В России профессия «социальный педагог» официально зарегистрирована в 1991 г. Объектом профессиональной деятельности социального педагога являются прежде всего дети и молодежь, которым необходима помощь в процессе их социализации. Деятельность социального педагога имеет ярко выраженную направленность на защиту прав несовершеннолетних, на развитие и реализацию внутреннего потенциала ребенка и подростка, на оказание им помощи и поддержки в процессе адаптации в социуме и интеграции в общество, на раскрытие, мобилизацию и использование педагогического потенциала окружающей ребенка среды.
Однако в помощи социального педагога нуждаются люди любого возраста и особенно инвалиды, беженцы, отбывающие или отбывшие срок наказания лица, престарелые, наркоманы.
Деятельность социального педагога имеет многоплановый и многовидовой характер. Это — работа с подростком, оказавшимся в сложных отношениях со школой, семьей или со сверстниками по месту жительства; с ребенком, проживающим в семье «группы риска»; с ребенком-сиротой; с человеком, пережившим насилие или потерю близких ему людей и др.
|
|
Социальному педагогу приходится выполнять разнообразные виды работ, которые требуют специальных знаний и полипрофессиональной эрудиции, — это социально-педагогическая диагностика; социально-педагогическое прогнозирование и проектирование; организация и проведение социально-педагогического исследования; организация комплексной социальной, медицинской, педагогической, психологической и правовой реабилитации детей, подростков, взрослых и другие. Все это предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки социального педагога и его личностным качествам.
Наиболее общими, базовыми характеристиками социального педагога являются способности:
· обеспечивать допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, его государственными и ответственными структурами, с другой;
· выполнять роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
· уметь влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в социуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
· уметь работать в условиях неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента;
· проявлять коммуникабельность, способность соучаствовать, сопереживать клиенту, строить взаимоотношения на основе диалога, на равных. (Предмет и функции социальной педагогики. / Под ред. Г.Н. Филонова. 1998. С. 80).
|
|
Эффективность профессиональной деятельности социального педагога во многом зависит не только от уровня теоретической подготовки специалиста и владения им технологией социально-педагогической работы, но и от его личностных качеств. Выделяют следующие актуальные личностные качества социального педагога:
О гуманистические качества (доброта, альтруизм — способность делать добро другому человеку, чувство собственного достоинства, толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и др.; О психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональных и волевых характеристик); О психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка); О психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.). (Социальная педагогика. Курс лекций. / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 28.) Существуют самые разнообразные направления деятельности социальных педагогов: социальный педагог — организатор культурно-досуговой деятельности, социальный педагог — организатор спортивно-оздоровительной деятельности, социальный педагог — специалист по художественному и техническому творчеству, по физкультурно-оздоровительной работе, художественному воспитанию, социальный психолог, педагог — руководитель педагогического класса и др. По существу многие обязанности социального педагога разделяет с ним в школе администрация, классный руководитель, педагог — воспитатель групп продленного дня, педагог — воспитатель детских учреждений.
Любому работнику образовательных учреждений нужно знать функции социального педагога, его профессиональные обязанности, чтобы вместе решать проблемы социального воспитания, профилактики, реабилитации детей и подростков.
Должностные обязанности социального педагога сформулированы в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях) по должностным обязанностям работников учреждений образования Российской Федерации.
Нельзя отрицать роль социального педагога в организации воспитательной работы с детьми в самых разнообразных формах ее проявления. Но главное, на чем должно быть сосредоточено внимание социального педагога, работающего с детьми, — это социальная защита личности ребенка, изучение его психических и физических особенностей, выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении несовершеннолетних и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и всеми остальными субъектами социума; способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальном окружении ребенка; содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности несовершеннолетних, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Он осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. В своей работе социальный педагог взаимодействует с администрацией образовательных учреждений, учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями, другими учреждениями и организациями по оказанию помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и попечительстве, детям и подросткам с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации. Все это отражено в квалификационной характеристике социального педагога. (Приложение № 2 к приказу Минобразования Росссии и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. №463-1268.)
|
|
Из вышесказанного хорошо видно, что круг обязанностей и компетенции социального педагога довольно широк, однако у него имеется свое поле деятельности, свои клиенты и свои особые полномочия.
В каждом образовательном или социально-педагогическом учреждении необходимо, прежде всего, иметь четко сформулированные должностные обязанности социального педагога на основе квалификационной характеристики и характерных особенностей данного образовательного учреждения и его социального окружения. Можно обозначить следующие общие функции и направления работы социального педагога:
образовательно-воспитательная функция предполагает обеспечение целенаправленного педагогического влияния социального педагога на поведение и деятельность детей и взрослых. Содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона — семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Полноценное использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного потенциала микросреды, возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;
диагностическая функция заключается в постановке «социального диагноза». С этой целью проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;
прогностическая и экспертная функции заключаются в проектировании развития личности ребенка, групп детей; в разработке программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его социально-педагогических структур; в экспертизе аналогичных документов и материалов;
|
|
организационно-коммуникативная функция — включение классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, психологов, а также добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты; сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;
охранно-защитная функция направлена на использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
социально-компенсаторная функция предполагает разработку и реализацию комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личност-но-семейных обстоятельств;
посредническая функция — осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.
Как видим, социальный педагог — многогранный специалист. Он диагност, психолог, практик-социолог, социальный работник. Он должен дать ребенку теплоту и сердечность, заботу и внимание, которого так часто не хватает детям «группы риска». Эта профессия требует особой деликатности, внимания к каждому конкретному человеку, отзывчивости, душевной теплоты.
Функциональные обязанности социального педагога в конкретном учреждении определяются индивидуально с учетом особенностей данного учреждения и социально-педагогической ситуации. Рассмотрим обязанности социального педагога на примере обязанностей социального педагога по опеке и попечительству, работающего на микроучастке школы.
Социальный педагог по опеке и попечительству: О организует выявление детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, и детей, нуждающихся в защите государства, проживающих в неблагополучных семьях. Ставит их на учет в школе и органах опеки и попечительства; О производит первичное обследование условий жизни, и воспитания этих несовершеннолетних с составлением акта обследования по результатам проверки. При выявлении у несовершеннолетнего квартиры, имущества обеспечивает их сохранность и сообщает об этом соответствующим специалистам по охране детства органа управления образованием; О при выявлении семей, где у несовершеннолетних имеется угроза для жизни, совместно со специалистами по охране детства, милицией, судоисполнителями, прокуратурой участвует в процессе изъятия ребенка из семьи, помещения его в приют временного пребывания, организует дальнейшее устройство ребенка; О на закрепленном микроучастке ведет учет детей из неблагополучных семей, опекаемых детей; осуществляет систематический контроль за их воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, содействует организации их досуга. При выявлении ущемления прав детей принимает незамедлительные меры к защите их интересов; О оказывает помощь законным представителям ребенка в получении необходимых документов для назначения пособия, устройства несовершеннолетних в детские интернатные учреждения, на опеку, усыновление, на работу, в учебные заведения; О совместно с РОВД, комиссией по делам несовершеннолетних (КДН), общественностью, специалистами органа управления, участковым врачом, организует профилактическую работу с неблагополучными семьями, готовит материалы в суд на лишение родительских прав, отобрание детей, восстановление родительских прав и т.д.; О оказывает педагогическую помощь опекунам, родителям и детям в этих семьях. Работает в тесном контакте с классным руководителем, учеником, учителем; О организует работу по педагогической коррекции с целью формирования социально-адаптивной личности; о знакомит опекунов с их правами и обязанностями, нормативными и юридическими документами; О вовлекает через различные формы работы детей в социально-педагогический процесс как активных субъектов; о совместно с КДН, Центром занятости решает вопрос временного и постоянного трудоустройства подростков из семей, состоящих на учете; совместно с Комитетом образования организует летний отдых, с Комитетом здравоохранения — санаторно-курортное лечение подопечных. Для успешной реализации своих функциональных обязанностей социальный педагог по опеке и попечительству должен знать: законодательные и нормативно-правовые документы по охране детства, основы, формы и методы социальной педагогики; основные закономерности развития личности детей и подростков, специфику их потребностей, интересов, установок, мотивов, степень их удовлетворенности; специфику работы в социальной среде; содержание, формы и методы работы с семьей; основные функции социального педагога данного звена; функции и права учреждений, связанных по работе с семьей и подростками; основы трудового законодательства, нормативные документы; правила охраны труда, техники безопасности; методику диагностических исследований семьи, развития личности; способы анализа и программирования своей работы.
Первое, с чего начинает работу социальный педагог, — это изучение микроучастка, закрепленного за ним. Процесс изучения микроучастка состоит из двух составляющих:
1. Изучение структуры микрорайона школы и участка, закрепленного за педагогом. Установление профессиональных связей по организации социально-педагогической работы. Изучение социального паспорта микрорайона школы (или его разработка, если он отсутствует).
2. Выявление семей группы социального риска, в которых дети нуждаются в социально-педагогической помощи и защите со стороны государства.
После выявления семей, в которых дети нуждаются в социально-педагогической помощи и защите, социальный педагог организует педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику детей, более глубоко изучает семейные отношения. По результатам комплексной диагностики определяет программу своей работы с конкретной семьей и ребенком.
Как правило, социальный педагог не в состоянии сам решить абсолютное большинство проблем ребенка или его семьи. Тут уж поистине один в поле не воин. Поэтому целесообразно на этапе планирования работы с ребенком (семьей) определить, с какими педагогами, психологами, организациями и учреждениями придется взаимодействовать в период решения поставленных задач. Комплекс мер, принимаемых социальными педагогами, исходит из идеи предотвращения социального сиротства, приоритета воспитания ребенка в родной биологической семье, ориентации своих клиентов на самостоятельное и разумное решение стоящих перед ними проблем.
Социальные педагоги так строят свою работу, чтобы все члены семьи смогли почувствовать, что им хотят помочь. Для этого ими используются самые разнообразные приемы и методы работы: индивидуальной и групповой терапии, комбинированной социально-педагогической профилактики, комплексной поддержки и другие. Следует обратить внимание на необходимость умелого использования «ситуации успеха» (обращать внимание клиента на положительные изменения: порядок в доме, макияж, прическу и др.). Здесь особенно важны такие личностные и профессиональные качества социального педагога, как наблюдательность, способность к сравнению, деликатность.
При использовании «ситуации выбора» (например: родители будут заниматься воспитанием ребенка или будет поставлен вопрос о лишении родительских прав) необходимо хорошее знание не только отношений в семье, но и личностных качеств каждого ее члена, в этом случае нужна определенная осторожность, недопустимы поспешность и тем более — угроза. Здесь необходимо профессиональное аргументированное рассмотрение ситуации.
План (программа) работы социального педагога с * семьей (ребенком) составляется на период, который определяется самим педагогом в зависимости от конкретной ситуации и сложности проблемы. План может; охватывать промежуток времени в один или несколько месяцев. Для решения сложных социально-педагогических задач можно использовать несколько программ-планов, которые отражают направления действий специалистов по социальной, медицинской, психологической или педагогической помощи.
Организационные формы работы социальных педагогов со своими подопечными и сподвижниками довольно разнообразны. Условно их можно объединить в следующие три группы:
· индивидуальные формы работы социального педагога с клиентом (беседы, консультации, наблюдения, регулирование отношений, коррекционная работа и др.);
· совместные формы работы со специалистами реабилитационных учреждений, учреждений социальной защиты населения, общего и дополнительного образования, клубных и других учреждений в целях оказания комплексной социально-педагогической и иной помощи своим клиентам (клубы общения, «Ориентир», «Детская светелка»; «Детская адвокатура», «Социально-психолого-педагогический консилиум» и др.);
· кооперативный формы работы — объединение социальных педагогов, руководителей и специалистов различных учреждений и организаций для проведения массовых мероприятий и акций милосердия в целях социальной защиты несовершеннолетних, борьбы с беспризорностью, наркоманией и др. Формы работы социальных педагогов чрезвычайно многообразны, но все они базируются на благородном желании помочь людям преодолеть трудности жизненного пути.
Вопросы и задания
1. Почему профессия «социальный педагог» появилась в России значительно позже, чем за рубежом?
2. Чем обязанности социального педагога отличаются от обязанностей воспитателя, классного руководителя?
3. Какие личностные качества, знания и умения являются необходимыми в профессиональной деятельности социального педагога?
4. Возникает ли потребность в социально-педагогической помощи в благополучных семьях?
5. Как бы вы разделили функции психолога и социального педагога в работе с трудновоспитуемыми детьми и подростками?
6. Одна из могущественных сил, побуждающих личность к активной деятельности, — это надежда на успех. Социальный педагог в своей работе начал утрачивать надежду на успех. Как он должен поступить дальше? Обоснуйте свой ответ.
7. Составьте диагностическую карту (систему вопросов, проверочные ситуации, объекты для наблюдений) для вы яснения причин формирования характера трудновоспитуемых подростков. 8. Разработайте программу социально-педагогического обследования микрорайона с тем, чтобы по его результатам можно было оформить социально-педагогическую карту микрорайона.