Детство как объект изучения

В современной науке нет единого мнения о том, что считать детством, каковы особенности этого возрастного этапа и его временные границы. К концу XX – началу XXI века назрела необходимость рассматривать детствокак системно-целостный объект изучения, используя вза­имодействие различных отраслей знания: философии, ис­кусства, социологии этнографии, антропологии, педаго­гики, психологии. [8, с 85-87]

В общепринятом смысле ребенок — это младенец, несо­вершеннолетний или подросток. В словаре В.И. Даля сло­во «ребенок» происходит от слова «ребя», что означает «младенец», «отрок или отроковица до юношества». Фи­зиологи и психологи считают концом детства и началом молодости период завершения в организме человека психо­физиологических изменений, связанных с половой зрелос­тью (от 12 до 16 лет). Медицинская статистика учитывает состояние здоровья детей до 14 лет. Действующее зако­нодательство определяет, что паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста. По ряду по­зиций в семье права ребенка определяются с 10, 14 и 16 лет. В Преамбуле Декларации прав ребенка ребенок определен как человек «физически и умственно незрелый», именно поэтому ему должно быть уделено особое внимание социума на любом уровне. Согласно Конвенции ООН«Оправах ребенка» 1989г. «...ребенком считается каждое человеческое существо до достижения 18 - летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».Теперь это легаль­ный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употребляемому, например, в Гражданском, Уго­ловном кодексах — несовершеннолетний. Так, ст. 54 Се­мейного Кодекса устанавливает, что «ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия, то есть 18 лет». Гражданский и Уголовный кодексы выделяют несовершен­нолетних в качестве особых субъектов соответствующих отраслей права. Государство рассматривает ребенка как объект, на который можно воздействовать всеми имеющи­мися у него средствами: общественными институтами, орга­нами государственной власти и иными существующими в арсенале государства средствами.[3, с 331-332]       Другой аспект связан с восприятием детства в конкрет­ном обществе. Этнографы вводят понятие «возрастного символизма», включающего в себя следующие взаимосвязан­ные элементы: нормативные критерии возраста, т. е. приня­тая обществом возрастная терминология, периодизация жизненного цикла; возрастные стереотипы (черты и свой­ства, приписываемые культурой лицам данного возраста и выступающие для них в качестве подразумеваемой нормы); символизация возрастных процессов — представления о том, как протекают или должны протекать рост, развитие и пе­реход индивида из одного возрастного периода в другой; возрастные обряды и возрастная субкультура". По мнению И.С. Кона, понятие «детство» в целом складывается из совокупности образов и представлений, в которых осмысли­ваются и легитимируются особенности данного возраста.                            Аналогичную точку зрения высказал К.С. Пигров, ко­торый определяет детство как «...фундаментальную оппо­зицию цивилизации, необходимо оформленную государ­ственно. Только в столкновении с плодоносным хаосом ребенка образование раскрывает в полной мере свое аполлоническое начало... Постижение детства всегда оказыва­ется исследованием и испытанием творческого процесса в той форме, как он сложился в данной культуре, - испы­танием того, в какой мере эта культура способна дать ответ на вызов мира»" [6, с 43]                                                                                                                     В последнее время в обиход входят понятия «мир детства», «пространство детства», позволяющие рассматри­вать детство как самостоятельный субъект права. И.С. Кон определяет «мир детства» как «...автоном­ную социокультурную реальность, своеобразную субкуль­туру, обладающую своим собственным языком, структу­рой, функциями, даже традициями».

«Пространство детства» в рамках социокультурных исследований понимается как особая категория, описы­вающая жизненный мир ребенка в его отношениях с при­родой, обществом, культурой, сверстниками и взрослы­ми. А.А. Журавлева определяет пространство детства как место, где протекает процесс постоянного физичес­кого роста, психического развития, освоения социальных норм и самоопределения ребенка в социуме; место, где происходит развитие чувств детей и подростков. Исполь­зование данного понятия имеет место и тогда, когда идет речь о проблемах подготовки детей и подростков к «взрос­лой» жизни, о процессах адаптации в социокультурной среде, когда затрагиваются вопросы функционирования правовых и гражданских норм в учебных заведениях. В современной педагогической литературе пространство детства трактуется как отделенное от пространства взрос­лых и существующее параллельно с ним, имеющее свои собственные законы и правила, свои особенности поведе­ния. Так, по мнению профессора P.M. Чумичевой, «смысл детства состоит в постижении мира, в котором живет ре­бенок, его знаков и символов. Детство выступает тем пространством, которое соседствует с пространством взрослого мира. В пространстве маленького человека, который специфичными для его возраста способами познания мира начинает моделировать образцы собственного поведения по эталонам взрослого, возникают собственные тайны, смыслы и интеграции обнаруженного им в процессе взаи­модействия с другими.[11, с 87-88]

Заслуживают определенного внимания две концеп­ции детства, существующие в новоевропейской культуре. Первая концепция — классическая — наиболее полно пред­ставлена в трудах У. Голдинга «Повелитель мух» (1990) и О. Шпенглера «Закат Европы. Очерки морфологии ми­ровой истории» (1998). «Дети — это родовые существа, еще не прошедшие необходимый процесс индивидуализа­ции. Они — докучливые насекомые («мухи»), с которыми государство должно справиться. «Детство — это начало «растения», т.е. еще неполноценного бытия жизни. Дети — это только гости государства, но не хозяева его. Они еще должны заслужить право быть действительными гражданами, что не дается автоматически. «Мухи» долж­ны быть превращены в «пчел — работниц», но ни в коем случае нельзя терпеть «трутней». Заслужить право быть взрослым, например, через институт инициации, через формирование в дисциплинарных пространствах развитой способности и потребности к труду, это и есть включение во взрослую жизнь, социализация, необходимая для ста­новления «настоящего человека». Первая концепция придерживается мнения, что не каждый ребенок может стать действительно взрослым и, тем самым, не каждый ребенок становится действительным гражданином своего государства. Вторая концепция — романтическая — воп­лощенная в новоевропейской философии, главным обра­зом, идеями Ж.Ж. Руссо. Детство, согласно этой кон­цепции, — обнаружение истинной человеческой природы, когда государство, напротив, — «холодное чудовище, воп­лощение общественной отчужденности». Основное отно­шение, реализующееся в такой позиции, — это комплекс вины взрослых перед детьми .              

Во многих обществах ребенок воспринимается принад­лежащим семье или даже ее собственностью. Семья обык­новенно понимает свою ответственность за ребенка в пе­риод его младенчества, помогает и дисциплинирует. Позже у ребенка появляются и обязанности, включая обя­занность ходить в школу и помогать взрослым по дому. В некоторых обществах к подросткам отношение уже такое же, как и к взрослым, ожидается, что они уже должны работать и даже служить в армии. Несмотря на это, они все же еще не могут себя содержать до тех пор, пока не становятся полноправными членами общества при дости­жении совершеннолетия или через «эмансипацию» в се­мье. Конвенция ООН «О правах ребенка» признает, что каждый человек, не достигший возраста 18 лет, может называться ребенком. Это значит, что каждый ребенок может пользоваться всеми правами, предусмотренными Конвенцией. Существует два исключения из этого прави­ла: в случаях, когда национальное законодательство при­знает, что возраст достижения совершеннолетия может быть меньше 18 лет, а также то, что некоторыми права­ми можно пользоваться лишь вследствие развивающихся способностей ребенка. Таким образом, в таких случаях родители или другие люди, ответственные за ребенка, дол­жны обеспечить соответствующее руководство при осуще­ствлении детьми их прав.[8, с 90]

Таким образом, резюмируя все выше сказанное, отме­тим, что понятие детства определяется многоаспектными подходами к его определению в разных областях знания. Поэтому считаем целесообразным определить единый под­ход в трактовке понятия детства.                                                              С учетом специфики данного исследования, опираясь на подробный анализ феномена детства в рамках различ­ных областей знания, под детством мы понимаем соци­ально-биологический феномен, определенный период жиз­ни человека от рождения до 18 лет, когда начинается и продолжается развитие и формирование важнейших фун­кций организма, в процессе которого. Происходит процесс социализации ребенка, формирование его как личности (активное усвоение знаний, навыков, умений, норм и цен­ностей, социального опыта и ролей), а поэтому нуждаю­щийся в особой заботе и помощи государства.                                                                                            Под феноменом детства мы понимаем социальное явление, определяющее отношение государства, общества к де­тям посредством адекватной социальной политики государ­ства и ее практической реализации на всех уровнях, отно­шение социальных институтов (семьи, школы, церкви и т.д.) к детям с целью создания достаточных и необходимых ус­ловий для их существования, развития, защиты прав. В связи с этим считаем необходимым выделить детство как основную ценность человеческой жизни, отдельный структурный компонент общества, требующий к себе особого подхода, заботы и защиты. [6,с 43-44]

1.6  Социальная политика в области защиты детства        

В конституции РФ Россия провозглашена социальным государством, политика кото­рого направлена на создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека. Одной из важнейших функций социального государства является со­циальная поддержка, защита социально уязвимых групп населения, к которым относятся дети. Современную Рос­сию нельзя сегодня назвать социально благополучным го­сударством. Уровень и качество жизни российского обще­ства отличаются низкими жизненными стандартами ос­новной части населения и резкой дифференциацией лич­ных доходов отдельной категории населения. По оценкам экспертов*, в 2007 г. Россия заняла 55-е место среди 162 обследованных стран мира по индексу развития человечес­кого потенциала, различия в доходах между 10% наибо­лее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп на­селения официально составляют порядка 15 раз. [5, с 19]                                                                                            Фактические и статистические данные последних лет, приводимые в Ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации», свидетель­ствуют и о кризисном социально-экономическом положе­нии детей в нашем обществе:  резко обозначилось противоречие между миром взрос­лых и миром детства, возросло непонимание и отчужде­ние взрослых по отношению к миру детства. Дети стали самостоятельнее, более независимыми от родителей в то время, как во взрослом обществе отсутствуют реальные возможности и механизмы поэтапного включения подрос­тков в серьезные дела общества;

 — демографическая ситуация в России в настоящее вре­мя характеризуется дальнейшим сокращением числа детей, что обусловлено низким уровнем рождаемости, связанным главным образом с экономической ситуацией в стране;

— основные качественные показатели жизнеобеспече­ния детей остаются низкими: расширение масштабов бедности российских семей (в том числе низкий уровень действующих социальных гарантий, выплат и льгот, адресо­ванных детям, рост «стоимости детства» на фоне сниже­ния уровня жизни населения); ухудшение здоровья детей и подростков, рост числа социально обусловленных и со­циально значимых заболеваний среди детей (в том числе туберкулезом, наркоманией, ВИЧ-инфекцией, а также
инвалидизации детского населения); ухудшение показа­телей физического развития; снижение общедоступности современного качественного образования, инфраструкту­ры развития способностей и интересов детей, физкульту­ры, спорта всвязи с коммерциализацией отдельных услуг; особо трудное положение детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей семей вынужденных мигрантов;

— высок уровень социальной патологии в детской среде: наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связи с организованной преступностью; ост­рую тревогу вызывает распространение детской наркома­нии и алкоголизма; угрожающие масштабы приобрела без­надзорность и беспризорность детей, растет число нигде не обучающихся и нигде не работающих детей и подростков, количество социальных сирот в связи ростом числа роди­телей, злостно не выполняющих свои обязанности;

      — широкое распространение получает детский труд, несмотря на его правовой запрет, в т. ч. и вовлечение детей в проституцию, противоправные виды деятельности;                                                                                            — большие масштабы приобретает проблема насилия и жестокого обращения с детьми, в т. ч. сексуального насилия и эксплуатации. [11,с 88-89]                                                                                                            К сожалению, в целом современное состояние защиты детства и реализация прав ребенка вызывает обоснованную тревогу, наблюдается заметное снижение потенциала социальной защиты детства. Сегодня мы должны признать, что социальные катаклизмы в детской среде уже  достигли опасных для российского общества масштабов, являясь мощным дестабилизирующим фактором длитель­ного действия, угрожая социальной безопасности обще­ства. Сложившаяся социально-экономическая ситуация определяет высокую степень настоятельной потребности значительной части Детского населения страны в соци­альной поддержке. [5, с 20-22]

Кризисное социально-экономическое положение детей, а также ратификация Российской Федерацией Конвенции ООН «О правах ребенка» послужили главнейшими пред­посылками для необходимости определения новых при­оритетных направлений в области социальной защиты детства. С целью усиления социально-правовой защищен­ности детей, обеспечения их конституционных прав на выживание, защиту и развитие были разработаны Ос­новные направления государственной социальной поли­тики по улучшению положения детей в РФ до 2003 года (Национальный план действий в интересах детей). Национальный план действий в интересах детей внес новое представление о сущности социальной защиты детства. В нем впервые была разработана целостная сис­тема социально-экономических и правовых мер по реше­нию приоритетных задач жизнеобеспечения детей, вклю­чая улучшение качества их жизни, защиту от насилия и жестокости, последствий политических, социальных, ме­жэтнических конфликтов, экологических и иных бедствий и катастроф, создание благоприятной среды для развития детей. Основные направления государственной социаль­ной политики по улучшению положения детей ориенти­ровались на положения Конвенции ООН «О правах ребен­ка» 1989 г. и Всемирной декларации об обеспечении вы­живания, защиты и развития детей 1990 г.               Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются:

—осуществление прав детей, предусмотренных Кон­ституцией Российской Федерации, недопущение их диск­риминации, упрочение основных гарантий прав и закон­ных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;

—формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

—содействие физическому, интеллектуальному, пси­хическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах обще­ства и в соответствии с не противоречащими Конститу­ции Российской Федерации и федеральному законодатель­ству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.[3, с 333-334]

В соответствии с федеральным законодательством ос­новными направлениями государственной социальной по­литики по улучшению положения детей в РФ являются:

■укрепление правовой защиты детства;

■поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспе­чения детей;

■обеспечение безопасного материнства и охраны здоро­вья детей;

■улучшение питания детей;

■обеспечение воспитания, образования и развития детей;

■поддержка детей, находящихся в особо трудных об­стоятельствах.

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены принципы государственной политики защиты детства:

— законодательное обеспечение прав ребенка;

 поддержка семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготов­ки их к полноценной жизни в обществе;

— ответственность должностных лиц, граждан за на­рушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

— поддержка общественных объединений ииных орга­низаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: