Внутренний долг государственный – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Может иметь форму кредитов, государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:
- целевые займы и вклады;
- государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
- государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
- казначейские обязательства;
- государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
- ГКО;
- ОФЗ-ПК и т.д.
Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы по обслуживанию долга стали превышать доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры, которые позволили снизить эти затраты, а именно:
- на российский рынок ценных бумаг были допущены нерезиденты (для покупки государственных ценных бумаг им было разрешено открывать счета типа "С");
- начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов;
- начался выпуск еврооблигаций, который позволил перевести внутренний долг во внешний.
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за январь 2009 г. на 0,135 до 1 трлн. 423 млрд. 268 млн. руб. на 1 февраля 2009 г. Об этом свидетельствует информация департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов РФ.
В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 февраля 2009 г. большая часть - 61,975 - приходилась на ОФЗ-АД на общую сумму 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД составляли 329,999 млрд. руб. (23,19%), ГСО-ФПС - 132 млрд. руб. (9,27%), ОФЗ-ФК - 33,828 млрд. руб. (2,38%), ГСО-ППС - 45,415 млрд. руб. (3,19%)
Сущность бюджета и основные принципы построения бюджетной системы
Бюджет – основной финансовый план страны, централизированный фонд денежных средств, предназначенных для обеспечения функций государства и его территориальных подсистем.
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:
формирования доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней системы и бюджет. государственных внебюджетных фондах (пенсионный, социально-страховой, медицинское страхование)
Осуществление государственных и муниципальных заимствований регулирования гос. и муниц.долга
Составление и рассмотрение проекта бюджетной системы их утверждение, исполнение и контроля за их исполнение.
Бюджетная система состоит из 3 уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Консолидированный бюджет используется для расчётов минимальных, социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планирование и при анализе эффективного распределения и использовании бюджетных средств. Показателем является также основания для предоставления текущих субвенций из федерального бюджета.
Принципы Бюджетной Системы (ст. 28):
единство;
разграничения доходов и расходов между уровнями БС;
самостоятельность;
полнота отражения доходов/расходов;
сбалансированность; эффективности и экономности использования средств;
гласность;
достоверность бюджета;
адресность и целевой характер бюджетных средств.