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. – СПб.: Питер, 2007


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: