Общие требования к социальному педагогу

В России профессия «социальный педагог» офици­ально зарегистрирована в 1991 г. Объектом профессио­нальной деятельности социального педагога являются прежде всего дети и молодежь, которым необходима помощь в процессе их социализации. Деятельность со­циального педагога имеет ярко выраженную направлен­ность на защиту прав несовершеннолетних, на разви­тие и реализацию внутреннего потенциала ребенка и подростка, на оказание им помощи и поддержки в про­цессе адаптации в социуме и интеграции в общество, на раскрытие, мобилизацию и использование педаго­гического потенциала окружающей ребенка среды.

Однако в помощи социального педагога нуждаются люди любого возраста и особенно инвалиды, бежен­цы, отбывающие или отбывшие срок наказания лица, престарелые, наркоманы.

Деятельность социального педагога имеет многопла­новый и многовидовой характер. Это — работа с под­ростком, оказавшимся в сложных отношениях со шко­лой, семьей или со сверстниками по месту жительства; с ребенком, проживающим в семье «группы риска»; с ребенком-сиротой; с человеком, пережившим насилие или потерю близких ему людей и др.

Социальному педагогу приходится выполнять разно­образные виды работ, которые требуют специальных знаний и полипрофессиональной эрудиции, — это со­циально-педагогическая диагностика; социально-педа­гогическое прогнозирование и проектирование; организация и проведение социально-педагогического ис­следования; организация комплексной социальной, ме­дицинской, педагогической, психологической и пра­вовой реабилитации детей, подростков, взрослых и дру­гие. Все это предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки социального педагога и его личностным качествам.

Наиболее общими, базовыми характеристиками со­циального педагога являются способности:

· обеспечивать допустимое и целесообразное посред­ничество между личностью, семьей, с одной сторо­ны, и обществом, его государственными и ответ­ственными структурами, с другой;

· выполнять роль «третьего человека», связующего зве­на между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

· уметь влиять на общение, отношения между людь­ми, на ситуацию в социуме, стимулировать, побуж­дать клиента к той или иной деятельности;

· уметь работать в условиях неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявле­нию инициативы, активной субъектной позиции клиента;

· проявлять коммуникабельность, способность соуча­ствовать, сопереживать клиенту, строить взаимоот­ношения на основе диалога, на равных. (Предмет и функции социальной педагогики. / Под ред. Г.Н. Фи­лонова. 1998. С. 80).

Эффективность профессиональной деятельности со­циального педагога во многом зависит не только от уровня теоретической подготовки специалиста и вла­дения им технологией социально-педагогической рабо­ты, но и от его личностных качеств. Выделяют следую­щие актуальные личностные качества социального пе­дагога:

О гуманистические качества (доброта, альтруизм — спо­собность делать добро другому человеку, чувство соб­ственного достоинства, толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и др.; О психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональ­ных и волевых характеристик); О психоаналитические качества (самоконтроль, само­критичность, самооценка); О психолого-педагогические качества (коммуникабель­ность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.). (Социальная педагогика. Курс лекций. / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 28.) Существуют самые разнообразные направления дея­тельности социальных педагогов: социальный педагог — организатор культурно-досуговой деятельности, соци­альный педагог — организатор спортивно-оздоровитель­ной деятельности, социальный педагог — специалист по художественному и техническому творчеству, по физ­культурно-оздоровительной работе, художественному воспитанию, социальный психолог, педагог — руково­дитель педагогического класса и др. По существу многие обязанности социального педагога разделяет с ним в школе администрация, классный руководитель, педа­гог — воспитатель групп продленного дня, педагог — воспитатель детских учреждений.

Любому работнику образовательных учреждений нуж­но знать функции социального педагога, его профес­сиональные обязанности, чтобы вместе решать пробле­мы социального воспитания, профилактики, реабили­тации детей и подростков.

Должностные обязанности социального педагога сформулированы в тарифно-квалификационных харак­теристиках (требованиях) по должностным обязанно­стям работников учреждений образования Российской Федерации.

Нельзя отрицать роль социального педагога в орга­низации воспитательной работы с детьми в самых раз­нообразных формах ее проявления. Но главное, на чем должно быть сосредоточено внимание социального пе­дагога, работающего с детьми, — это социальная за­щита личности ребенка, изучение его психических и физических особенностей, выявление интересов и по­требностей, трудностей и проблем, конфликтных си­туаций, отклонений в поведении несовершеннолетних и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки. Социальный педагог выступает посредни­ком между ребенком и всеми остальными субъектами социума; способствует установлению гуманных, нрав­ственно здоровых отношений в социальном окружении ребенка; содействует созданию обстановки психологи­ческого комфорта и безопасности личности несовер­шеннолетних, обеспечивает охрану их жизни и здоро­вья. Он осуществляет работу по трудоустройству, пат­ронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. В своей работе социальный педа­гог взаимодействует с администрацией образователь­ных учреждений, учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, се­мейных и молодежных служб занятости, с благотвори­тельными организациями, другими учреждениями и организациями по оказанию помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и по­печительстве, детям и подросткам с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведени­ем, а также попавшим в экстремальные ситуации. Все это отражено в квалификационной характеристике со­циального педагога. (Приложение № 2 к приказу Ми­нобразования Росссии и Госкомвуза России от 31 ав­густа 1995 г. №463-1268.)

Из вышесказанного хорошо видно, что круг обязан­ностей и компетенции социального педагога довольно широк, однако у него имеется свое поле деятельнос­ти, свои клиенты и свои особые полномочия.

В каждом образовательном или социально-педагоги­ческом учреждении необходимо, прежде всего, иметь четко сформулированные должностные обязанности социального педагога на основе квалификационной ха­рактеристики и характерных особенностей данного об­разовательного учреждения и его социального окруже­ния. Можно обозначить следующие общие функции и направления работы социального педагога:

образовательно-воспитательная функция предполагает обеспечение целенаправленного педагогического вли­яния социального педагога на поведение и деятельность детей и взрослых. Содействие педагогической деятель­ности всех социальных институтов микрорайона — се­мьи, образовательных учреждений, трудовых коллек­тивов, средств массовой информации, микросоциума. Полноценное использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного по­тенциала микросреды, возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;

диагностическая функция заключается в постановке «социального диагноза». С этой целью проводится изу­чение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;

прогностическая и экспертная функции заключаются в проектировании развития личности ребенка, групп детей; в разработке программ, проектов, планов соци­ально-педагогического развития микрорайона, учреж­дения, его социально-педагогических структур; в экс­пертизе аналогичных документов и материалов;

организационно-коммуникативная функция — вклю­чение классных руководителей, учителей-предметни­ков, воспитателей, психологов, а также добровольных помощников, населения микрорайона в социально-пе­дагогическую работу, в совместный труд и отдых, де­ловые и личностные контакты; сосредоточивание ин­формации и налаживание взаимодействия между раз­личными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;

охранно-защитная функция направлена на использо­вание имеющегося арсенала правовых норм для защи­ты прав и интересов личности, содействие примене­нию мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, до­пускающих прямые или опосредованные противоправ­ные воздействия на подопечных социального педагога;

социально-компенсаторная функция предполагает разработку и реализацию комплекса мер, способству­ющих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личност-но-семейных обстоятельств;

посредническая функция — осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным уч­реждением, ближайшим окружением.

Как видим, социальный педагог — многогранный специалист. Он диагност, психолог, практик-социолог, социальный работник. Он должен дать ребенку тепло­ту и сердечность, заботу и внимание, которого так ча­сто не хватает детям «группы риска». Эта профессия требует особой деликатности, внимания к каждому конкретному человеку, отзывчивости, душевной теп­лоты.

Функциональные обязанности социального педаго­га в конкретном учреждении определяются индивиду­ально с учетом особенностей данного учреждения и со­циально-педагогической ситуации. Рассмотрим обязан­ности социального педагога на примере обязанностей социального педагога по опеке и попечительству, ра­ботающего на микроучастке школы.

Социальный педагог по опеке и попечительству: О организует выявление детей и подростков, оставших­ся без попечения родителей, и детей, нуждающих­ся в защите государства, проживающих в неблаго­получных семьях. Ставит их на учет в школе и орга­нах опеки и попечительства; О производит первичное обследование условий жизни, и воспитания этих несовершеннолетних с составле­нием акта обследования по результатам проверки. При выявлении у несовершеннолетнего квартиры, имущества обеспечивает их сохранность и сообщает об этом соответствующим специалистам по охране детства органа управления образованием; О при выявлении семей, где у несовершеннолетних имеется угроза для жизни, совместно со специалис­тами по охране детства, милицией, судоисполнителями, прокуратурой участвует в процессе изъятия ре­бенка из семьи, помещения его в приют временно­го пребывания, организует дальнейшее устройство ребенка; О на закрепленном микроучастке ведет учет детей из неблагополучных семей, опекаемых детей; осуще­ствляет систематический контроль за их воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материаль­но-бытовым содержанием, содействует организации их досуга. При выявлении ущемления прав детей принимает незамедлительные меры к защите их ин­тересов; О оказывает помощь законным представителям ребен­ка в получении необходимых документов для назна­чения пособия, устройства несовершеннолетних в детские интернатные учреждения, на опеку, усынов­ление, на работу, в учебные заведения; О совместно с РОВД, комиссией по делам несовер­шеннолетних (КДН), общественностью, специали­стами органа управления, участковым врачом, орга­низует профилактическую работу с неблагополучны­ми семьями, готовит материалы в суд на лишение родительских прав, отобрание детей, восстановле­ние родительских прав и т.д.; О оказывает педагогическую помощь опекунам, роди­телям и детям в этих семьях. Работает в тесном кон­такте с классным руководителем, учеником, учите­лем; О организует работу по педагогической коррекции с целью формирования социально-адаптивной лично­сти; о знакомит опекунов с их правами и обязанностями, нормативными и юридическими документами; О вовлекает через различные формы работы детей в со­циально-педагогический процесс как активных субъ­ектов; о совместно с КДН, Центром занятости решает воп­рос временного и постоянного трудоустройства под­ростков из семей, состоящих на учете; совместно с Комитетом образования организует лет­ний отдых, с Комитетом здравоохранения — сана­торно-курортное лечение подопечных. Для успешной реализации своих функциональных обязанностей социальный педагог по опеке и попечи­тельству должен знать: законодательные и норматив­но-правовые документы по охране детства, основы, формы и методы социальной педагогики; основные за­кономерности развития личности детей и подростков, специфику их потребностей, интересов, установок, мо­тивов, степень их удовлетворенности; специфику ра­боты в социальной среде; содержание, формы и мето­ды работы с семьей; основные функции социального педагога данного звена; функции и права учреждений, связанных по работе с семьей и подростками; основы трудового законодательства, нормативные документы; правила охраны труда, техники безопасности; методи­ку диагностических исследований семьи, развития лич­ности; способы анализа и программирования своей ра­боты.

Первое, с чего начинает работу социальный педа­гог, — это изучение микроучастка, закрепленного за ним. Процесс изучения микроучастка состоит из двух составляющих:

1. Изучение структуры микрорайона школы и участ­ка, закрепленного за педагогом. Установление про­фессиональных связей по организации социально-педагогической работы. Изучение социального пас­порта микрорайона школы (или его разработка, если он отсутствует).

2. Выявление семей группы социального риска, в ко­торых дети нуждаются в социально-педагогической помощи и защите со стороны государства.

После выявления семей, в которых дети нуждаются в социально-педагогической помощи и защите, соци­альный педагог организует педагогическую, психоло­гическую, медицинскую диагностику детей, более глу­боко изучает семейные отношения. По результатам ком­плексной диагностики определяет программу своей ра­боты с конкретной семьей и ребенком.

Как правило, социальный педагог не в состоянии сам решить абсолютное большинство проблем ребенка или его семьи. Тут уж поистине один в поле не воин. Поэтому целесообразно на этапе планирования рабо­ты с ребенком (семьей) определить, с какими педа­гогами, психологами, организациями и учреждениями придется взаимодействовать в период решения постав­ленных задач. Комплекс мер, принимаемых социальны­ми педагогами, исходит из идеи предотвращения со­циального сиротства, приоритета воспитания ребенка в родной биологической семье, ориентации своих кли­ентов на самостоятельное и разумное решение стоящих перед ними проблем.

Социальные педагоги так строят свою работу, что­бы все члены семьи смогли почувствовать, что им хо­тят помочь. Для этого ими используются самые разно­образные приемы и методы работы: индивидуальной и групповой терапии, комбинированной социально-пе­дагогической профилактики, комплексной поддержки и другие. Следует обратить внимание на необходимость умелого использования «ситуации успеха» (обращать внимание клиента на положительные изменения: по­рядок в доме, макияж, прическу и др.). Здесь особенно важны такие личностные и профессиональные качества социального педагога, как наблюдательность, способ­ность к сравнению, деликатность.

При использовании «ситуации выбора» (например: родители будут заниматься воспитанием ребенка или будет поставлен вопрос о лишении родительских прав) необходимо хорошее знание не только отношений в се­мье, но и личностных качеств каждого ее члена, в этом случае нужна определенная осторожность, недопусти­мы поспешность и тем более — угроза. Здесь необходи­мо профессиональное аргументированное рассмотрение ситуации.

План (программа) работы социального педагога с * семьей (ребенком) составляется на период, который определяется самим педагогом в зависимости от кон­кретной ситуации и сложности проблемы. План может; охватывать промежуток времени в один или несколько месяцев. Для решения сложных социально-педагогичес­ких задач можно использовать несколько программ-пла­нов, которые отражают направления действий специа­листов по социальной, медицинской, психологической или педагогической помощи.

Организационные формы работы социальных педа­гогов со своими подопечными и сподвижниками до­вольно разнообразны. Условно их можно объединить в следующие три группы:

· индивидуальные формы работы социального педа­гога с клиентом (беседы, консультации, наблюдения, регулирование отношений, коррекционная ра­бота и др.);

· совместные формы работы со специалистами реа­билитационных учреждений, учреждений социаль­ной защиты населения, общего и дополнительного образования, клубных и других учреждений в це­лях оказания комплексной социально-педагогичес­кой и иной помощи своим клиентам (клубы обще­ния, «Ориентир», «Детская светелка»; «Детская ад­вокатура», «Социально-психолого-педагогический консилиум» и др.);

· кооперативный формы работы — объединение со­циальных педагогов, руководителей и специалистов различных учреждений и организаций для проведе­ния массовых мероприятий и акций милосердия в целях социальной защиты несовершеннолетних, борьбы с беспризорностью, наркоманией и др. Формы работы социальных педагогов чрезвычайно многообразны, но все они базируются на благородном желании помочь людям преодолеть трудности жизнен­ного пути.

Вопросы и задания

1. Почему профессия «социальный педагог» появилась в России значительно позже, чем за рубежом?

2. Чем обязанности социального педагога отличаются от обязанностей воспитателя, классного руководителя?

3. Какие личностные качества, знания и умения являются необходимыми в профессиональной деятельности соци­ального педагога?

4. Возникает ли потребность в социально-педагогической помощи в благополучных семьях?

5. Как бы вы разделили функции психолога и социального педагога в работе с трудновоспитуемыми детьми и под­ростками?

6. Одна из могущественных сил, побуждающих личность к активной деятельности, — это надежда на успех. Соци­альный педагог в своей работе начал утрачивать надежду на успех. Как он должен поступить дальше? Обоснуйте свой ответ.

7. Составьте диагностическую карту (систему вопросов, про­верочные ситуации, объекты для наблюдений) для вы яснения причин формирования характера трудновоспи­туемых подростков. 8. Разработайте программу социально-педагогического об­следования микрорайона с тем, чтобы по его результа­там можно было оформить социально-педагогическую карту микрорайона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: