Модерн в архитектуре

Содержание.

 

Введение ………………………………………………………………….3

1. Модерн в архитектуре ………………………………………………..4

2. Архитектура стиля модерн в Нижнем Новгороде ………………….7

3. Архитектор Е.Татаринов ……………………………………………..8

3.1. Мужская педагогическая гимназия …………………………..8

3.2. Дом трудолюбия Рукавишниковых …………………………..10

4. Архитектор П.Малиновский …..…………………………………….11

4.1. Народный дом …………………………………………………11

4.2. Клуб инженеров и служащих Сормовского завода …………12

4.3. Церковно-приходская школа в Сормове …………………….13

4.4. Особняк М.Карпова ………….………………………………..14

5. Архитектор А.Платонов

5.1. Усадьба С.Рукавишникова …..………………………………..15

6. Архитектор Ф.Шехтель ………………………………………………16

6.1. Здание банка Рукавишниковых ………………………………18

Заключение ……………………………………………………………….20

Список литературы ………………………………………………………21

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Введение.

В конце XIX века в истории архитектуры произошел резкий поворот от подражательства, традиционализма к новаторству, поискам особого художественного языка. В результате этого появился новый стиль - модерн. Само название свидетельствует о его новаторской сущности, стремлении к постоянному обновлению в противоположность предшествующим стилям, ориентировавшимся на исторические образцы. Его появлению способствовало обострение социальных противоречий на рубеже веков. Уже на первых двух съездах архитекторов России - в 1892 и 1895 годах в основных докладах и выступлениях прозвучала критика "бессодержательного эклектизма современной архитектуры", появился интерес к быстро развивавшейся технике, новым конструкциям, новым типам зданий. Приобрели актуальность рационалистические идеи А. Красовского о перспективности новых материалов, в особенности железа, о "преобразовании полезного в изящное".
Зародившийся в конце XIX века в странах Западной Европы - Австрии, Бельгии, Германии - новый стиль (югенд-стиль, модерн и т. д.) быстро распространился в России. Этому способствовали, с одной стороны, экономические связи между странами, а с другой - издания, освещавшие вопросы искусства и архитектуры. Журналы "Зодчий", "Строитель", архитектурные ежегодники и другие издания рассказывали на своих страницах о новинках архитектуры, публиковались отдельные разделы капитального труда известного архитектора Г. Барановского "Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века".

В данной работе впервые внимание обращено к эпохе модерна в Нижнем Новгороде, четвертом по величине городе России. История архитектуры требует детального изучения широкого круга типичных явлений архитектурной практики в различных региональных условиях. Нижегородский модерн до сих пор оставался малоизвестным.


Модерн в архитектуре.

Несмотря на недолговременность своего существования, модерн в той или иной степени проявился во всех видах изобразительного искусства, что способствовало эстетизации быта. Но настоящую революцию модерн произвел в архитектуре. Он осуществил такой принцип формообразования архитектурной системы, как ее органичность, единство полезного и прекрасного. Ранее этот принцип был воплощен в архитектуре средневековья. В противоположность принципу проектирования "снаружи внутрь", господствовавшему в XVIII - XIX веках, модерн исходит из необходимости организации внутреннего пространства, поисков оптимальной планировочной структуры здания, определяющей его объемно-пространственное решение и соответствующие внешние формы, что привело к преобладанию асимметричных свободных форм зданий, обогащенных функционально целесообразными элементами - эркерами, балконами, лоджиями, башнями. Модерн полностью отверг ордер. Вместо статических композиций, рассчитанных на восприятие с одной, наиболее выгодной точки зрения, в модерне, как правило, обеспечивается возможность обозрения здания с разных сторон, что определило относительную "равноценность" фасадов. Конструкции, интерьер, оборудование и экстерьер здания - все подвергается художественной обработке, приобретает законченные архитектурные формы, часто применяются барельефы, скульптура, мозаичные и живописные панно, художественно обработанный металл или дерево, "стильная" мебель.
Модерну не чужда стилизация, направленная на выявление структурности сооружения, его внутренней целостности, выражение его сущности в переосмысленных старых формах. С этим связано возникновение романтической ветви модерна - обращение к старым, преимущественно средневековым стилям. Эта разновидность модерна получила особое распространение в Москве, в Петербурге же сформировалась классицистическая разновидность модерна. Для эклектики красота здания характеризуется богатством заимствованных архитектурных форм. Для модерна это результат художественной обработки конструкций, выявления эстетических качеств строительных материалов - металла, дерева, камня, керамики. Металлические и железобетонные конструкции были известны и раньше, но только модерн раскрыл их художественные возможности. Линейность, прозрачность рисунка конструкций при заполнении крупных проемов позволили объединить внутренние пространства сооружений, а большие и разнообразные окна как бы связали их с природным окружением. Образ новой архитектуры модерн ищет в природе. Поэтому получают распространение криволинейные свободные формы. На потолках и стенах обнажаются или имитируются конструкции, наносятся гипсовый растительный орнамент или росписи с изображением стеблей, цветов и листьев преимущественно болотных растений, часто с включением геометрических элементов. Такой же рисунок был характерен для оград, ворот, перил лестниц. Здания окрашивались в естественные тона - зеленовато- или жемчужно-серые, розовый, а позднее и в более яркие цвета. Таким образом, можно выделить следующие характерные черты модерна:

1. Разнообразие и целесообразность свободной планировки, отвечающей все возрастающему количеству новых типов зданий и сооружений;

2. Многообразие, пластичность и асимметричность внешних объемов, соответствующих планировочной структуре здания;

3. Выявление конструкций и их художественная обработка;

4. Использование и эстетизация природных форм;

5. Творческое использование архитектурного наследия средневековья;

6. Эстетизация быта;

7. Синтез искусств.

Различают два этапа развития модерна: ранний - декоративный и более поздний - рациональный. Сами названия раскрывают их сущность. В первом случае это поиск новой орнаментации, сначала причудливо-декоративной, а затем обусловленной конструктивной формой. Во втором случае - применение в строительстве каркаса здания, поиски наиболее эффективного использования материалов и конструкций. Здесь использование орнамента не обязательно, но возможно. Творчество архитектора подчиняется определенным четким правилам. (В дальнейшем нормативность породила неоклассицизм, а рационализм оказался предвестником конструктивизма).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: