Дом трудолюбия Рукавишниковых

Двухэтажный с цокольным этажом Дом трудолюбия (ри.3) (ул. Фигнер, ныне Варва́рская улица 32; архит. П. Домбровский) имеет симметричную угловую композицию, в которой главный вход, расположенный на срезанном углу, отмечен тремя ризалитами. Далее плоскости стен, выходящих на улицы Фигнер и Загорского, расчленены пилястрами и завершены по краям ризалитами. Благодаря хорошим пропорциям и пластичным формам здание выглядело очень эффектно (внешний вид его значительно исказился после надстройки двумя этажами). Здесь мы видим удачное сочетание модерна с "кирпичным" стилем и элементами классицизма. От модерна - криволинейные формы обрамлений входа, окон, лестничной клетки и элементов венчающей части здания от "кирпичного" стиля - двухцветный кирпич, а от классицизма - система пилястр с примитивными капителями и замковые камни на оконных перемычках.

Рисунок 3. Дом трудолюбия Рукавишниковых.


Архитектор П.Малиновский.

Архитектура рационального модерна в Н. Новгороде связана с именем гражданского инженера П. Малиновского, работавшего в городе с 1893 по 1904 год. Свою деятельность он начал со строительства электростанции, вел надзор за сооружением драматического театра, а затем - за реконструкцией Дмитриевской башни. Проектировал павильоны для Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки. На рубеже веков он один из ведущих архитекторов города. По его проектам построено более десяти сооружений (в том числе ряд крупных), часть из которых к настоящему времени не сохранились. Наибольший интерес представляют здания школы в Сормове и клуба инженеров и служащих Сормовского завода, а также Народный дом, или здание просвещения, труда и отдыха (ул. Белинского, 59; 1903 г.), который строился по инициативе А. М. Горького на средства Общества по распространению начального образования в Нижегородской губернии и частные пожертвования. Впоследствии Народный дом был перестроен в театр оперы и балета им. А. С. Пушкина.

Народный дом.

Из-за ограниченных материальных возможностей проект Народного дома был выполнен с предельной экономией площадей. Вместе с тем это здание можно было использовать в качестве театра, зала для собраний на 1200 человек и чайной-столовой. Трехэтажное сооружение, выполненное в кирпиче, выглядело монументальным и достаточно парадным (рис.4). В стилистическом отношении оно еще эклектично. Симметричная композиция здания с четырехпилястровым накладным портиком, фронтоном и трехугольными сандриками над окнами второго этажа характерна для классицизма. Угловые башни, в которых располагались водопроводные баки, с узкими окнами, лучковые перемычки, криволинейные сандрики и внутренняя отделка типичны для модерна. Следует заметить, что симметричный объем Народного дома здесь, на возвышенной части огромной площади, был уместен, так как создавал визуальную ось этой площади. Народный дом вместе с позже построенными кирпичными зданиями расположенного слева винного склада и справа - школы стал основой градостроительного ансамбля площади.

Рисунок 4. Народный дом.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: