Система социальной защиты детства в Р.Ф

Разрешение проблем детства в современной России неразрывно связано с процессами гуманизации общества. Гуманизация общества предполагает гуманизацию важнейшего его института – института социальной защиты детства. В условиях коренной ломки общественных отношений обращение к проблеме гуманизации обусловлено как объективными потребностями «очеловечивания» общества, так и обострением социально правовых, экономических проблем мира детства, связанных с неблагополучием в семье, ростом детской преступности, состоянием здоровья детей и многим другим.

      Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран. [11, с 85-86 ]        К сожалению, следует констатировать тот факт, что состояние системы социальной защиты детства в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования сущности и содержания социальной защиты детства. Не разработаны теоретико-методологические и технологичес­кие обоснования социальной защиты как детства в це­лом, так и отдельных категорий детей, семей, женщин. В современной правовой, социально-педагогической литера­туре отсутствуют детальные обоснования содержания, структуры, объектов и субъектов социальной защиты дет­ства, слабо раскрыты исторические аспекты становления и развития института социальной защиты детства в Рос­сии. В зачаточном состоянии находится научно-методи­ческое обеспечение деятельности социальных педагогов в сфере защиты социальных прав и гарантий детей, слабо проработаны стандарты и нормы их профессиональной деятельности. Недостаточно представлены критерии и индикаторы эффективной социальной защиты детства как в общем, так и деятельности отдельных специалистов. В российском законодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на само понятие «за­щита детства», нередко отождествляющие его с родствен­ными категориями: «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», «социальная защита детства».

В общеупотребительном значении понятие «защищать» означает: оберегать, охранять, заступаться, не давать в обиду нередко защиту понимают как охрану права в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личнос­ти, т. е. на её права, свободы. В теории права под охраной понимают всю совокуп­ность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации права — экономического, политического, организацион­ного, направленных на создание необходимых условий существования личности. [14,с 73-74]

Сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансо­во-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и по­мощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. С этой позиции социальная защита детства понимается гораздо шире понятий «правовая защита ре­бенка», «охрана прав ребенка», поскольку охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономи­ческих, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Иначе говоря, социальная защита детства понимается как система.

Система (от греч. systemа — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящих­ся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Любая система имеет следующие основные признаки:

■ общую целевую направленность, определяющую содер­жание, задачи, формы и средства ее функционирования;

■ наличие определенной структуры, то есть взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;

■ определенную иерархию функциональной компетент­ности ее элементов (координирующих, контролирую­щих, организующих).                     Система социальной защиты детства разноуровневая, пронизывает все институты процесса социализации лич­ности ребенка и во многом определяет эффективность дан­ного процесса.В становлении системы социальной защиты детства О.В. Степанов прослеживает следующие моменты:

■развитие системы социальной защиты детства проис­ходит в неразрывной связи с развитием всех социальных институтов общества;

■развитие социальных институтов общества определяет­ся потребностями общества в обеспечении воспроизвод­ства человеческого потенциала, существовании нации;

■становление форм, методов, структуры социальной за­щиты детства детерминируется уровнем социально-эко­номического развития,социокультурными особеннос­тями развития общества.

В наиболее общем смысле при рассмотрении социальной защитыдетства как системы целесообразно исходить из по­нимания ее как совокупности следующих составляющих:

—законодательное обеспечение и степень сформиро­ванное™ нормативно-правового поля;

—механизм управления, порядок взаимодействия ком­петентных органов и учреждений, межведомственная взаи­мосвязь, организационные формы деятельности учреждений;

—порядок исполнения;

—финансово-экономическое и материально-техничес­кое обеспечение;

—научно-методическое и кадровое обеспечение;

—просвещение. [ 13, с 146-147 ]

Итак, под системой социальной защитой детства следует понимать систему осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных,  финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантиро­ванных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.

Вместе с тем, считаем целесообразным отметить тот факт, что следует различать понятия «социальная защи­та детства» и «социальная защищенность детства». Со­циальная защищенность детства рассматривается в каче­стве критерия эффективности мероприятий по социаль­ной защите детства (физическое, материальное и духов­ное благополучие детей). Основными показателями соци­альной защищенности детства являются объективные (со­ответствие социально-экономических, материально-быто­вых условий жизни детей установленным в данном обще­стве нормам питания, быта, правовой защиты и т. д.) и субъективные (индикаторы, характеризующие степень удовлетворенности (неудовлетворенности) детей их соци­альной защитой и специалистов мероп­риятиями в области социальной защиты детства).      Антиподом понятию «социальная защищенность дет­ства» может выступать понятие «социальная незащищенность детства»,понятие «социальное неблагополучие детей», которое уче­ный связывает с такими факторами, как самочувствие, степень благополучия детской жизни и удовлетвореннос­ти качеством и количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды, поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальное неблагополучие детей характеризу­ется также отклоняющимся от нормы морально-психо­логическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. Как видим, по содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с их уровнем жизни. Иначе го­воря, в концентрированном виде социальное неблагополучию детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое,  психическое  и  нравствен­ное          нездоровье. [10, с 197]                                                                                           Таким образом, социальное неблагополучие детей выс­тупает в качестве обобщающего (интегрального) показате­ля и совокупности показателей, выражающих его суще­ственные свойства. Среди интегральных показателей (ин­дикаторов) социального благополучия (неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, об­разование и досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Следует отметить, что указан­ный набор составляющих интегральных показателей со­циального неблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенном этапе социально-экономи­ческого развития, а анализ собранной информации в соот­ветствии с предлагаемой Е.М. Рыбинском системой пока­зателей позволит в динамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальных институ­тов и процессов на формирование социального благополу­чия или неблагополучия детей в обществе.

Таковы в самых общих чертах соотношения понятий, так или иначе касающиеся вопроса социальной защиты детства. Все они объединены общей целью, которая зак­лючается в укреплении правового статуса ребенка как граж­данина, улучшении его положения в обществе, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит утвердить приоритет интересов детей в обществе, найти эффективные способы решения проблем детства.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: