Разрешение проблем детства в современной России неразрывно связано с процессами гуманизации общества. Гуманизация общества предполагает гуманизацию важнейшего его института – института социальной защиты детства. В условиях коренной ломки общественных отношений обращение к проблеме гуманизации обусловлено как объективными потребностями «очеловечивания» общества, так и обострением социально правовых, экономических проблем мира детства, связанных с неблагополучием в семье, ростом детской преступности, состоянием здоровья детей и многим другим.
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним из важнейших элементов правового статуса ребенка и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран. [11, с 85-86 ] К сожалению, следует констатировать тот факт, что состояние системы социальной защиты детства в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования сущности и содержания социальной защиты детства. Не разработаны теоретико-методологические и технологические обоснования социальной защиты как детства в целом, так и отдельных категорий детей, семей, женщин. В современной правовой, социально-педагогической литературе отсутствуют детальные обоснования содержания, структуры, объектов и субъектов социальной защиты детства, слабо раскрыты исторические аспекты становления и развития института социальной защиты детства в России. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности социальных педагогов в сфере защиты социальных прав и гарантий детей, слабо проработаны стандарты и нормы их профессиональной деятельности. Недостаточно представлены критерии и индикаторы эффективной социальной защиты детства как в общем, так и деятельности отдельных специалистов. В российском законодательстве, научной литературе имеются различные точки зрения на само понятие «защита детства», нередко отождествляющие его с родственными категориями: «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», «социальная защита детства».
В общеупотребительном значении понятие «защищать» означает: оберегать, охранять, заступаться, не давать в обиду нередко защиту понимают как охрану права в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, т. е. на её права, свободы. В теории права под охраной понимают всю совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации права — экономического, политического, организационного, направленных на создание необходимых условий существования личности. [14,с 73-74]
Сущность социальной защиты детства состоит в том, чтобы с помощью организационных, правовых, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических средств, форм и методов осуществлять поддержку и помощь ребенку с целью удовлетворения его потребностей и интересов. С этой позиции социальная защита детства понимается гораздо шире понятий «правовая защита ребенка», «охрана прав ребенка», поскольку охватывает всю совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, психолого-педагогических гарантий, обеспечивающих реализацию прав детей. Иначе говоря, социальная защита детства понимается как система.
Система (от греч. systemа — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Любая система имеет следующие основные признаки:
■ общую целевую направленность, определяющую содержание, задачи, формы и средства ее функционирования;
■ наличие определенной структуры, то есть взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
■ определенную иерархию функциональной компетентности ее элементов (координирующих, контролирующих, организующих). Система социальной защиты детства разноуровневая, пронизывает все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса.В становлении системы социальной защиты детства О.В. Степанов прослеживает следующие моменты:
■развитие системы социальной защиты детства происходит в неразрывной связи с развитием всех социальных институтов общества;
■развитие социальных институтов общества определяется потребностями общества в обеспечении воспроизводства человеческого потенциала, существовании нации;
■становление форм, методов, структуры социальной защиты детства детерминируется уровнем социально-экономического развития,социокультурными особенностями развития общества.
В наиболее общем смысле при рассмотрении социальной защитыдетства как системы целесообразно исходить из понимания ее как совокупности следующих составляющих:
—законодательное обеспечение и степень сформированное™ нормативно-правового поля;
—механизм управления, порядок взаимодействия компетентных органов и учреждений, межведомственная взаимосвязь, организационные формы деятельности учреждений;
—порядок исполнения;
—финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение;
—научно-методическое и кадровое обеспечение;
—просвещение. [ 13, с 146-147 ]
Итак, под системой социальной защитой детства следует понимать систему осуществляемых обществом и его официальными структурами организационных, финансово-экономических, социально-психолого-педагогических мероприятий по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития ребенка с целью удовлетворения его потребностей и интересов.
Вместе с тем, считаем целесообразным отметить тот факт, что следует различать понятия «социальная защита детства» и «социальная защищенность детства». Социальная защищенность детства рассматривается в качестве критерия эффективности мероприятий по социальной защите детства (физическое, материальное и духовное благополучие детей). Основными показателями социальной защищенности детства являются объективные (соответствие социально-экономических, материально-бытовых условий жизни детей установленным в данном обществе нормам питания, быта, правовой защиты и т. д.) и субъективные (индикаторы, характеризующие степень удовлетворенности (неудовлетворенности) детей их социальной защитой и специалистов мероприятиями в области социальной защиты детства). Антиподом понятию «социальная защищенность детства» может выступать понятие «социальная незащищенность детства»,понятие «социальное неблагополучие детей», которое ученый связывает с такими факторами, как самочувствие, степень благополучия детской жизни и удовлетворенности качеством и количеством потребляемых благ и услуг, и, прежде всего, пищи, одежды, поддержания здоровья, удовлетворения духовных, нравственных потребностей и запросов. Социальное неблагополучие детей характеризуется также отклоняющимся от нормы морально-психологическим и нравственным поведением, снижающимся уровнем подготовки детей к оптимальному вхождению в социально-профессиональную структуру общества. Как видим, по содержанию социальное неблагополучие детей многообразно, зависит от окружающей ребенка среды и непосредственно связано с их уровнем жизни. Иначе говоря, в концентрированном виде социальное неблагополучию детей может быть определено как материальная необеспеченность, физическое, психическое и нравственное нездоровье. [10, с 197] Таким образом, социальное неблагополучие детей выступает в качестве обобщающего (интегрального) показателя и совокупности показателей, выражающих его существенные свойства. Среди интегральных показателей (индикаторов) социального благополучия (неблагополучия) могут быть выделены демография, здоровье, питание, образование и досуговые услуги, материальное положение, криминальные проявления. Следует отметить, что указанный набор составляющих интегральных показателей социального неблагополучия детей рассматривается как один из возможных на определенном этапе социально-экономического развития, а анализ собранной информации в соответствии с предлагаемой Е.М. Рыбинском системой показателей позволит в динамике анализировать положение детей, выявлять влияние различных социальных институтов и процессов на формирование социального благополучия или неблагополучия детей в обществе.
Таковы в самых общих чертах соотношения понятий, так или иначе касающиеся вопроса социальной защиты детства. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина, улучшении его положения в обществе, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит утвердить приоритет интересов детей в обществе, найти эффективные способы решения проблем детства.