Финансирование судов призвано обеспечивать полное и независимое осуществление правосудия в соответствии с федеральным законом.
Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов. Объем бюджетного финансирования указывается отдельными строками в федеральном бюджете.
Составление проекта федерального бюджета в части финансирования судов проводится Правительством Российской Федерации во взаимодействии с председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. В этой работе принимают участие и руководители Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации совместно с Советом Судей Российской Федерации. В случае разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения соответствующих судов, а также Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Совета судей Российской Федерации вместе со своим заключением.
Уменьшение объема бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году либо подлежащих предоставлению на очередной финансовый год, не более чем на 5% может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации.
Уменьшение размера бюджетных средств, предоставленных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году либо подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5% может осуществляться только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации.
Построение в Российской Федерации правового государства неразрывно связано с необходимостью коренных преобразований в сфере правосудия — превращения его в реально независимую и самостоятельную ветвь власти. Должному функционированию судебной системы препятствует постоянный дефицит финансирования, что приводит к недостатку материально-технических ресурсов. Это способствует переносу сроков рассмотрения дел, сокращению количества принимаемых решений, что сужает поле правовой защищенности личности.
Необходимость принятия федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 г. (далее - Программа) была обусловлена углубляющимся кризисом в деятельности судов общей юрисдикции в связи с неудовлетворительным финансированием их деятельности.
Основная цель Программы - развитие и укрепление судебной системы являющейся самостоятельной ветвью государственной власти.
Важное место в Программе уделяется материально-техническому обеспечению судебной системы. В рамках Программы предусмотрено повышение заработной платы судей.
Намечается существенно улучшить состояние зданий занимаемых федеральными судами. Предполагается обеспечить полное финансирование завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов, значительно увеличить расходы на их текущий ремонт.
В Программе указано на обеспечение органов федерального правосудия надлежащими рабочими площадями. Строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий призвано учитывать минимальную потребность 150 кв. м на одного судью в судах районного звена и 160 кв. м на одного судью в областных судах.
Предполагается создание в судах компьютерных автоматизированных рабочих мест для судей, помощников судей и работников аппаратов судов. Намечается также создание локальных вычислительных сетей, оснащенных централизованными и общедоступными информационно-правовыми и другими информационными ресурсами.
Надлежащее функционирование судебной системы требует привлечения существенных финансовых ресурсов, призванных материально обеспечить обширную программу преобразований в сфере правосудия (табл. 1).
Таблица 1