Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения

Социальная защита населения — это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления (п. 28 ст. 6) в области социальной защиты населения к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, относятся обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.

Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения определяются федеральными законами от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12 января 1995 г. «О ветеранах», Законом РФ (в редакции от 20 апреля 1996 г.) «О занятости населения в Российской Федерации», а также рядом других законодательных актов.

Деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в законодательстве определяется как социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание населения — одно из направлений деятельности по социальной защите населения. Оно осуществляется системой социальных служб, включающей государственную и муниципальную систему. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, которые осуществляют управление этой системой в соответствии с их компетенцией.

Учреждениями социального обслуживания населения являются:

- комплексные центры социального обслуживания населения;

- территориальные центры социальной помощи семье и детям;

- центры для несовершеннолетних;

- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению;

- центры (отделения) социальной помощи по телефону;

- центры (отделения) социальной помощи на дому;

- дома ночного пребывания;

- специальные дома для одиноких престарелых;

- стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками), геронтологические центры;

- другие учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. Местные органы управления социального обслуживания и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги, образуют муниципальный сектор социального обслуживания.

Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственности за обеспечение его качеств и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторе социального обслуживания.

Органы местного самоуправления предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания в соответствии с федеральным и территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Они осуществляют строительство, содержание и организацию работы предприятий и учреждений социального обслуживания населения.

Органы местного самоуправления принимают участие в деятельности государственной службы реабилитации инвалидов, представляющей собой совокупность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. Они создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям, для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.

Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренных законодательством мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов, в порядке и размерах, устанавливаемых органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Эти средства используются целевым назначением только на мероприятия по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы по обеспечению жилой площадью сверх тех, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Они с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социального обслуживания инвалидов, создают специальные службы социально-бытового обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.

Органы местного самоуправления участвуют в руководстве государственной службой по делам ветеранов, осуществляют систему мер, направленных на обеспечение социальной защиты ветеранов. Они определяют условия капитального ремонта принадлежащих ветеранам жилых помещений за счет средств местных бюджетов; первоочередного получения ветеранами местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуска древесины на корню для строительства жилых домов; устанавливают дополнительные основания признания инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, а также членов их семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Решения по вопросам социальной защиты ветеранов, деятельности общественных объединений ветеранов принимаются органами местного самоуправления при участии представителей соответствующих органов объединений ветеранов. Органы местного самоуправления принимают участие в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Важную роль в осуществлении этой деятельности играют муниципальные центры социального обслуживания.

Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях, находятся в их ведении и осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг. Они занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в полустационарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.

В целях решения вопросов трудоустройства инвалидов, граждан пожилого возраста и трудовой реабилитации инвалидов муниципальные центры социального обслуживания вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, надомные производства, а также организовывать курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Цехи, производственные мастерские, надомные производства и подсобные хозяйства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания и подлежат льготному налогообложению. Доход от их деятельности поступает на развитие социального обслуживания в муниципальные центры социального обслуживания.

При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться магазины по торговле продовольственными и промышленными товарами первой необходимости по льготным ценам для граждан пожилого возраста и инвалидов, в семьях которых среднедушевой доход на каждого челна семьи ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

На основании решения органов местного самоуправления принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию.

Муниципальные центры социального обслуживания могут осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям.

Деятельность муниципальных центров социального обслуживания финансируется из средств соответствующих бюджетов, целевых социальных фондов, доходов от их хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законом. Финансирование деятельности муниципальных центров социального обслуживания осуществляется из средств местных бюджетов. Размеры расходов на эти цели определяются органами местного самоуправления при утверждении соответствующих местных бюджетов.

Для оказания помощи в деятельности администрации муниципального центра социального обслуживания могут создаваться общественные (попечительские) советы.

Важную роль в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов играет решение жилищных вопросов. Для этого учрежден муниципальный жилищный фонд социального использования. Он включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные, предназначенные для постоянного или временного проживания и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Архитектура, планирование и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должны соответствовать возрастным и физиологическим особенностям граждан пожилого возраста и инвалидов.

Муниципальный жилищный фонд социального использования является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляются одиноким гражданам, гражданам, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, при сохранении указанными гражданами способности к самообслуживанию и несоответствии условий их проживания требованиям жилищного законодательства, в порядке, установленном жилищным законодательством.

Жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов являются муниципальной собственностью и не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем или аренду. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в этих жилых помещениях, не разрешается раздел занимаемой жилой площади, прописка других лиц, а также вселение временных жильцов без разрешения на то органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления обеспечивают жилыми помещениями вне очереди детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания и являющихся сиротами или лишенными попечительства родителей, по достижении ими 18 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы местного самоуправления при поддержке государства осуществляют деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. В соответствии со своей компетенцией они содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста и в пределах установленного законодательством объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Органы местного самоуправления на основании обращения детей и (или) их законных представителей проводят периодическую оценку соответствия услуг, предоставляемых детям, находящимся в соответствующем образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении, учреждении здравоохранения, учреждении социального обслуживания или ином учреждении, в котором осуществляются уход за ними, образовательный и воспитательный процессы, их защита или лечение, государственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни людей.

Принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для социального обслуживания.

Органами местного самоуправления устанавливается порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития детей, оказания им социальной защиты и социального обслуживания детей.

Органами местного самоуправления осуществляется защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Органы местного самоуправления могут принимать решения о проведении мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с действиями органов исполнительной власти в части поддержки федеральных, региональных, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также мероприятий, осуществляемых в данной области. Они могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами об оказании услуг по социальному обслуживанию детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Финансирование этих мероприятий осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Мероприятия по разработке и реализации местных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления предоставляют в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей, решают вопросы усыновления (удочерения), опеки и попечительства.

В целях координации муниципальной деятельности в сфере охраны семьи, материнства и детства в структуре органов местного самоуправления предусматривается создание комитетов по вопросам женщин, семьи и детей. Органы местного самоуправления вправе принимать региональные программы, направленные на решение вопросов социальной поддержки семьи, материнства и детства.

В соответствии с Порядком организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г., на органы местного самоуправления, выполняющие функции органа опеки и попечительства, возложено осуществление первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, в целях передачи детей на воспитание в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности — в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

В Российской Федерации в законодательном порядке установлены государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий. Назначение, пересчет, выписку и доставку государственных пенсий осуществляют местные органы социальной защиты населения. Они из собственных и привлеченных средств вправе назначить и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям.

Одной из наиболее важных сторон социальной защиты населения является социальная защита от безработицы. Согласно действующему законодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы повышения уровня занятости населения. Они определяют максимальную удаленность подходящей работы1 от места жительства безработного с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Органы местного самоуправления могут принимать решения, предусматривающие не противоречащие федеральному законодательству условия и порядок выплаты пособия по безработице, приведенного в федеральном законодательстве определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице, вознаграждение за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет средств субъектов Федерации.

Органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принятии решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование этих мероприятий. По предложению и при участии органов службы занятости они организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — в других организациях.

Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Органы местного самоуправления определяют для трудоустройства работодателями число граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Кодекс законов о труде РФ закрепляет право органов местного самоуправления осуществлять квотирование рабочих мест для трудоустройства молодежи.

В целях повышения уровня занятости населения органы местного самоуправления организуют общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий и сооружений и т.д. за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств.

Самостоятельность органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения сочетается с согласованностью их действий с органами власти субъектов Федерации при реализации федеральной программы содействия занятости населения.

Глава 28. Полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу

Конституция РФ (ст. 132), Закон об общих принципах организации местного самоуправления (ст. 6) относят к предметам ведения местного самоуправления охрану общественного порядка. И вместе с тем Конституция РФ, возлагающая на Правительство РФ обязанность осуществлять меры по охране общественного порядка, УК РФ, устанавливающий уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающий административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок, федеральные законы, регламентирующие деятельность правоохранительных органов, дают основания для вывода, что охрана общественного порядка — это важнейшая функция государства.

Деятельность органов местного самоуправления по охране общественного порядка — это часть деятельности всей системы правоохранительных и судебных органов, а также различных государственных служб, инспекций, осуществляющих функции государственного надзора и контроля и обеспечивающих режим законности в государстве. При этом надо иметь в виду, что охрана общественного порядка как предмет деятельности органов местного самоуправления, как предмет ведения муниципальных образований должна иметь конкретное содержание, правовые границы, которые в настоящее время на законодательном уровне четко не определены.

Охрана общественного порядка — это прежде всего обеспечение общественной безопасности на улицах, транспорте и в иных общественных местах.

Представление о содержании деятельности, связанной с обеспечением охраны общественного порядка, дают, в частности, соответствующие разделы УК РФ и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

УК РФ (разд. IX) предусматривает уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности и общественного порядка, относя к данному виду:

а) преступления против общественной безопасности (массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, нарушение правил пожарной безопасности и др.);

б) преступления против здоровья населения и общественной нравственности (нарушение санитарно-эпидемиологических правил, организация объединения, посягающего на личность и права граждан, организация или содержание притонов для занятий проституцией и др.);

в) экологические преступления (загрязнение вод, атмосферы, незаконная охота и др.).

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (гл. 13) называет следующие правонарушения, посягающие на общественный порядок: мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и не отведенных для этого местах, распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде и др.

Таким образом, речь идет главным образом об общественных отношениях, возникающих между людьми в процессе их общения на основе правовых и иных социальных норм, как правило, в общественных местах — местах, свободных для открытого доступа неопределенно широкого круга лиц. При этом следует учитывать, что при наличии сведений о возможной угрозе жизни, здоровью, причинения вреда или уничтожения имущества в иных местах, муниципальные органы охраны общественного порядка должны принять необходимые меры по защите интересов и прав человека, государства и общества.

В постановлении Правительства РФ от 10 марта 1999 г. «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999—2000 годы» констатируется, что преступность в России, несмотря на принимаемые усилия, все более приобретает характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Сложной остается оперативная обстановка на улицах и в других общественных местах. Тревожны темпы роста преступности несовершеннолетних и молодежи, рецидивной преступности. Ослаблена система профилактики преступлений и правонарушений.

Основные задачи по охране общественного порядка на территории муниципальных образований призвана сегодня решать милиция общественной безопасности, сформированная на основе Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции».

В соответствии с Законом милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную, основными задачами которой являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывшихся от правосудия, и милицию общественной безопасности.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Указом Президента РФ от 12 февраля 1993 г. утверждено Положение о милиции общественной безопасности в Российской Федерации.

Милиция общественной безопасности является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. В районах, городах милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность министрами Внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

В состав милиции общественной безопасности согласно Положению о ней входят: дежурные части; участковые инспекторы милиции; изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; подразделения патрульно-постовой службы милиции, государственная инспекция безопасности дорожного движения и другие подразделения.

Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определяются Правительством РФ.

В соответствии с Законом «О милиции» численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых министром внутренних дел РФ.

Органы местного самоуправления с учетом местных условий и необходимости усиления борьбы с нарушениями общественного порядка вправе выделять дополнительные финансовые средства для создания новых или увеличения сверх нормативов штатной численности уже существующих подразделений милиции общественной безопасности, а также для укрепления ее материально-технической базы, в том числе за счет привлечения финансовых ресурсов предприятий, учреждений и организаций, местных налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований объединений и граждан.

Увеличение расходов органов местного самоуправления, связанное с выполнением решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, компенсируется указанными органами. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

Начальники милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главами субъектов) внутренних дел субъектов Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований.

Однако следует учитывать, что Закон об общих принципах организации местного самоуправления, закрепляя за органами местного самоуправления функцию охраны общественного порядка, относит к ведению муниципальных образований также организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью. Таким образом, Закон предполагает формирование и функционирование муниципальных органов охраны общественного порядка и устанавливает самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении охраны общественного порядка.

В целях создания правовых, организационных и материальных основ реализации положений Закона Президент РФ издал Указ от 3 июня 1996 г. «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка». Предполагается разработка и принятие законов, предусматривающих комплексный подход к решению задач, связанных с формированием муниципальных органов охраны общественного порядка вне системы Министерства внутренних дел РФ, с учетом определения условий и порядка контроля со стороны государства за реализацией муниципальными органами охраны общественного порядка своих полномочий, их взаимодействия с органами внутренних дел Российской Федерации. Органам местного самоуправления рекомендуется предусматривать в уставах муниципальных образований выборность населением руководителей муниципальных органов охраны общественного порядка.

В целях ускорения процесса формирования муниципальных органов охраны общественного порядка и впредь до принятия соответствующего федерального закона в соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г., которым утверждено Положение о порядке проведения в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления, в ряде муниципальных образований проводится эксперимент по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления.

Основными целями эксперимента являются:

- определение правовых, организационных, материальных и иных условий, необходимых для формирования и функционирования муниципальных органов охраны общественного порядка;

- поиск оптимальных путей формирования муниципальных органов охраны общественного порядка, определение их организационно-правовых форм и объема полномочий, направлений и способов взаимодействия с другими субъектами правоохранительной деятельности;

- определение порядка контроля со стороны государства, органов местного самоуправления и населения за деятельность муниципальных органов охраны общественного порядка.

В ходе эксперимента министерства, главные управления и управления внутренних дел субъектов Федерации (участников эксперимента) определяют совместно с органами местного самоуправления подразделения и службы милиции общественной безопасности, которые примут участие в эксперименте, решают организационно-штатные, кадровые и другие вопросы, связанные с проведением эксперимента.

Промежуточные и окончательные итоги эксперимента подводятся на заседаниях Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации. Межведомственная комиссия при Совете по местному самоуправлению в Российской Федерации по проблемам реализации органами местного самоуправления конституционного права на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка должна обобщить результаты эксперимента и до 1 января 2000 г. внести Президенту РФ предложения по реализации органами местного самоуправления конституционного права на самостоятельное осуществление охраны общественного порядка.

Результаты эксперимента будут учитываться при разработке и принятии федерального закона о муниципальных органах охраны общественного порядка.

В решении задач по обеспечению охраны общественного порядка на территории муниципального образования участвуют комиссии: административная, по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательная, которые создаются при органах местного самоуправления (администрации муниципальных образований).

Административная комиссия образуется для рассмотрения дел о совершении административных проступков и наложения на виновных лиц взысканий в административном порядке. Административные комиссии рассматривают дела об административных проступках, отнесенные к их ведению Кодексом об административных правонарушениях РСФСР.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, в пределах своей компетенции согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обеспечивают:

а) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

б) организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

в) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учерждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

д) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»;

е) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

ж) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодатльством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Наблюдательные комиссии участвуют в осуществлении контроля за соблюдением законности в местах лишения свободы, в решении вопросов, связанных с социальной поддержкой граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в такой помощи.

Представительные органы местного самоуправления вправе формировать постоянные депутатские комиссии по вопросам охраны общественного порядка, прав и свобод граждан, которые не наделены какими-либо властными полномочиями: они осуществляют подготовку к рассмотрению представительным органом проектов решений, предложений по проблемам общественной безопасности на территории муниципального образования.

Для обеспечения охраны общественного порядка органы местного самоуправления могут привлекать граждан, общественные организации, предприятия, используя для этого различные организационно-правовые формы. Одной из таких форм являются народные дружины, получившие в прежние годы широкое развитие в городах, поселках, селах. Используется эта форма участия граждан в охране общественного порядка и сегодня. Более того, в ряде случаев деятельность народных дружин стимулируется государством.

Так, Правительство РФ приняло постановление «О порядке привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации», которым был утвержден Порядок привлечения граждан к охране государственной границы. В соответствии с этим постановлением в районе, городе решениями соответствующих органов местного самоуправления могут создаваться штабы народных дружин из представителей органов местного самоуправления, командиров народных дружин, структурных подразделений Пограничных войск РФ.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий содействуют судебным органам, прокуратуре в их работе по обеспечению законности на территории муниципального образования. Правоохранительные органы осуществляют подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью органам местного самоуправления. Координацию деятельности правоохранительных органов на территории городов, районов осуществляют в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» соответствующие прокуроры. Руководители органов местного самоуправления могут приглашаться на координационные совещания, которые созываются прокурорами городов, районов.

Охрана общественного порядка предполагает неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан, пресечение любых действий, направленных на их нарушение. Граждане вправе обращаться в органы местного самоуправления по вопросам реализации и защиты своих конституционных прав и свобод. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны рассматривать индивидуальные и коллективные обращения граждан и давать ответ по существу таких обращений в течение одного месяца.

В соответствии с Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями в области защиты прав ребенка. В частности, они содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка, разрабатывают и реализовывают местные целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, не имеющих органов «внутренних дел, ведут регистрацию граждан, которые реализуют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. В ведении органов местного самоуправления находятся также организационно-правовые и иные вопросы, связанные с проведением собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

Трудовые арбитражи, рассматривающие в соответствии с законом коллективные трудовые споры, информируют в случае необходимости органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного спора, ибо работники в целях защиты своих трудовых прав вправе организовывать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, а также забастовки. Органы местного самоуправления обязаны, принять зависящие от них меры для обеспечения в период забастовки общественного порядка.

В тех случаях, когда прекращение работы в организациях и на предприятиях связано с безопасностью людей, при проведении забастовки должен быть обеспечен минимум необходимых работ (услуг). Он определяется соглашением сторон коллективного трудового спора совместно с органом местного самоуправления. В случае недостижения соглашения минимум необходимых работ (услуг) устанавливается органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления принимают в пределах своей компетенции меры по обеспечению безопасности дорожного движения, самостоятельно решая в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» эти вопросы. Они принимают меры к обустройству дорог, которые находятся в их ведении; вводят временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах в целях обеспечения безопасности дорожного движения; осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

В соответствии с законом органы местного самоуправления обеспечивают противопожарную безопасность в муниципальном образовании. К их ведению относится организация муниципальной пожарной службы. В настоящее время, согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности», действуют государственная противопожарная служба, ведомственная пожарная охрана, добровольная пожарная охрана. Муниципальную пожарную службу еще предстоит сформировать.

Закон относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности:

- организацию выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;

- участие в выполнении федеральных и региональных целевых программ;

- выделение в местных бюджетах расходов на пожарную безопасность;

- создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местного бюджета (муниципальной пожарной службы);

- установление специальных местных налогов и (или) целевых сборов с граждан и юридических лиц на обеспечение пожарной безопасности;

- содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

Органы местного самоуправления предоставляют добровольным пожарным социальные гарантии, определяют предельную численность добровольных пожарных и график дежурств населения службы в подразделениях пожарной охраны.

Закон возлагает на органы местного самоуправления обязанность организовывать обучение населения мерам пожарной безопасности.

Органы местного самоуправления могут входить в состав учредителей фонда пожарной безопасности — не имеющей членства некоммерческой организации, создаваемой в целях реализации мер пожарной безопасности. Типовой устав фонда пожарной безопасности утвержден постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996г.

В случае стихийных бедствий, экологических катастроф, Эпидемий, эпизоотии, пожаров, массовых нарушений общественного порядка органы местного самоуправления осуществляют предусмотренные законодательством действия по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и прав.

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. «О гражданской обороне» определяет задачи и полномочия органов местного самоуправления в области гражданской обороны.

Гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и, культурных ценностей на территории государства от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

К основным задачам органов местного самоуправления в области гражданской обороны относятся:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер.

Гражданская оборона организуется по, территориально-производственному принципу.

Руководство гражданской обороной на территории муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления (местной администрации), являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий на территория муниципальных образований:

- организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны;

- осуществляют меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности;

- организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны и объекты гражданской обороны;

- проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения;

- проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- осуществляют контроль за состоянием гражданской обороны.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами местного самоуправления, возмещаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Органы местного самоуправления совместно с военными комиссариатами организуют воинский учет и призыв граждан на военную службу, участвуя таким образом, как и в случае с организацией гражданской обороны, в осуществлении государственной функции.

В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный учет граждан осуществляют органы местного самоуправления.

Первоначальная постановка гражданина мужского пола на воинский учет осуществляется комиссией по постановке граждан на воинский учет в год достижения гражданином 17-летнего возраста. Состав комиссии утверждается главой органа местного самоуправления (местной администрации).

Призыв на военную службу призывников организует глава органа местного самоупрвления совместно с военным комиссаром муниципального (административно-территориального) образования. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, которая создается решением главы органа местного самоуправления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: