Пар.28:19. Так унизил Господь Иудею за Ахаза, царя Иудейского, потому что он развратил Иудею и тяжко грешил пред Господом

Пар.28:20. И пришел к нему Феглафелласар, царь Ассирийский, но был в тягость ему, вместо того, чтобы помочь ему,

2Пар.28:21. потому что Ахаз взял сокровища из дома Господня и дома царского и у князей и отдал царю Ассирийскому, но не в помощь себе.

О набегах на Иудею идумеян и филистимлян при Ахазе также определенно говорит лишь 2 Пaралипоменон. Но известие об идумеях и их угрожающих Иудее действиях находит себе подтверждение в сообщении (4Цар. 16:6): об отнятии идумейского Елафа у Иудеи при Ахазе царем сирийским; указание же на враждебное и вызывающее поведение филистимлян при Ахазе заключается у пророка Исайи (Ис. 14:28–29). Упоминаемые в ст. 18 города, занятые филистимлянами, расположены были все в колене Иудином, в юго-западной его части, на границе с землей Филистимской. Из них впервые здесь и всего однажды в Библии упоминается "Гимзо", LXXΓαμζώ, (также Γαμεζαὶ, Γαμζαί), Vulg. Gamzo, слав.: "Гамзон" – город восточнее Лидды теперь Gimzu (Robinson. Palastin, III, 271)."Вефсамис" – о положении этого священнического города см. примеч. к (Нав. 15:10; 1Цар. 6:9; 3Цар. 4:9) в Толков. Библии т. II. О положении левитского города "Аиалона» (в колене Дановом) см. замеч. к (Нав. 10:12, 19:42) – Толков. Библия II. "Гедероф" или Гедера – ныне деревня Катра или Гадра, ср. (1Мак. 15:39, 16:9) и примеч. к (Нав. 15:36) – Толков. Библия II. Сн. Guenin, Iudee II, 35 ff. "Сохо" – было два города этого имени, оба в колене Иудином: один в равнине, (Нав. 15:35); ср. (3Цар. 4:10; 2Пар. 11:7), другой в горах Иудиных (Нав. 15:48), см. Толков. Библию II, с. 335 и 336. О положении "Фимны» или Фамны (Onomast. 292) в гористой части Иудина колена см. замеч. к (Быт. 38:12–14) – Толков. Библия I; это теперешняя Тибне в 4-х часах пути к западу от Вифлеема. Другая Фимна (Нав. 15:10) по первоначальному разделению находилась в колене Дановом (Нав. 19:43), но большей частью находилась в руках филистимлян (Суд. 14:2, 5). См. замеч. о ней в Толков. Библии II, с. 334 и 373; это Фимна или Фамна, вероятно, имеется в виду в рассматриваемом месте 2 Пaралипоменон. Кроме того, известно сходное название Фомнаф-Сараи (Нав. 19:50); Onomast. 500, где был погребен Иисус Навин (Нав. 24:30–31) – город на горе Ефремовой. Обстоятельнейшее исследование о положении этого последнего города дано у проф. А.А. Олесницкого, Святая Земля, т. II, с. 307–371 – Сн. Толков. Библия II, с. 345–346.

О малодушном посольстве Ахаза к царю ассирийскому (в принятом евр. тексте ст. 16 стоит "к царям", /ал малхе,/ но код. 188 у Кенник. У LXX, Vulg., слав. имеется единств, число: «к царю Ассурску»), т.е. Тиглат-Пилезеру за помощью против израильского царя и о богатых дарах, какими купил Ахаз эту помощь у ассирийского царя (2Пар. 28:16, 21), говорит совершенно согласное с (4Цар. 16:7–8). См. Толков. Библию II. Вместе с тем (2Пар. 28:20) – добавляет, что помощь ассирийского царя скорее была в тягость Ахазу – как предупреждал об этом царя иудейского пророк Исайя (Ис. 7:17, 8:7), и как это фактически подтверждает (4Цар. 15:29) – свидетельством о вторжении Тиглат-Пилезера в пределы Израильского царства и отнятых нескольких городах, причем он не делал различия между городами того и другого еврейского царства. Ср. Толков. Библия II, 515–516.

Пар.28:22. И в тесное для себя время он продолжал беззаконно поступать пред Господом, он – царь Ахаз.

2Пар.28:23. И приносил он жертвы богам Дамасским, думая, что они поражали его, и говорил: боги царей Сирийских помогают им; принесу я жертву им, и они помогут мне. Но они были на падение ему и всему Израилю.

Пар.28:24. И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме,

Пар.28:25. и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих.

Xарактеристика здесь нечестия Axaзa и его идолопоклонства и гонения на религию Иеговы – более сжатая, чем в (4Цар. 16:10–18). См. Толков. Библию т. II. Закрытый Ахазом храм (ст. 24) оставался в таком положении до смерти Ахаза, и только Езекия при вступлении на царство открыл двери храма (2Пар. 29:1–3).

Пар.28:26. Прочие дела его и все поступки его, первые и последние, описаны в книге царей Иудейских и Израильских.

Пар.28:27. И почил Ахаз с отцами своими, и похоронили его в городе, в Иерусалиме, но не внесли его в гробницы царей Израилевых. И воцарился Езекия, сын его, вместо него.

Сн. (4Цар. 16:19–20). О «книге царей иудейских и израильских» см. замечание к (2Пар.27:7).

Истории следующего, 13-го царя иудейского Езекии посвящены во 2 Паралипоменон четыре главы XXIX-XXXII включительно, соответствующие 4 Царств XVIII-XX гл. Лишь в немногих местах эти параллельные повествования дословно сходны; большей же частью 2 Паралипоменон совсем кратко касается того, о чем подробно рассказывает 4 Царств и весьма подробно излагает то, на что в 4 Царств имеется лишь простое указание или краткое упоминание. В целом, 2 Паралипоменон XXIX-XXXII в отличие от 4 Царств XVIII-XX гл. и книги порока Исаии XXXVI-XXXIX (также относящихся к истории царствования Езекии), рассматривает и излагает царствование Езекии не столько с точки зрения государственно-теократической и религиозно-прагматической, как 4 Царств и книга пророка Исайи, – сколько со стороны церковно-богослужебной деятельности и богослужебных реформ царя Езекии. Ср. Толков. Библия II, с. 521–522.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: