Архитектор Ф. Шехтель


Романтическая ветвь модерна наиболее ярко выражена в четырех постройках: банке Рукавишниковых (1913-1916 гг., архит. Ф. Шехтель) на Нижне-Волжской набережной, 11, двух портовых павильонах на той же набережной (1912 г., архит. Н. Вешняков), домах № 16 и № 19 и здании частной клиники на ул. Свердлова, 40 (автор неизвестен). Архитектура их напоминает архитектуру готических и романских построек средневековья. Так, в облике здания банка это впечатление вызывают остроконечная щипцовая кровля в центральной части фасада (рис.7), аналогичной формы разного размера слуховые окна и сложный ритм многогранных остроконечных полуколонн, напоминающих свечи. Они пересекают главный фронтон и фронтончики слуховых окон в разных местах и создают вместес ними выразительный силуэт. Здание, облицованное белой глазурованной плиткой и частично оштукатуренное, служит главным архитектурным акцентом квартала, обогащающим однообразную застройку этого участка набережной.

Рисунок 7. Банк Рукавишниковых на набережной.

Фасад клиники на ул. Свердлова выглядит скромнее (рис.8). Он соразмерен окружающей застройке. Здесь также использованы полуколонны - "свечи", у основания которых установлены стилизованные скульптурные изображения двух грифонов со сложенными крыльями, а в центре венчающего фасад парапета - еще двух, меньших размеров, с распростертыми крыльями.

Рисунок 8. Фасад клиники на ул. Свердлова


Павильоны канцелярии и амбулатории речников расположены вне линии застройки набережной, почти на самом берегу реки, и хорошо обозреваются со всех сторон. Они напоминают средневековые замки в миниатюре с их характерными чертами: массивностью, простотой и пластичностью форм, наличием круглых башен и крутых кровель, имеют простую рациональную планировку, угадываемую во внешних формах. Оба павильона располагались по сторонам спуска к воде и должны были образовать симметричную композицию, т. е. быть одинаковыми. Однако это противоречило бы принципам романской архитектуры, не допускающей повторений. Поэтому Вешняков сделал эти павильоны очень похожими, но разными. Так же как и банк Рукавишниковых, они внесли разнообразие в застройку набережной. Однако задача эта решена по-разному: в первом случае за счет богатства и разнообразия силуэта, во втором - благодаря простоте и пластичности форм.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: